суббота, 17 мая 2014 г.

Почему свидетелей Иеговы преследовали в нацистской Германии



Почему свидетелей Иеговы преследовали нацисты? На этом вопросе любят спекулировать люди ведущие пропаганду против свидетелей Иеговы. Доходит даже до обвинений, что руководство свидетелей Иеговы само виновато в преследованиях и ничего не сделало для защиты свидетелей Иеговы в Германии.  Основываясь на исторических фактах, в этой статье будут рассмотрены причины преследования свидетелей Иеговы в нацисткой Германии.
Для начала стоит обратить внимание на исторические события в Германии в 1933 году. В 1933 году в Германии было 25 000 свидетелей Иеговы. Это была приблизительно ¼ часть всех свидетелей в мире. 30 января 1933 года Гитлер стал рейхсканцлером Германии. 28 февраля 1933 года в ответ на поджог Рейхстага был издан декрет «О защите народа и государства», прекративший действие основных прав и свобод и создал иллюзию законной основы для преследования политических противников. 5 марта 1933 года были проведены выборы в рейхстаг. Несмотря на серьёзные препятствия, созданные НСДАП другим партиям, национал-социалистам не удаётся получить абсолютного большинства в парламенте. 20 марта 1933 года был создание концентрационного лагеря Дахау недалеко от Мюнхена. Используется для содержания политически неугодных лиц. 1 апреля 1933 года вся литература изданная свидетелями Иеговы была запрещена, в этот же день прошел первый бойкот еврейских магазинов, не имевший впрочем, большого успеха. Далее последовали запрещение свидетелей Иеговы в землях Германии -- 13 апреля — в Баварии, 18 апреля — в Саксонии, 19 апреля — в Гессене, 26 апреля — в Тюрингии, 15 мая — в Бадене. 24 апреля 1933 года полицией был захвачен и опечатан главный офис Общества Сторожевой башни в Магдебурге, при этом было конфисковано всё находящееся там имущество. Однако вскоре здание и имущество было возвращено. 24 июня 1933 года последовал официальный запрет свидетелей Иеговы в Пруссии.

Причины этих запретов были не понятными для свидетелей Иеговы. В Германии еще действовала Веймарская Конституция, ограничения «Декрета о защите немецкого народа», относились скорее к политическим противникам национал-социалистов, но свидетели Иеговы не рассматривали себя таковыми. Для свидетелей Иеговы – национал-социалистическое правительство было законной властью, которой они были готовы подчинятся в этой мере, в какой это не противоречило их религиозным взглядам.  Почему же тогда нацисты  стали преследовать свидетелей Иеговы сразу после прихода ко власти? Критики свидетелей Иеговы дают следующее объяснение преследованиям свидетелей Иеговы:
«Почему именно "свидетелей" сажали в лагеря, вместо того, чтоб заставить работать с большей пользой для государства? За что их так невзлюбили, что засылали за колючую проволоку? Ответ до банальности прост! Для Германского государства, в отличие от других местных сектантов, адепты секты "свидетелей" были "пятой колонной" Америки, поскольку они духовно подчинялись американскому центру. Т.е. для фашистов они были потенциальными агентами влияния вражеского государства. Их нельзя было оставлять на свободе, т.к. через сектантов преданных Бруклину, вполне могли действовать американские разведчики и диверсанты.» Григорий Ян
«Но нацистам не нужна была маленькая маргинальная секта со штаб-квартирой в стане врага, и они проигнорировали ее письмо. Тогда находившийся в безопасности в США» Александр Дворкин. Сектоведение
Но такие “объяснения” хоть и выглядят логично для жителей постсоветского пространства, совершенно не соответствуют фактам. В 1933 году США не были врагом Германии. Германия находилась под ограничениями Версальского договора, так что вопрос о воинской повинности тоже не стоял так остро. Положение национал-социалистов было все еще довольно слабым и они вряд ли бы решились преследовать религиозную организацию, связанную, по их мнению, с властями США. Нет ни одного документа, подтверждающего, что нацисты подозревали свидетелей Иеговы в таких связях. Да и маловероятно, что  такие подозрения вообще могли возникать, если учесть, что свидетелей Иеговы преследовали и в США. Объяснение, которое дают сектоведы, это совершенно не обоснованная экстраполяция обвинений, которые предъявляли свидетелям Иеговы советские власти на ситуацию в Германии.

Относительно заявления критиков, что свидетелей Иеговы преследовали из-за нахождения их руководства в США стоит отметить, что свидетели Иеговы были не единственной организацией, духовные центр которой находился в США. Например, в Германии действовали мормоны, которых в Германии к 1930 году было около 11 000. Кстати, мормоны оказались не только нужными но и очень полезными нацистам,не смотря на то что их было более чем в два раза меньше чем свидетелей Иеговы. Нельзя сказать что нацисты не оказывали на них давления, но  в целом их не подвергли таким жестоким гонениям, как свидетелей Иеговы.

Очевидно, что для нацистов не имело значения где находятся духовные центры религиозных групп, важным было только насколько они готовы сотрудничать с властями. Национал-социалисты требовали и ожидали полного подчинения и полной поддержки своей политики со стороны религиозных организаций.  Любую другую позицию, они воспринимали как  государственную угрозу.

В действительности, искать логические причины преследования  той  или иной социальной  группы – ошибочно. Причиной преследования всегда является ненависть и ксенофобия. Эти явления иррациональны по своей сути, хотя их и пытаются  обосновать логически.  Именно по этому действительные причины преследования могут оставаться непонятными для преследуемых и самих преследователей.

В 1933 году руководители свидетелей Иеговы в Германии предполагали, что причина преследований – это дезинформация властей противниками.С 1920-х годов в немецкой прессе нередко писалось, что деятельность Исследователей Библии(так в то время назывались свидетели Иеговы)  финансируется евреями или масонами с целью осуществления большевистской революции. Не смотря на абсурдность эти обвинения произвели  определенное влияние на правительство Германии. В 1933 году главным врагом национал-социалистов были коммунисты. В письме специального государственного уполномоченного в полицейский департамент Гессена говорилось о подозрении связи свидетелей Иеговы с марксистскими партиями. Так же в письме заявляется, что свидетели Иеговы были неоднократно виновны в нарушении общественного порядка и безопасности. В Пруссии  деятельность свидетелей Иеговы  была запрещена по следующим основаниям:
"Под видом научного изучения Библии Международная ассоциация Исследователей Библии и связанные с ней организации в устной и письменной форме проводят явную клеветническую кампанию против государства и церкви. Называя оба эти института орудием Сатаны, они подрывают основы национального единства. В своих многочисленных публикациях... они глумятся над государством и церковью, злонамеренно извращая библейские иллюстрации. Их методы борьбы отличаются фанатичным воздействием на их последователей; имея солидные денежные фонды, они набирают силу, чтобы подорвать своей большевистской пропагандой нашу культуру... Поскольку стремления вышеупомянутой Ассоциации находится в резком противоречии с интересами нынешнего государства, его культурными и моральными устоями, естественно, что "международные Исследователи Библии" в соответствии с целями своей борьбы рассматривают национал-христианское государство в период его национального подъема как наиболее типичного врага, против которого они и направили все свои силы... Ассоциация Исследователей Библии и связанные с ней общества содействуют внедрению коммунизма также в политической сфере и вскоре могут стать пристанищем всевозможных антиправительственных элементов... Поэтому, чтобы противостоять подрывной деятельности и поддержать общественный порядок и безопасность, необходимо ликвидировать Ассоциацию в целях защиты граждан и государства."
Никаких документальных подтверждений этим обвинениям не было. Не возможно так же достоверно определить происхождение подобных обвинения.   Наиболее вероятно, что их появлению способствовали Немецкая лютеранская и Католическая церкви. После первой мировой войны их положение в Германии значительно ухудшилось. Люди были разочарованы поражением в войне и в церквях заявляющих во время войны, что Бог был на стороне Германии. Тяжелая экономическая ситуация способствовало падению нравов и распространению коммунистической идеологии. Церкви не могли противостоять этому,и  их деятельность не могла существенно изменить ситуацию. Но Свидетели Иеговы, активно ведущие проповедническую деятельность, и предлагающие ясные и понятные ответы на вопросы привлекали людей, в то время как церкви теряли прихожан. Что бы противостоять этому, традиционные церкви Германии использовали страх перед коммунизмом. Поскольку прямые обвинения выглядели бы неправдоподобными, использовались слухи и предположения о связях неугодных церквям организаций с марксистами. В связи с высоким уровнем антисемитизма в Европе и в Германии в частности, распространялись слухи о финансировании таких организаций евреями-сионистами. Конечно в первую очередь церкви были недовольны деятельностью свидетелей Иеговы и именно их обвиняли в связях с коммунистами и евреями. Вот что было написано в книгах по сектоведению выпущенных Католической церковью во Львове в 1935 году:

2014-05-17_191223

2014-05-17_191702

Данные документальные материалы, хоть и не касаются нацисткой Германии непосредственно, но дают представление о том какие сведения о свидетелях Иеговы распространялись среди католиков в 30-е годы.

9 июня 1933 г. в Берлине состоялось совместное совещание представителей рейхсминистерств и Гестапо — с одной стороны, и представителей евангелической и католической церквей Германии — с другой. Целью совещания стало обсуждение дальнейшего плана действий, направленных против свидетелей Иеговы. Католический канонник Пионтек (нем. Piontek) просил о принятии «строгих государственных мер» против сообщества. Старший консисторский советник Евангелической церкви Фишер (нем. Fischer) высказывался об опасности, которую несут свидетели Иеговы для немецкого народа, и говорил о необходимости церквям «бороться с ними собственными методами». Нацисты нуждались в поддержке церквей и борьба с коммунистами, уже вызывала симпатии к нацизму со стороны духовенства. Преследование же свидетелей Иеговы, уже давало основания для развития сотрудничества между церквями Германии и правительством Гитлера. Очевидно, что в результате  подобных встреч, 20 июня 1933 всем церковным приходам Высшим Евангелическим церковным советом Штутгарта было направленно письмо. В нем воспроизводится разъяснение распоряжения окружных и городских полицейских управлений, согласно которому Свидетели Иеговы "своей пропагандистской деятельностью ... вышли за рамки дозволенного, которые, с точки зрения германского христианского общества, должны быть установлены при полном соблюдении права на свободу совести и вероисповедания... При этом они часто даже не останавливаются перед наглой клеветой в адрес христианских церквей и их представительств, которые признаны в Германии как религиозные общества на основе публичного права... Эта подрывная деятельность, представляющая собой злоупотребление правом на свободу слова и сеющая религиозную рознь не только в отдельных семьях, но и во всем обществе, несовместима с представлением немецкого народа о христианском единстве, и поэтому государство больше не может проявлять снисхождение".

Попытка опровергнуть обвинения, предпринятая свидетелями Иеговы на Берлинском конгрессе 25 июня 1933 г., уже не могла ничего изменить – идти на попятную правительство Германии не могло – что такое преследование 25 тыс. чел., если за это можно получить поддержку миллионов католиков и лютеран? На мой взгляд именно желание нацистских властей заручится поддержкой традиционных церквей Германии сыграло значительную роль в преследовании свидетелей Иеговы, а позже и других религиозных групп. Обвинения в связях свидетелей Иеговы с коммунистами было лишь пропагандистским приемом, оправдывающим и обосновывающим преследование свидетелей Иеговы перед общественностью Германии. Нацисты сами вряд ли верили что свидетели Иеговы связаны с коммунистами, иначе их бы не выделяли в отдельную категорию заключенных и не давали возможности освободится просто подписав отречение от веры. В отличии от НКВД, гестапо работало гораздо качественнее и не садило людей по липовым обвинениям. Так что о том что свидетели Иеговы ведут  только религиозную деятельность и что нет доказательств их связей с коммунистами в  гестапо знали.
Очевидно, что для преследования свидетелей Иеговы у нацистов были другие причины. Свидетели Иеговы рассматривались властями как неблагонадежные – они не участвовали в выборах, не отдавали честь государственным символам, не служили в армии, не в ступали общественные организации и НСДАП. Это совершенно не уживалось с политикой национал-социалистической  партии и планами Гитлера по развитию Третьего Рейха.Даже обязательное приветствие “Хайль Гитлер”, было неприемлемым для свидетелей Иеговы. Этого было достаточно, что бы многие свидетели Иеговы потеряли работу, им сокращали. а потом и вообще прекратили социальные выплаты.  

Другое  отношение было поначалу к мормонам, которые вели весьма активную общественную деятельность и нацисты даже обратились к мормонским миссионерам что бы они тренировали баскетбольную команду для Олимпийских игр 1936 года. Мормоны тщательно ведут генеалогические записи, и эти документы попали в руки нацистов, которые пользовались ими для выяснения родства с евреями. Поскольку мормоны учат, что хоть преданность человека должна принадлежать Богу, верующий должен стремится быть полезным обществу, в котором живет. Желание служить двум господинам, привела к тому, что некоторые мормоны стали членами НСДАП. Другие так или иначе поддерживали политику властей, и только единицы были не согласными.

Запрет свидетелей Иеговы в Германии и аресты верующих, вызвали бурю протестов. Познакомившись на собственном опыте с  методами нацистского режима, свидетели Иеговы уже не испытывали никаких иллюзий по отношению к властям Германии. Рутерфорд написал письмо Гитлеру, где весьма резко высказался о нем, предупредив, что если преследования свидетели Иеговы не остановится “Бог уничтожит вас и вашу партию”. Верующие из других стран отправили более 20 000 телеграмм немецкому правительству. 7 октября 1934 г. каждое собрание Свидетелей Иеговы в Германии направило правительству телеграмму со словами о том, что законы Рейха противоречат Законам Бога и Свидетели Иеговы намерены следовать Божьим законам, так как, согласно Библии, законы Бога превыше законов человека. В это же время, не смотря на запрет, свидетеле Иеговы возобновили проповедническую деятельность. Из-за этого критики свидетелей Иеговы заявляют, что в преследовании свидетелей Иеговы виновато руководство, и в частности Рутерфорд.  Православные сектовед Павел Чинилин, расценил такие действия свидетелей Иеговы как предательство  ихним же руководством:
“руководители “Сторожевой башни” не сделали ничего, чтобы уберечь своих последователей от репрессий. Наоборот, все в том же 1933 году они приказали им возобновить свою миссионерскую деятельность, обрекая тем самым на концлагерь не только мужчин призывного возраста, но и женщин, и стариков. В общем, погибшие в лагерях “свидетели Иеговы” были преданы дважды: первый раз своей Родиной, которая насиловала их совесть, второй раз – своими руководителями.
«Прояви они тогда милосердие и прикажи оставаться дома хотя бы женщинам, многие из них, оставшись без привычного занятия, скорее всего разочаровались бы в своей вере.»
О “Декларации фактов”, которую критики используют для обвинения свидетелей Иеговы в попытках сотрудничать с режимом Чинилин забыл. Власти Германии не были заинтересованы в поиске компромиссных решений. Нацисты были удивлены и раздосадованы, что небольшая группа христиан оказывает сопротивление, в то время как традиционные церкви, сотрудничало с властями, и поэтому отреагировали усилением преследования. Развитие национал социалистического режима давало новые поводы для преследования свидетелей Иеговы. Приветствие «Хайль Гитлер!» стало официальным и во шло даже в школьные патриотические церемонии. Для свидетелей Иеговы произносить это приветствие было неприемлемым. Запрет свидетелей Иеговы в Германии включал в себя и отказ в праве  на совместные собрания. Свидетели Иеговы  оказались перед выбором – или полное прекращение религиозной деятельности, или продолжение ее  не смотря, на огромный риск потерять свободу или жизнь. Для любого верующего человека, решение такого вопроса было однозначным и очевидным. По сути аналогичным образом должны были поступить и все остальные конфессии, ведь для любой религии собственные этические  принципы стоят выше государственных законов. Чинилин заявляет, что поскольку у свидетелей Иеговы есть только проповедь, но нет духовной практики, богослужений и социальной деятельности, то  у руководства не было другого выхода, кроме как послать свидетелей Иеговы в концлагеря. Он прав в одном – если бы свидетели Иеговы не говорили о своей вере, то вряд ли  выстояли бы. Молчание было бы одним из первых шагов к предательству. Среди свидетелей Иеговы было небольшое количество людей, которые были не согласны с возобновлением проповеди и выступали за поиск новых компромиссов с режимом. Среди таких людей был Пауль Бельцерайт, руководивший в 1932-1933 филиалом в Магдебурге. Чем закончили эти люди? Бельцерайт и его сын отслужили в Вермахте, а после войны работали на «Штази» против свидетелей Иеговы. Другие став неактивными, так или иначе поддерживали нацисткой режим. Те, кто не молчал, прошли тяжелые испытания, но сохранили веру и человеческое достоинство.Традиционные христианские церкви имели и богатую духовную практику и красивые богослужения, но молчали, и огромное количество их последователей стало соучастниками нацистских преступлений или погибло.

Но когда речь идет о стойкости свидетелей Иеговы критики заявляют, что те поступали так не по своей воле, а просто следовали религиозным запретам, были «зазомбированы», под сильным влиянием, боялись изгнания из секты, потери расположения Иеговы и т. д.  При таких обвинениях намеренно игнорируется ряд факторов. Мировоззрение любого человека формируется сначала под влиянием воспитания, а потом личного выбора человека что читать, к мнению каких авторитетах прислушиваться. Свидетелем Иеговы человек становился добровольно, принимая при этом определённую систему ценностей. Каждый свидетель Иеговы знал о возможных преследованиях, о том что может потерять жизнь или свободу.  Решение проповедовать или нет, каждый так же  принимал руководствуясь собственной совестью. Свидетель отказывающийся проповедовать, получил бы скорее ободрение, а не порицание со стороны старейшин. Свидетели Иеговы были добровольными узниками лагерей --  они могли быть освобождены, если бы подписали отречение от веры. Давление которое оказывалось на свидетелей Иеговы в тюрьмах и лагерях, постоянная идеологическая обработка со стороны лагерного начальства были куда сильнее чем, влияние старейшин. Многие вообще были в одиночном заключении но все равно не здавались. Только небольшое количество свидетелей Иеговы подписали отречение от веры, многие из них в последствии раскаивались за свою слабость.

С 1935 года свидетелей Иеговы  стали отправлять в концлагеря в рамках “защитного ареста”. Филиал в Швейцарии стал собирать сведения о преследовании свидетелей Иеговы в Германии, в числе прочих в филиал попала информация о концентрационных лагерях. В 1938 вышла книга “Крестовый поход против христианства” где было рассказано о преследованиях за религиозные убеждения в германии и даже  давались схемы концентрационных лагерей. В то время в  Германии существование  лагерей замалчивалось, а население воспринимало их как заурядные пенитенциарные учереждения.  Красный Крест  получал тревожные сигналы и посылал комиссии для проверки.  Нацисты отвозили их в специально созданные для этих целей лагеря с относительно нормальными условиями. . До этого, в 1937 году, свидетели Иеговы организовали смелую акцию “20 июня 1937 года, Свидетели Иеговы в Германии распространили «Открытое письмо» (Offener Brief), в котором они недвусмысленно осудили ужасные преступления, совершаемые гитлеровским режимом по всей Германии. Всего за 15 минут, с 12:00 до 12:15, Свидетели Иеговы распространили во всех уголках этой страны десятки тысяч листовок, в которых были указаны конкретные даты и места, где аресты, пытки и убийства Свидетелей стали обычной практикой. Такое разоблачение и способность Свидетелей организовать подобную кампанию привели гестапо в ужас.”  (“15-минутное разоблачение нацистской тирании не забыто 75 лет спустя”).  Свидетели Иеговы были, конечно не единственными, кто разоблачал ужасы нацистского режима. Но представители остальных конфессий  действовали так, идя против  официальной позиции своих церквей, часто руководствуясь политическими,а не христианскими взглядами.  Мормоны например, были под сильным давлением, но им разрешили осуществлять церковную деятельность  даже во время войны на равне с католической и лютеранской церквями.  Страх перед режимом у мормонов дошел до такой степени что они стали выгонять евреев из своих церквей. Против  этого выступил Гельмут Хюбенер (1925-1942).  Его друзья, Рудольф Воббе и Карл-Хайнц Шниббе, познакомили его с радио, и он начал слушать передачи BBC. Необыкновенно одаренный и способный юноша, Гельмут с друзьями начали переводить радиопередачи и составлять анти-нацистские листовки. В листовках они критиковали Гитлера, Геббельса и других высокопоставленных представителей рейха. Они критиковали войну и указывали на идеологическую обработку, которой занималась группа Молодежь Гитлера. По ночам они раскладывали листовки по почтовым ящикам, приклеивали их на стены или оставляли в общественных местах. Всего они напечатали 60 листовок, атакующих нацистов. В феврале 1942 года Гельмут, которому было всего 17 лет, был арестован Гестапо, пока он переводил свои листовки на французский, чтобы передать их военнопленным. 11 августа 1942 года он предстал перед народным трибуналом в Берлине. 27 октября Гельмут Хюбенр был обезглавлен в тюрьме Гамбурга, став самым молодым из тех, кого нацисты предали суду и казнили. Шниббе и Воббе были арестованы и заключены в тюрьму. Без всякого сомнения поступки этих подростков достойны уважения. Но стоит отметить, что действовали они  под влиянием политических, а не религиозных взглядов. По радио, а не в церкви они услышали правду о режиме  Гитлера. Они не побоялись пойти против течения.    В отличии от  мормонов, антинацистская позиция свидетелей Иеговы  была последовательной позицией всей  религиозной группы. Не смотря на несогласие с режимом, свидетели Иеговы оставались примерными гражданами во всем, что не касалось идеологических и политических вопросов.

Иногда критики задают провокационный вопрос “Почему свидетели Иеговы  не эмигрировали с Германии? Рутерфорд ведь мог задействовать дипломатические каналы. Свидетелей Иеговы было всего 25 000 и  т. д.”. Эти заявления  рассчитаны на эмоции слушателей, которые совершенно не знают фактов. Действительно несогласные с режимом люди могли покинуть Германию в 1934-1939 годах. Но соседние государства не спешили принимать беженцев.  Спокойно уехать могли представители науки, культуры, зажиточные граждане и евреи. Что ждало всех остальных беглецов прекрасно описано в романах Эриха Марии Ремарка. Беженцы из Германии были никому не нужны. Тем более свидетели Иеговы, которые  были этническими немцами, и которых преследовали в США и других странах за критику традиционных церквей и политический нейтралитет. Прием беженцев из Германии сильно осложнял отношения с Рейхом. Если бы свидетели Иеговы и эмигрировали, то будучи в основном немцами, попали бы в лагеря или были бы интернированы в Германию после начала Второй Мировой Войны. У Рутерфорда вообще немало никаких дипломатических связей –  возвращение филиала в Магдебурге, было возможно только потому, что он принадлежал “Обществу Сторожевой Башни” зарегистрированному в США.  Конечно спасать 25 000 немцев – свидетелей Иеговы в планы США не входило. Да и не стоит забывать что свидетелей Иеговы преследовали в то время и в  США.

С 1936 года Свидетели Иеговы представали перед военным судом  за отказ нести военную службу. Тогда они обычно приговаривались к тюремному заключению на срок от 1 до 2 лет лишения свободы. С введением военного положения и вступлением в силу чрезвычайного уголовного права отказ от военной службы карался смертной казнью. Пойти на военную службу и дать присягу  Гитлеру для свидетелей Иеговы было невозможным. Ни физическая неспособность к военной службе, ни психическая невменяемость, ни готовность нести любую другую альтернативную службу не могли им помочь. Наказание было одним: «смерть и потеря навечно гражданских прав». Известны случаи, когда за отказ от военной службы был казнён Свидетель Иеговы, который, вообще говоря, даже не мог служить по состоянию здоровья.
Даже говоря об этих трагических страницах истории свидетелей Иеговы, критики, а особенно отступники не могут воздержаться от отвратительных и циничных пропагандистских приемов. Это делается с целью дискредитировать мужество свидетелей Иеговы, отвлечь внимание на наше время и  показать, что якобы временные свидетели Иеговы спекулируют на жертвах, муссируют тему кто страдал сильнее и т. д. Но самом деле то что свидетели Иеговы пострадали именно как религиозная группа и гораздо сильнее других утверждают историки. Свидетели Иеговы лишь приводят их цитаты. С. Ковтун в своей книге “Некуда идти” приписывает свидетелям Иеговы фразу: “«Свидетели Иеговы оплакали самое большое число жертв» («Пробудитесь!», 8 апреля 1989, стр. 7).” На самом деле эта цитата  принадлежит историку  Эберхарду Рему:
“«Мы знаем еще очень мало о судьбе отказавшихся от военной службы во время второй мировой войны; до сих пор известно только следующее: среди лютеран Германн Штер и Мартин Гаугер бескомпромиссно отказались от военной службы... С католической стороны называются семь имен... Немецкие менониты, которых традиционно причисляют к пацифистам, согласно решению своего собрания старейшин и проповедников от 10 января 1938 года, в Третьем рейхе больше не „придерживались принципа безоружности“. Известно, что два квакера в Германии отказались от военной службы... Мы знаем имена семи членов Адвентистов седьмого дня, которые... потеряли свою жизнь, потому что отказались дать военную присягу. Свидетели Иеговы (Исследователи Библии) оплакали самое большое число жертв. В 1939 году около 20 000 человек в „Великогерманском рейхе“ принадлежали к этой... религиозной общине. Предполагают, что в одной Германии около 6 000 до 7 000 Свидетелей Иеговы отказались от военной службы во второй мировой войне. Гестапо и эсэсовцы уделили поэтому особое внимание этой группе» (Sterben für den Frieden [Умирать за мир], Эберхард Рем, 1985 г.).”
Всего за отказ от военной службы было казнено 250 свидетелей Иеговы. И об этом свидетели помнят и рассказывают о тех событиях другим.  При этом они никак не приуменьшают трагедию других жертв  Геноцида. Некоторые свидетели Иеговы пережившие Геноцид создали или приняли участие в работе исследовательских организаций( например, Фонд Либстера), которые занимаются вопросами исследования  Геноцида и популяризации знаний о нем.  Нужно понимать, что если забыть что приходило со свидетелями Иеговы в нацисткой Германии, все это может повторится  с нова.

4 комментария:

  1. ==В действительности, искать логические причины преследования той или иной социальной группы – ошибочно. Причиной преследования всегда является ненависть и ксенофобия. Эти явления иррациональны по своей сути, хотя их и пытаются обосновать логически. Именно по этому действительные причины преследования могут оставаться непонятными для преследуемых и самих преследователей.==

    Хорошо проработанная статья. Тема раскрыта с разных сторон. Но... ?!
    Автор регулярно не подводит библейскую точку зрения на поднятые вопросы. Нет ни одной ссылки на стихи из Библии. Например можно было процитировать слова Иисуса: "Вы не от мира, потому и мир вас ненавидит". Или : "Преследовали меня, будут преследовать и вас". Тем более, что в те времена проповедовали в основном помазанные духом братья Христа.
    Что это? - мало образованность в библейских вопросах? Желание получить почести себе? ...
    Если так, то подход неверный- не "свидетельский", значит бездуховный- по человеческим традициям.

    ОтветитьУдалить
  2. Видно критики не знакомы с позицией ранних христиан,относительно неучастия в политике и войнах мира сего.Если следовать их "логике",то им следует тоже признать "Зазомбированность"первых христиан.

    ОтветитьУдалить
  3. А как вы думаете, сергей, у православных были свои пострадавшие за веру в таком количестве?

    ОтветитьУдалить
  4. Я не вижу причин мерить кто у кого больше пострадал. Конкретно в нацистской Германии РПЗЦ - наследница Русской прарвоавной церкви царских времен выступила в поддержку Гитлера. Православные Болгарии и Румынии тоже сражались на стороне Гитлера. Ближайшими сподвижниками Власова были православные священники. Православными считатали себя и казаки, воюющие на стороне нацистов.

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.