среда, 25 декабря 2013 г.

Свидетели Иеговы лишены праздников?

2013 02 17_0657
Праздники… . Для многих, это радостные дни, которых они ждут с нетерпением. Но, как известно, свидетели Иеговы не празднуют дней рождения традиционных религиозных, национальных и государственных праздников. Конечно же, это вызывает недоумение и не понимание у многих. Как правило, свидетели Иеговы заблаговременно предупреждают, что определенный праздник они праздновать не будут и объясняют, почему они поступают, таким образом, ссылаясь на Библию. Но, к сожалению, иногда подаются люди, которые игнорируют предупреждения и все равно поздравляют, делают подарки, приглашают на вечеринки и т. д. Кто-то поступает так, потому что искренне думает, что таким образом сделает человеку приятное, другие поступают так, по привычке, а некоторые – потому, что их мало заботят чужие взгляды или, же они действуют намеренно. Какие не были бы мотивы, результат один – свидетель Иеговы попадает в неловкую ситуацию. С одной стороны он не хочет обидеть человека, с другой – не хочет идти против своей совести. И в таком случае приходится вежливо благодарить и объяснять свою позицию еще раз. Но бывает, так что время праздников становится временем испытаний – когда родственники, начальство и т. д., уговаривают, заставляют, шантажируют свидетеля Иеговы, пытаясь вынудить его принять участие в празднике. Вот представьте себе, что бы вы почувствовали, если каждый год предупреждаете родственников, что день рождения праздновать не будете, но каждый раз придя в это день домой обнаруживаете накрытый стол и гостей, которые требуют что бы вы присоединились к ним. Обрадуетесь ли вы такому сюрпризу? Вряд ли, особенно если действительно не хотите праздновать, вы, скорее всего, будете раздражены, и чувствовать себя обиженным и ненужным, так как ваше мнение не учли. Скорее всего, что после такого «праздника» отношения с родственниками будут надолго испорченным.
  Если определенные проблемы по поводу праздников могут возникать у взрослых Свидетелей Иеговы, то для детей все может быть гораздо сложнее. Распространено мнение, что раз дети свидетелей Иеговы не отмечают общепринятые праздники, значит они в чем-то обделены, лишены детства, радости ожидания праздника, чуда. Все это критиками выставляется как нечто противоестественное, опасное, будто бы свидетели Иеговы вообще ничего не празднуют, и веселится им строжайше запрещено. 
В Гловинском процессе, прокурор, свидетели и эксперты со стороны обвинения подчеркивали отказ свидетелей Иеговы отмечать праздники, что нашло отражение в приговоре: «религиозная община запрещает им отмечать праздники и дни рождения». Так же в приговоре есть ссылки на школьные характеристики детей, где указывалось что «дети не принимают участия в торжествах по случаю государственных праздников». То что свидетели Иеговы не отмечают праздников, часто используется как аргумент против них в делах об опеке над несовершеннолетними и  бракоразводных процессах. Но с точки зрения Европейского Суда по Правам Человека«решения,  принимаемые  Свидетелями  Иеговы  в  вопросах […] выбора  дат  и  способа  празднования значимых  для  них  событий,  в  том  числе  религиозного  и  личного  характера,  как например  годовщин  свадьбы,  дней  рождения,  новоселья,  поступления  в  высшие учебные учреждения, относятся к сфере «частной жизни» членов Общины», а также – ««участие  в  праздновании  государственных  праздников»  не является  установленной  законом  гражданской  обязанностью.  На  самом  деле  не существует  закона,  обязывающего  отмечать  какие-либо  праздники—  религиозные или  какие-либо  иные». Правовой аспект проблемы более менее ясен – право отказаться от участие в праздновании чего-либо личное дело человека. Но остается другой аспект – как участие или неучастие в праздниках влияюет на личность ребенка.
В том же Головинском процессе эксперт со стороны прокурора эксперт утверждал:
«Под угрозу ставится не только традиционный образ жизни российских граждан,  но и дружеские и родственные связи, так как у большинства россиян перечисленные праздникиявляются также элементом укрепления семейного единства,  возможностью вместе ощутить общую радость,  а также отмечание подобных дат(Новыйгод, к примеру) создаёт ощущение единства всего народа.»
Обвинение в том, что отказ отмечать праздники разрушает единство семьи, хоть и выглядит логичным, на самом деле указывает на серьезные проблемы в нашем обществе. Я часто встречал атеистов или агностиков, которые праздновали Рождество и Пасху, только потому, что это повод побыть с семьей. Значит целый год мы практически не интересуемся родственниками, и вспоминаем о них только несколько раз в год – на праздники. Конечно если такие семьи праздников лишить, то они разрушаться – поводов для совместного времяпровождения не будет. Печально, если члены семьи уделяют друг другу внимание и проводят время вместе только если для этого есть специальный повод. Вряд ли такие семьи можно назвать здоровыми и крепкими, но такое отношение к семейным обязанностям явление повсеместное. Но соответствует ли такое отношение к семье ценностям свидетелей Иеговы? Очевидно, что нет:
*** g03 8/11 с. 27 Что, если родные не разделяют вашей веры ***
Священное Писание ясно дает понять, что нельзя пренебрегать своими родителями. То, что они не принимают нашу веру, не означает, что нашим взаимоотношениям пришел конец. Эти библейские принципы применимы также в отношении других родственников и спутника жизни. Определенно, у христиан есть моральная и библейская обязанность любить своих родственников.
*** g03 8/11 с. 27 Что, если родные не разделяют вашей веры ***
Конечно, обстоятельства бывают разными, и некоторые из христиан, Свидетелей Иеговы, живут далеко от своих родителей. Возможно, у них не получается навещать родителей так часто, как хотелось бы. Но чтобы заверить родных в любви, они могут писать письма, звонить по телефону или поддерживать связь как-то еще. Многие люди, не являющиеся истинными христианами, любят своих родителей и других родственников и регулярно общаются с ними независимо от их религиозных убеждений. Неужели христиане, Свидетели, будут поступать хуже?


Мы живем в многонациональном и поликофессиональном обществе. Как заметил известный блогер Антон Чивчалов: «Любая религия не одобряет праздники другой религии, что естественно, поскольку в них отражены чуждые ей ценности.» Но почему-то проблемы возникают только у свидетелей Иеговы, никто ведь не обвиняет мусульман, что они лишают детей множества праздников. А ведь для мусульман, серьезно относящихся к своей религии, запрещено отмечать праздники кафиров (неверных), в том числе и день рождения, и поздравлять с ними других людей. Некоторые религиозные евреи так же выступают против дней рождения, считая их языческими праздниками, чуждыми еврейской традиции.
Но критики могут возразить, что у мусульман, иудеев, буддистов есть свои праздники, а у свидетелей Иеговы по сути нет ничего. Это далеко не так, и дело не только в том что собрания, особенно ежегодные конгрессы, свидетели Иеговы рассматривают как именно как праздники, а не просто как религиозную обязанность. Е. Емельянова в статье “Свидетели Иеговы. Организация и субкультура” пишет:
“Еще одна уважительная причина для празднования – свадьба. […] Если парень и девушка нравятся друг другу, они "обсуждают это вместе" и принимают решение "узнать друг друга ближе". У Свидетелей существует почти забытая в России романтическая традиция помолвки. Свадьбы празднуется в Вефиле очень пышно, обычно несколько дней. В столовой готовится многоярусной свадебный торт (в западной манере), молодоженов заваливают подарками, братья и сестры готовят для них специальные выступления (сочиняют к торжеству песенки, стихи, посвященные жениху и невесте). Брак в Организации признается состоявшимся только после официальной регистрации в Загсе. После этого молодые супруги получают в Вефиле отдельную комнату и могут жить вместе. В год в Вефиле играют от 10 до 20 свадеб.”
Также свидетели Иеговы регулярно отмечают годовщины свадеб. Иногда это ставят свидетелям в упрек, но они считают, что “Празднование юбилея свадьбы менее нескромно, чем дней рождения, поскольку жизнь в браке - это труд, это самоотверженность, это постоянная работа над собой, то есть опять-таки реальные вещи, а не просто факт рождения. Люди вспоминают не просто, что они родились, а что они вместе преодолевали проблемы и оставались верны своему союзу в течение многих лет.”(ссылка).
В статье Емельяновой так же написано следующее: “Кроме того, в Вефиле дважды в год устраиваются семейные праздники (имеются в виду праздники семьи Вефиля), не приуроченные ни к каким датам. К этому дню в столовой готовятся разные лакомства, а все отделы Вефиля подготавливают какие-нибудь номера и выступления: сочиняют песни, разыгрывают сценки и т.д. Обычно желающих выступить так много, что приходится откладывать их номера до следующего праздника, поскольку программа концерта не может вместить все.” Добавлю, что подобные праздники характерны не только для вефильской семьи но для семей большинства свидетелей Иеговы.
По выражению одной учительницы русского языка, Ольги Будариной (ники Ольга32, bibi, budara), весьма активной на нескольких форумах «дети лишены чуда, ожидания праздника, напичканы СИ-идеями и библейскими цитатами - и воспринимают это, как само собой разумеющееся.». Ну не верят дети свидетелей Иеговы в ДедаМороза, Святого Николая, Санта-Клауса и т. д. Некоторые, даже православные психологи считают что такая вера полезна, даже необходима для развития ребенка, что без нее может вырасти рафинированный человек не способный верить во что либо. Я не согласен с таким мнением. На мой взгляд вера в сказочных персонажей, тесно связанных с праздниками, которые считаются христианскими, существенно вредит религиозному воспитанию ребенка. Во-первых Санта-Клаус успешно вытеснил из Рождества самого Христа, а мусульмане успешно вытесняют из Рождества Санта-Клауса. Во –вторых, и это гораздо более важно, вера в Деда Мороза, Святого Николая, Санта-Клауса рано или поздно закончится. И часто это бывает очень болезненным для ребенка. Ребенок может почуствовать себя обманутым родителями, его внутренний мир ставится под сомнение и вполне возможно что по мере взросления ребенок задаст себе вопрос « А может Бог, Иисус это тоже мифические персонажи вроде Санта-Клауса?» . Но если у ребенка изначально закладывается фундамент христианской веры основанной на Библии, то он избежит таких детских разочарований, и библейские чудеса будут для него реальностью, а ожидание праздника -- неотъемлемой частью жизни. Насчет пичкания ребенка библейскими цитатами, то неужели в этом есть что-то плохое? Оказывается если ребенок цитирует Гарри Поттера, знает названия всех трансформеров, то это нормально, но если он знает библейские цитаты, то родители чуть ли не преступники. И это притом что на  каждом углу говорят о возрождении религии, а уроки христианской этики или ОПК введены школьную программу. Тут стоит отметить один интересный нюанс, в исламе очень ценятся хафизы- люди которые знают весь Коран на память. Недавно хафизом стал 6-летний сын президента Чечни Кадырова. Представьте если бы подобная практика была у свидетелей Иеговы – служба по делам несовершеннолетних наверное взбесилась бы. А ведь религиозные евреи обучают своих детей Танаху с раннего детства – это важное требование их религии.
Врач-психиатр Кондратьев, еще один эксперт в Головинском процесе утверждал, что когда дитя формируется в изоляции от общества,  не отмечает праздники,  он становится изгоем в социальной среде,  нет нормативной социализации личности,  и это формирует факторы риска. Само утверждение «эксперта», яркая иллюстрация советского мышления – человек не должен отделятся от коллектива, если кто то ведет себя не так как все он ненормален или неполноценен. На мой взгляд, если в социальной среде человек стает изгоем только потому что, чем-то отличается от других, то проблемы скорее всего не у человека а в обществе. Родители имеют полное право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, культурными и семейными традициями, если это не вредит развитию ребенка. Но вот понятие вреда не должно оцениваться по субъективному критерию – «они воспитывают ребенка иначе чем это принято у нас, значит они ему вредят». Критерии должны быть объективными, но ни Кондратьев ни другие исследователи, не предоставили результаты психологических исследований детей свидетелей Иеговы доказывающие их утверждения о якобы их не нормальной социализации детей. Конечно если у ребенка другие интересы , взгляды и ценности чем у других детей, если его при этом не понимают и не принимают, то он будет держаться в стороне. Но в привычной для себя обстановке, среди сверстников разделяющих его взгляды, он будет совершенно другим. Дети свидетелей Иеговы принимают участие в проповедническом служении, обучаются ораторскому искусству, а все это предполагает развитие навыков общения и вербального интеллекта. Сложно назвать социально неадаптированным ребенка, который способен дать комментарий на собрании в присутствии взрослых, или отстоять свои убеждения перед посторонними.
Но относительно праздников, дети сталкиваются с гораздо большим давлением чем взрослые. Например, тематика уроков по многим предметов в период праздников связана именно с ними. Уроки чтения – выучите колядку, уроки языка – напишите сочинение как вы провели Новый год, рисование – нарисуйте рождение Иисуса, музыка – разучивание рождественских песен, иностранный язык – и тут опять про праздники, добавьте ко всему этому утренники и т. д., да и день рождения  дети часто отмечают в школе. И каждый раз ребенку и родителям приходится объяснять какие задания ребенок не может выполнять, какие школьные мероприятия для него не приемлемы и почему. Конечно, многое зависит от педагога, его желания проявлять индивидуальный подход к каждому. Но есть педагоги советского образца, которым понятие индивидуального подхода  попросту неведомо. У них все ученики должны быть одинаковы, рисовать одинаковый открытки «Слава КПСС!» «Христос воскрес!», петь одинаковые песенки и т. д. Попытки заставить юного свидетеля Иеговы делать то что противоречит его совести, может мотивироваться школьной программой, полезностью для развития ребенка и т. д.,и если кто-то им возражает, то это воспринимается как посягательство на их авторитет и профессионализм.  Конечно грамотный педагог, найдет способ как избежать проблем. Ведь наличие детей из религиозных или этнических меньшинств прекрасный повод объяснить детям, что есть разные культуры, религии, национальности и их взгляды и обычаи нужно уважать, а не делать вид будто бы таких детей вообще не существует. Не проблема дать ребенку другое домашнее задание, но для этого нужно хоть чуть-чуть вникнуть в его взгляды, что бы не было вот таких печальных ситуаций:
“А в мене є учень із церкви «Свідки Єгови». Не хоче вчити колядки, бо віра йому не дозволяє.  А я йому й кажу: «Вивчи молитву, розвивай пам’ять”.
Что бы избежать неловких ситуаций, можно дать ученику возможность самому рассказать о своих взглядах на уроке, подготовить доклад, презентацию и т. д. Это гораздо эффективней и полезней че пугать детей тоталитарными сектами, и любые попытки ребенка объяснить свои взгляды считать «сектантской пропагандой».Знакомство с разными религиями, культурами и взглядами только будет способствовать развитию детей и воспитанию у них толерантности и уважения к мнению других.
Праздники действительно важны для детей и необходимы для развития их социальных навыков и умственных способностей. Здесь психологи совершенно правы, и свидетели Иеговы с ними совершенно согласны. Ведь то что свидетели Иеговы не отмечают общепринятые праздники, не означает что они не устраивают праздников вообще. Родители свидетелей Иеговы заинтересованы в благополучии своих детей и стараются, что бы те не были ни в чем обделены. Отсутствие общепринятых праздников дают огромное поле для фантазии и креатива. Праздники могут быть совершенно неожиданными, нестандартными, познавательными и развивающими, и гораздо более полезными чем заезженные до вульгарности традиционные сценарии сводящиеся, в большинстве случаев к застолью. Свидетели Иеговы также дарят детям подарки, водят их в музеи и театры. Так что в большинстве случаев дети свидетелей Иеговы вполне адекватно реагируют на празднования дней рождения в школе, и не чувствуют себя обделенными. Но по моему мнению, такие праздники должны проходить после уроков и желательно не в школе. Так же я считаю несколько перебором, решение штата Нью-Йорк запретить словосочетание «день рождения» в школе, так как оно может кого-то оскорбить. Уважения к детям свидетелей Иеговы такие методы точно не прибавят. Конечно если ребенок с раннего возраста воспитывался как свидетель Иеговы, то проблем с праздниками не возникает, но если родители стали свидетелями Иеговы когда ребенку уже 10-15 лет, отказаться от праздников ему гораздо сложнее. Многое тут зависит от ребенка, его взаимопониманию с родителями, отношению к религии. Но при правильном подходе и такие проблемы решаемы.  Ниже представлены  примеры как свидетели Иеговы организуют праздники
*** yb96 с. 53 Всемирный отчет ***
В Исландии две наши христианские сестры нашли способ, как помочь своим сослуживцам лучше познакомиться со Свидетелями Иеговы и благой вестью о Царстве. Хотя их сослуживцы праздновали дни рождения и Рождество, наши сестры не участвовали в этом. Однако как-то раз сестры принесли вкусный торт и домашний хлеб, чтобы угостить всех во время перерыва на кофе. Сослуживцы захотели узнать, по какому поводу они это сделали. Сестры объяснили, что, так как сослуживцы проявляли такой такт к ним и их верованиям, им теперь захотелось принести что-нибудь вкусное к кофе. Благодаря этому завязался разговор, сестры ответили на многие вопросы, и все слушали их с большим интересом. Потом они подарили каждому по специально подобранному журналу «Пробудитесь!» с его личным именем на обложке. И снова задавались вопросы, и было дано хорошее свидетельство. Когда сестры поднялись, чтобы уйти, одна женщина, окинув их взглядом, сказала: «В общем-то, вы вполне нормальные люди». Да, у этих сослуживцев сложилось более благоприятное мнение о Свидетелях Иеговы и о вести, которую они провозглашают.

«Мы не празднуем праздники зато постоянно собираемся вместе, то есть играем вместе с братьями в баскетбол,волейбол,футбол и всем собранием выходим кататься на горку,устраиваем свои мероприятия в виде чаепития и много всего поедания-)) ,а так же свои конкурсы. Мама меня готовила как отвечать одноклассникам по поводу праздников но так как я не сразу пришел в истину и занимался кикбоксом никому ничего обьяснять не нужно былоУлыбка» В. П.
f8UBlyhPvwQ3NyDXY_m4e4











Привет!) я из собрания Карлутка, город Ижевск, удмуртская республика. Увидела твой пост в группе JW и решила поделиться своей историей:) я с рождения в истине, и, поэтому мирские праздники никогда, в принципе, не отмечала. Но и не чувствовала себя обделенной:) моя мама и тетя очень часто устраивали праздники разные в детстве и собирали детей со многих собраний, мы инсценировали истории из книги библейских рассказов(помню, как играла одну из девушек, которые не могли поделить ребенка и обратились к Соломону), а про чаепития я вообще молчу)) их было ооочень много)) еще 3 года подряд(первый раз был,когда мне было 14 лет) мама с тетей организовывали праздник "израильских девушек" 15.12.13
мы находили для каждой девочки имя из библии, потом шли все наряжаться: в одной комнате было множество юбок, тканей, повязок, поясов, украшений, косметики, манисты даже были. Абсолютно все девочки были накрашены, наряжены и мы шли к столу, ну а потом-всякие конкурсы, танцы под восточную музыку. Было очень весело)))”  Т. В., Ижевск
 
“Меня зовут Евгения. Я мама четверых детей. Трое из них уже стали взрослыми, а недавно родился четвертый. Своих детей я воспитываю по библейским принципам. А так как я человек творческий, то всегда придумывала и придумываю, как интересно разнообразить наши занятия.За эти годы у меня накопилось много интересного материала, на поиск, создание и изготовление которого я потратила много времени. Зная, скольких усилий стоит духовное обучение детей, я хочу упростить жизнь тем, кто только стал родителями или ещё идет по этому тернистому пути, и поделиться с вами всем, что у меня есть. Хочу помочь вам, дорогие родители, интересно проводить семейные изучения Библии. Большинство заданий будут готовы к использованию, но всё же и вам придется приложить свои творческие способности, что бы что-то склеить, собрать, сложить и т.д. Главное помните, что все ваши усилия не напрасны!” http://biblefamily.ru/ob-avtore
2013-12-24_234832

2013 02 17_05932013 02 17_06032013 02 17_06312013 02 17_06352013 02 17_06352013 02 17_06402013 02 17_06512013 02 17_06572013 02 17_06602013 02 17_0666
2013 02 17_06832013 02 17_0686
2013 02 17_0688
Прислано, автор пожелал остаться анонимным.
 
Мы устраиваем праздники каждые каникулы. С каникулами связано потому что чаепития требуют подготовки и участия детей, некоторые вещи надо репетировать. Я выбираю тему, которой будет посвящен вечер. всегда готовлю чаепития не одна прошу помощи друзей например вот это чаепитие просила подругу написать сценарий мини-сценки на хорошие манеры потом купили краски и использовали боди-арт для того чтоб разрисовать детей в разных животных это тоже проходит очень весело и интересно. Я рада поделиться опытом и стараюсь что бы как можно больше собраний практиковали, Когда мы ставили танец, то купили разные поделки и дети делали подарки тем кто не участвовал в постановке. Летние чаепитие было на природе в стиле Форт-Байярд, было много  подвижных игр. О. Г., Саратов
BHbYrCWAo_MizdkJaEGS8shW2tdwlah3EvzibdKEWyMUBHbYrCWAo_M9kvFD0ieEwQ4D8REmBnT3scO02r9okY0A2-nneRSSSZQ
Детское кулинарное творчество
VSoQvpZOnMQ
В украинском Вефиле, Брюховочи.
 
 
Автор выражает свою признательность, всем кто согласился поделится своим опытом и фотографиями. Если вы  тоже желаете  рассказать о том как вы проводите время со своей семьей и друзьями – оставляйте комментарии, присылайте фотографии. Статья будет пополнятся  новым материалом.
 












1 комментарий:

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.