вторник, 31 декабря 2013 г.

Эрих Фрост– предатель или верный свидетель?

witness1uniformeiw7
Большинство современных историков Геноцида согласны, что свидетели Иеговы были мощной идеологической силой способной успешно противостоять нацистам и выиграть в этой нелегкой борьбе, несмотря на ощутимые потери. Сегодня в Германии, да и во всем мире они официально признаны жертвами нацизма. К сожалению, на постсоветском пространстве, об этих страницах истории Свидетелей Иеговы знают очень мало. Это дает возможность противникам свидетелей Иеговы жонглировать отдельными историческими фактами вырывая их из исторического контекста. Например, свидетелей Иеговы, обвиняют  в поиске компромиссов или сотрудничестве с нацистами, предательствах со стороны видных членов религиозной организации и т. д. Обычно такие  обвинения высказывают вскользь, как бы между прочим, не приводя каких –то серьезных доказательств. А большего и не нужно – любое  упоминание о нацизме вызывает достаточно негатива, и никому не интересно проверять факты искать источники обвинений. А ведь исходят они не от серьезных историков, а от маргиналов вроде отступников и антикультистов.  Например, Александр Дворкин пишет, что “как показали недавно опубликованные документы, глава «Свидетелей Иеговы» в нацистской Германии Эрих Фрост являлся тайным осведомителем властей”. Но при этом он ссылается не на эти документы, а на статью Павла Чинилина “Кто виновен в страданиях Свидетелей Иеговы”, размещенную на сайте Центра священномученика Иринея, епископа Лионского, который возглавляется Дворкиным. Все что написано в статье Чинилина: “К сожалению, позднее выяснилось, что он [Эрих Фрост – авт.] был осведомителем властей.” Никаких ссылок на документы, также не приводится. Позднее Дворкин приписал Эриху Фросту и сотрудничество со “Штази”. Есть ли основания для таких обвинений? Каким был этот человек и что он сделал? Эти вопросы заслуживают детального рассмотрения и к счастью немецкие историки уже это сделали.

Эрих Фрост родился 22 декабря 1900 года в Лейпциге. Его мать принадлежала к Исследователям Библии (так тогда назывались Свидетели Иеговы). Отец Ериха Фроста научил его играть на пианино, и в 12 лет Эрих уже сочинял свои импровизации. В 1915 году по совету родителей, Фрост поступил в торговый  коледж, а позднее был призван в армию.  С 1919 по 1923 год Фрост обучался музыке в Лейпцигской консерватории м. В это же время  под влиянием матери, Фрост начинает участвовать в 299деятельности  Исследователям Библии (так тогда назывались Свидетели Иеговы). а в  4 марта 1923 года принимает крещение. Исследователям Библии (так тогда назывались Свидетели Иеговы). В 1924 году его назначили ответственным за литературу в  Лейпциге. Позднее он стал работать музыкантом для филиала в  Лейпциге. В 1928 году он принял участие в создании музыкального сопровождения для обновленной “Фотодрамы творения”, получившей название “Драма сотворения”. До 1933 года на ее просмотрах побывало около миллиона человек. Так же Эрих Фрост выполнял обязанности разъездного надзирателя.


В марте 1934 года Фрост был арестован гестапо и провел в тюрьме 10 дней ( в то время превентивные аресты на небольшой срок были обычным делом). После освобождения Фрост переехал в Чехословакию где продолжал показывать “Драму сотворения”. В  мае  1935 года Фрост вернулся в Германию для участия  в подпольной работе. 13 июня этого же года он был арестован гестапо. И на этот раз провел в тюрьме 5 месяцев, терпя  побои и унижения. Следователям гестапо не удалось доказать, что Фрост был революционером или коммунистом и его неожиданно выпустили на свободу. В то время большая часть  ответственных братьев были арестованы. так же были арестованными мать и брат Эриха Фроста. 27 марта 1937 года, в день Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа, Фрост договорился встретится з 10 братьми для обсуждения текущего положения дел. В 2 часа ночи гестапо ворвалось в дом Фроста, но хотя в нем хранились материалы имеющее отношения к деятельности свидетелей Иеговы ничего найдено не было. При допросах гестапо применяло как физические так и психологические пытки. Так, сын Фроста, Вольфганг Фрост вместе с матерью, должны были присутствовать во время жестоких допросов его отца. Эрих Фроста отправили на несколько лет в Заксенхаузен. Срок наказания закончился после начала Второй мировой войны и Фрост был выпущен на свободу. Через 90 дней его опять арестовали и отправили в концентрационный лагерь а потом строительную бригаду в концлагерь на острове Олдерни. Из лагеря Фрост был освобожден 5 мая 1945 года. После освобождения но  участвовал в восстановлении деятельности свидетелей Иеговы во оккупационных зонах а в 1947 году стал надзирателем нового филиала в Висбадене. На этом посту он пробыл до 1955 года и ушел с него по состоянию здоровья.

Представленная выше информация взята  из автобиографической статьи Эриха Фроста “Избавление от тоталитарной инквизиции через веру в Бога”, опубликованной в журнале “Сторожевая Башня” за 15 апреля 1961 года. В этом же году в журнале “Шпигель” №30 была опубликована статья “Väterchen Frost” (“Дед Мороз”), в которой, с ссылкой на документы  гестапо, говорилось что в апреле 1937 года Фрост активно давал показания против своих собратьев и выдал имена 10 разъездных надзирателей, из которых на тот момент был арестован только Август Фехст, а также рассказал о двух местах встреч в Берлине.  До этого в ГДР распространялась брошура “Эрих Фрост – предатель дела Иеговы”. Не смотря на это Эрих Фрост остался членом собрания до самой смерти 30 октября 1987 года. Стоит заметить что музыка к  песни №17 “Вперед, свидетели” была написана Эрихом Фростом в концлагере. А в “Сторожевой Башне”(выпуск для изучения) за 15 февраля  2013 года была опубликована статья “Незабываемая «Драма сотворения» была очень своевременной”. Конечно все это вызывает вопросы, самый уместный из которых – “Если Организация все это время считала и продолжает считать Эриха Фроста верным свидетелем, то стоит ли нам сомневаться в этом?”. Метод опорочивание в СМИ верных служителей Иеговы, слишком хорошо знаком свидетелям прошедшим преследования в  Советском союзе,что бы они восприняли серьезно обвинения Фроста.  Но неокрепших и заинтересованных такая информация может преткнуть. Но что мешает ее проверить, ведь работ по истории свидетелей Иеговы во времена нацизма достаточно много, правда доступны они на английском и немецком языках, что при наличии Интернета тоже сейчас не проблема? А если проверить невозможно, то стоит ли верить всему что говорят или пишут? Но к счастью у нас есть возможность разобраться с тем что произошло с Эрихом Фростом.
show_001 show_002

В 1933 году в  Германии было около 25 000 свидетелей Иеговы. Почти каждый из них прошел через задержания, аресты, тюрьмы, концентрационные лагеря. Всего этого можно было избежать отказавшись от своих убеждений.  Конечно не все оказались стойкими. Но точное число тех кто подписал отречение от веры не известно. По видим уму их было очень немного. И наверное не стоит судить их, ведь мы не пережили и малой доли того что пережили они. Свидетели Иеговы не скрывают, что среди них были люди отказавшиеся от своих убеждений. Но такие люди были во все времена начиная с древнего Израиля, времен Христа и до наших дней. Среди предателей во времена нацизма, были и видные деятели, так от общения отрекся руководитель филиала в1933-1934 годах Пауль Бельцерейт. Если сравнить его поведение с поведением Эриха Фроста сразу становится ясно кто действительно был предателем, а кто жертвой интриг спецслужб и обстоятельств.
В 1956 году Министерство государственной безопасности ГДР, в просторечии “Штази”, проявило интерес к  Эриху Фросту, который до 1955 года руководил филиалом в  Висбадене, ФРГ. В записке  первого секретаря МГБ ГДР указывалось, что Эрих Фрост является врагом Германской демократической республики, и  что в распоряжении МГБ есть документы гестапо, в которых указано, что Фрост давал на допросах обширную информацию о деятельности свидетелей Иеговы. Эти материалы предполагалось использовать как  компромат при вербовке Фроста. Была разработана операция под кодовым названием "Winter" (“Зима”), целью которой  была вербовка Фроста в качестве  неофициального сотрудника “Штази”. 
Характеристика  на Эриха Фроста, составленная специалистами Штази, содержала ряд ошибочных и недостоверных сведений. Дело в  том что ко времени ареста Эриха Фроста в 1937 году гестапо уже владело всей информацией о структуре и руководстве свидетелей Иеговы в Германии. Об этом свидетельствует уведомление  гестапо против Конрада Франке прокурору Дармшдата, в котором сообщалось об аресте Фрица Винклера (одного из разъездных надзирателей) и раскрытие всей нелегальной структуры свидетелей Иеговы в Германии. Винклер бы арестован 24 августа 1936 года, в своем письме к Конраду Франке, он говорил что гестапо знало о всех деталях организации свидетелей Иеговы в Германии и он не видел смысла скрывать информацию. Через несколько дней после  ареста Винклера, гестапо провело серию арестов, и среди арестованных оказался разъездной надзиратель Георг Бэр. Ему удалось передать сведения о своем первом допросе. Он сообщил что допрашивающий  его следователь показал ему документы из которых было очевидно, что  гестапо было известны имена ответственных братьев, места встреч, заказанная литература, даже собранные пожертвования. Все инструкции, отчёты, сведения о собранных пожертвованиях тщательно регистрировались и хранились гестапо.

Так что обвинение в том что Фрост сдал гестапо весь аппарата свидетелей Иеговы в Германии, совершенно необоснованно. Гестапо владело всей информацией задолго до его ареста. По утверждению Штази, Фрост выдал имена разъездных надзирателей: Джорджа Рабэ, Артура Наврота, Августа Фехста, Отто Даута, Фред Маира, Вальтера Фризе, Генриха Дичи, Альберта Вандреса и Карла Зибенайхлера. Все эти имена были известны гестапо, и на всех них уже были выданы ордера на арест. Более того, Джордж Рабэ, Артур Наврот, Отто Даут, Карл Зибайхлер были арестованы до задержания Эриха Фроста.

В 1933-1934 годах филиалом руководил Пауль Бельцерейт. Он принимал прямое и непосредственное участие в подготовке “Декларации фактов”.  В целом он поддерживал курс на снижение  градуса напряженности между национал-социалистическим правительством и Свидетелями Иеговы. Это только мое предположение, которое очень трудно доказать сейчас, но возможно именно Бельцерайт оказал большое влияние на содержание текста “Декларации фактов”. Рутерфорд вполне мог прислушаться к  мнению человека живущего в Германии, и понимающего политическую ситуацию в стране лучше он, живущий в  Америке. Но Это только мое предположение, и я отнюдь не настаиваю на его истинности. Несмотря на запрет, 7 октября 1934 года, все собрания встретились и приняли резолюцию в которой выразили протест против действий правительства Гитлера и заявили что дело проповеди о Царстве будет продолжаться не смотря ни на что. Такая позиция не устраивала Бельцерейта, который все еще пытался добиться отмены  запрета свидетелей Иеговы путем компромиссов и переговоров. Так  он заявлял что среди немецких адвокатов “Общества сторожевой Башни” в Германии были члены нацисткой  партии.  Хотя  это весьма странный пример компромисса – адвокат нанимается на роботу как адвокат, и его политические и религиозные взгляды мало кого волнуют. В результате действий Бельцрейта назрел конфликт между ним и Рутерфордом. 5 октября 1935 года Бельцерейт был арестован и отправлен в концлагерь “Заксенхаузен” на год. В  лагере он отрекся от общения. Немецкий писатель Герхард Кайзер приводит несколько другие данные, утверждая, что Бельцерейт хотел спасти Свидетелей Иеговы от лагерей, куда их “толкал” Рутерфорд.  Так же Кайзер утверждает, что Бельцерейт, был изгнан Рутерфордом, не отрекался от веры и оставался верным христианином. Но это не соответствует действительности. После изгнания Бельцрейт пошел на дальнейшие компромиссы со своей совестью и служил в вермахте. Кайзер также утверждал что сразу после войны Бельцерейт пытался востановить деятельность свидетелей Иеговы, что вызвало конфликт с Фростом и другими руководителями. После этого он был отстранен Норром из-за морального не соответствия.  Эта информация так же очень сомнительна. В 1945 году Бецельрейт зарегестрировал "Allgemeine Bibellehrervereinigung" (“Ассоциацию свободных учителей Библии”),  переименованную в 1958 году в “Ассоциацию свободных христиан” и стал издавать журнал “Размышление над жизнью и христианством”. Целью “Ассоциации” было распространять Библии и разоблачать взгляды свидетелей Иеговы как лжеучения. “Штази” в своей характеристике на Эриха Фроста, ошибочно приписала создание этой ассоциации так же и ему, причем датой возобновления сотрудничества Бельцрейта и Фроста указывался 1946 год, хотя ассоциация была зарегистрирована в 1945. Не удивительно, что из-за таких “заслуг”  Свидетели Иеговы не хотели иметь ничего общего з Бельцрейтом.

Для вербовки Фроста, Штази использовало тайного информатора с кодовым именем “поп Эргахрд”.  Этот человек закончил теологический факультет университета в Лейпциге и был рукоположен в 1937 году. В 50-х годах он занимал разные должности – был секретарем Совета Мира в Саксонии, преподавал  немецкий в Техническом университете Дрездена,  был назначен государственным секретарем по высшему образованию в Центральной комиссии по немецкому языку. Его агентурная надежность подтверждалась тем что он сообщал Штази информацию о синоде, церковном составе, структуре и церковных связях в пределах Германии. При знакомстве с Фростом агент выдал себя за исследователя, который искал материал для докторской диссертации. Он говорил что был знаком со взглядами свидетелей Иеговы еще в юности и проводил с ними теологические дискуссии. 12 июля 1956 года “поп Эргхард” сообщил Фросту о якобы найденных им документов гестапо. Позднее в отчете агент-вербовщик написал, что Фрост не был ни удивлен ни расстроен этим сообщением, и сказал что сообщил гестапо то что оно итак знало. Так же Фрост не выявил интереса к уничтожению документов гестапо. Агент перешел к другой теме --  возможности легализации свидетелей Иеговы в ГДР. Но Фрост вежливо и твердо прекратил беседу. На основании отчета агента, было решено прекратить вербовку Фроста.

А как же вел себя Бельцрейт? В то  время, как “Штази” безуспешно пыталось завербовать Фроста, Бельцрейт сам  искал сотрудничества с ней.  Немецкий историк Вольдемар Хирш опубликовал документы подтверждающие связь Бельцрейта и его “Ассоциации свободных исследователей Библии” со “Штази”.  В объяснительной записке в “Штази” Бельцрейт утверждал,  что разошелся со Свидетелями Иеговы во времена нацизма по религиозным вопросам, считал веру Свидетелей Иеговы противоречащей Библейской истине и  стремиться разубеждать их и способствовать выходу из “Общества Сторожевой Башни”. Так же он заявлял что полностью поддерживает все что делает  ГДР ради мира и заделает все от него зависящее, что бы это поддержать.  В отчете агента “Штази” о вербовке Бецельрейта сказано что, он имел неудержимую ярость против Свидетелей Иеговы, из-за того что его, одного из лидеров, исключили;  согласился на сотрудничество в  письменной форме, сделает все возможное  что бы убедить свидетелей Иеговы в ложности их убеждений и присоединится к его секте. Сын Бецельрейта продолжил дело отца и был известен в “Штази”, как тайный осведомитель (GI) “Макс”. В характеристике на него сказано, что он стремится убеждать свидетелей Иеговы в ложности их взглядов, стремиться добросовестно выполнять все задания, которые  сводились к написанию “библейских статей” против Свидетелей Иеговы. Тот же источник указывает, что в журнале “Размышления о жизни и христианстве” публиковались статьи подготовленные в “Штази”.

Поскольку в “Штази” продолжали расценивать Фроста как  врага, после провала вербовки,  было принято решение дискредитировать его. Компрометирующие Фроста материалы были собраны в брошюру “Эрих Фрост – предатель дела Иеговы”, которая распространялась в ГДР и Западной Германии. Те же обвинения появились позднее в июльской статье “Шпигель”.Причиной появление этой статьи, очевидно, был доклад Эриха Фроста на областном конгрессе и  соответствующая статья в “Сторожевой Башне”, где он рассказывал о преследованиях свидетелей Иеговы во времена нацизма, но кроме этого он коснулся положения свидетелей Иеговы в ГДР, сравнив нацистскую и коммунистическую диктатуры, что конечно сильно задело “Штази”.
*** w61 4/15 p. 249 Deliverance from Totalitarian Inquisition Through Faith in God ***
When the Communists were fellow prisoners in the Nazi concentration camps they often threatened: “If we ever gain power, we will hang you bunch of comedians!” In 1950 the totalitarian inquisition was revived in Communist East Germany by a ban placed on Jehovah’s witnesses. The Madgeburg office was confiscated again. And once more, with faith in Jehovah’s ability to deliver, our brothers have accepted the challenge.
Может показаться странным, что очень серьезный и популярный в ФРГ журнал купился на сомнительную информацию от восточногерманской спецслужбы. Но случай с диффамацией Эриха Фроста был не единственным. Подобным методом “Штази” действовало против многих западно-германских политиков, раскапывая в тих прошлом факты сотрудничества с нацистами. Если таких фактов не находилось, их просто фабриковали.  Например президент ФРГ в середине 60-х годов Генрих Любке был обвинен в том что был конструктором и строителем нацистских концлагерей, на основании будто бы найденного в архиве  подделанного эскиза  лагерного барака. Эта информация была успешно “скормлена” газете. Редакция журнала “Шпигель” не провела настоящей исторической оценки информации об Эрихе Фросте и приняла ее за чистую монету. Впрочем она вряд ли могла бы проверить информацию в то время, да и историческая правда редакцию мало интересовала. Гораздо важнее была сенсационность информации, пусть даже полученной из сомнительных источников, связанных со “Штази”.

В 1962 году в филиалы Свидетелей Иеговы по всему миру, в том числе и в Бруклин, стали приходить анонимные письма с обвинениями Фроста, подобными тем которые ранее опубликовал “Шпигель”. Иногда к ним добавлялись обвинения что у Фроста был роман сего секретаршей или что он присваивал себе пожертвованные деньги. Благодаря тому,что филиалы отправляли полученные письма такого рода в филиал в Висбадене, стало очевидно, что отправка этих писем – чья-то спланированная компания. По штемпелям было установлено, что все письма отправлены из Западного Берлина, а отправителями значились свидетели Иеговы, пережившие  заключения в концлагеря. Причастность к  дискредитации Эриха Фроста “Штази” удалось доказать сравнительно недавно.

Но на этом дискредитация Эриха Фроста не закончилась. Фрагменты из писем были опубликованы в прессе ГДР. 15 октября 1961 года протестантский богослов, специализирующийся на борьбе с сектами заявил, что рассказ Эриха Фроста,  не соответствует действительности, ссылаясь на статью в “Шпигель”.  В 1972 году обвинения Фроста в предательстве, со ссылкой на ту же статью в “Шпигель”, были опубликованы в диссертации на соискания степени доктора философии “История Свидетелей Иеговы в Германии (до 1970 года)” Дитриха Хельмунда. То же обвинение он повторил в своей статье “Критический  отзыв о видеофильме “Стойкие перед лицом нацизма” – пропаганда, или или документ, относящийся к  современной  истории?”. Примечательно, что Дитрих Хельмунд опубликовал свою диссертацию на Евангелическом теологическом факультете Гамбургского университета. В апреле 1999 года подобные обвинения были опубликованы в критическом отзыве о фильме “Стойкие перед лицом нацизма” в газете Ausgabe Ludwigshafen.  Антикультисткие группы и церкви по сегоднишний день продолжают использовать информацию о “предательстве” Эриха Фроста из “Шпигеля” для дискредитации Свидетелей Иеговы. После публикации большого количества работ по истории Свидетелей Иеговы во времена нацизма в Германии обвинения Эриха Фроста немного поутихли.  Но их взяли на вооружение отступники и антикультисты из других стран – третьеразрядный историк из канадского университета Джеймс Пентон, российский сектовед  Александр Дворкин, лютеранский антикультист Дмитрий Розет,  бывший свидетель Иеговы, отступник  Станислав Ковтун.

Эрих Фрост провел в тюрьмах и концентрационных лагерях в общей сложности восемь лет. После  освобождения он верно служил делу Царства до самой смерти, терпя поношения со стороны критиков, но никогда его верность не подвергалась серьезным сомнениям со стороны его соверующих.



При подготовке этого материала использовались статьи: Waldemar Hirch. Operativer Vorgang "Winter". MfS gegen Erich Frost. Nutzung westdeutscher Medien durch die Stasi. --  Kirchliche Zeitgeschichte (Vandenhoeck & Ruprecht), Internationale Halbjahreszeitschrift für Theologie und Geschichtswissenschaft, Themenschwerpunkt: Religionen und Konfessionen in den Gesellschaften

Waldemar Hirch.  Ehemalige Zeugen Jehovas im Dienste des MfS - Der Fall Balzereit.   --  Ehemalige Zeugen Jehovas im Dienste des MfS - Der Fall Balzereit, in: Gabriele Yonan (Hg.), Im Visier der Stasi - Jehovas Zeugen in der DDR, Niedersteinbach 2000, S. 33-52.



 Творчество Эриха Фроста:



Stand Fast - United States Holocaust Memorial Museum


Music and the Holocaust: Frost, Erich Hugo


19 комментариев:

  1. Сергей, спасибо за статью о брате Э. Фросте. Это глубочайшие исследования и очень полезно для размышления. Сильная статья

    ОтветитьУдалить

  2. Да даже если и во время испытаний человек и сломается, не будем забывать что и апостолы в более мягких испытаниях проявляли далеко не всегда полную преданность своему Господу, но это не мешало их Господу считать их верными Свидетелями!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Евгений Владимиров31 декабря 2013 г., 22:04

    Хм... Удивительно, но я тоже полгода назад пришел к выводу, что к неоднозначным моментам "Декларации фактов" приложил руку Бельцрейт, который явно к тому времени созрел для мысли, что выжить в условиях надвигающейся угрозы со стороны нацистов, возможно не с помощью Иеговы, а с помощью максимально допустимой системы компромиссов.
    Учитывая его дальнейшие "подвиги" - это кажется весьма возможным.
    Получается, что в инкриминируемых отступниками (типа Пентона) деяниях, с высокой долей вероятности, виноват их же собрат - отступник Бельцрейт!
    Спасибо за замечательную статью, Сергей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, а добрая душа Рутерфорд, водимый святым духом Иеговы, конечно же, не распознал намерений не по разуму ревностного брата :) Ой ли?

      Уж как минимум слова про прогерманскую настроенность Президиума ОСБ должны были его насторожить. Но таки не насторожили. А уж про ненависть Рутерфорда к католической церкви и так всё очевидно из литературы ОСБ того периода.

      Удалить
    2. ***Получается, что в инкриминируемых отступниками (типа Пентона) деяниях, с высокой долей вероятности, виноват их же собрат - отступник Бельцрейт!***
      В июне 1933 года Пауль Бальцерейт не был отступником. Как не был отступником и Соломон, когда он писал книги Притч и Песнь Песней. Иначе, по Вашей же логике, нам следует выбросить эти книги из Библии, потому что их автор впал в идолопоклонство и отступничество.

      Удалить
    3. Рутерфорд не являся непогрешимым и информацию о состаянии дел в Германии он получал именно от Бельцерейта. Распознать намерения Бельцерейта в 1933 году было не так-то просто. Гитлер был законной властью в Германии, которую нужно было уважать. находилась под действием Версальского договора. Нацисты не начали свою политику со зверств и концлагерей, ни имели вполне разумную экономическую и социальную программу, принципы которых разделяли и свидетели Иеговы и законы в этих областях они готовы были выполнять. Католическая и лютеранская церкви распускали слухи, что свидетели Иеговы финансируются евреями и большивиками, и именно эти церкви были ответственны за преследования свидетелей Иеговы в Германии. Рутерфорд считал, что Гитлер дезинформирован относительно деятельности свидетелей Иеговы, и целью декларации было показать что свидетели Иеговы не представляют опасности для германского общества и что обвинения в их адрес абсурдны. Учитывая деятельность католической церкви в 20-30-е годы и взгялды свидетелей Иеговы, то конфликт между ними и католиками был не избежен. Почему вас смутили слова о прогерманской настроенности? разве свидетели Иеговы были против немецкого народа или Германии? В "Декларации" апоминалось что во время Первой мировой войны свидетели Иеговыне пуьликовали сведений, о якобы происходливших в Германии зверствах. Это было пропагадисткими приемом властей США и Англии для предупреждения здачи солдат в плен. Такая пропаганда привела к тому, тчо когда начала появлятся информация про жертвы нацистов, ей никто не верил. До 1937 года власти других государств вели дипломатические отношения с Нацистокой Германией в весьма уважительной форме.

      Удалить
    4. Отступник, это не формальное положение человека вне религиозной организации свидетелей Иеговы, а образ мыслей. А свидетели Иеговы никогда не заявляли, что умебт читать мысли и сердца других. После арестов в 1933 году Свидетели Иеговы оказались перед выбором - идти на компромисс, или быть верным своим убеждениям. Остальные религиозные группы, известные пацифисткими настроениями - адвентисты и меннониты, пошли на компромисс и согласились на службу в армии в качестве солдат или медработников. У других религиозных групп не возникло проблем с приветствием "Хайль Гитлер!", бойкотом еврейских магазинов и т. д. Если бы Рутерфорд был бы настроен на компромисс, то все требования немецких властей выполнялись бы. Но этого не было. Не смотря на запрет свидетели Иеговы продолжили проповедь.Именно тогда и проявились настроения Бельцерейта, который отстаивал необходимость дальнейших компромиссов и желал избежать преследований. В конце концов он был исключен, пвовел год в концлагере и после этого служил в вермахте. После войны, он сотрудничал со Штази и был, по сути, их внештатным агентом. Так что это многое говорит о его личности.
      Насчет Соломона - его книги были напсаны под влиянием святого духа, но это отнюдь не исключало свободу действий человека. Написание книг Соломона и его отступничество разделяют года.

      Удалить
    5. Касаемо прогерманской настроенности: если я правильно понимаю позицию христианского нейтралитета, то это позиция НИ ЗА, НИ ПРОТИВ. По латыни — ни PRO, ни CONTRA. Рутерфорд и Бальцерейт расписались в том, что руководство ОСБ выступает ЗА Германию. То есть — de jure христианский нейтралитет нарушен. Нарушен словесно и публично. Более того, означенные господа расписались в том, что и цели ОСБ совпадают с целями НСДАП, пусть и не во всём, но таки совпадают. Не согласны?

      По поводу зверств — в письме говорилось о зверствах, которые происходили якобы в 1933 году ("в последние месяцы"), советую Вам внимательно перечитать письмо. Зверства, кстати, имели место, только обращены они были против КОММУНИСТОВ, которых обвиняли в поджоге рейхстага в феврале 1933 года, а также против антифашистов и журналистов, которые осмеливались писать правду о репрессиях в адрес противников НСДАП.

      Удалить
    6. В документе есть хоть слово про НСДАП? Про политические цели НСДАП? Свидетели Ипегові біли заинтереснованні в благополучии Германского общества, но никоим орзом не поддердивали и не одобряли внешнюю политику Рейха. Они были согласны с програмоой правителсьтва Германии в впросах общественной морали и економике. Во всем остальном свидетели еговын еучаствовали.
      А в последние месяцы 1933 года в Германии не было особенных зверств. Про концлагеря никто не знал, а всетчо просачивалось за пределы Германии носило хаарктер слухов, котоырм послоле опыта пропаганды во время Первой Мировой Войны никто не верил. Концлагеря в 1933-1934 годах немного отличались от лагерей 1936-1945 годов. Немцы сворешили ошибку отправив в лагеря представителей международной религиозной организации с хорошими межнациональными связями. Во время войны немецкие ические католики ыли врагами, но свидетяли Иегвы сотавались братьтями н есмотря на то тчо государства воевали. То что свидетели Иеговы побывалив лагерях првиело к утечке информации о них и эта информация была была обнародовано как во всем мире так и в Германии. Немцы впрочем о лагерях и о том чт отам творилось не догалдывались до 1945 года, когда Союзыне войска начали устраивать принудительыне екскурсии в лагеря для всего населения. В других странах информация о лагерях интерес не вызвала. Политически ее было выгодно не заметить, а формоьные првоерки в лагерях устроенные Красным кретсом проводились в специальн о созданных для таких проверок лагерях

      Удалить
    7. ***Свидетели Ипегові біли заинтереснованні в благополучии Германского общества, но никоим орзом не поддердивали и не одобряли внешнюю политику Рейха.***
      Контекст говорит именно о ВНЕШНЕЙ политике, поскольку речь в абзаце про прогерманскую настроенность шла о ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ и о том, что ОСБ поддержало Германскую империю, отказавшись от публикации государственной пропаганды (за что и пострадало, мол). И о том, что сии традиции ОСБ сохраняет и по сей день.

      Удалить
    8. Поскольку свидетели иеговы поддерживали политический нейтралитет они были против того. тчоб власти указывали еим что печатать. Причем печать явную непаравду и поодерживать таким образом войну. Это было докзательством нейтралитета по отношению к властям Германии и того. тчо хоть центр свидетелей Иеговы находился в США, они не позволят использовать себя для борьбы против Германии.

      Удалить
  4. Не исключаю того, что Бальцерейт отступил от ОСБ, когда увидел, какую подлянку совершил Судья Рутерфорд, по сути подставив 25 тысяч немецких СИ, бросив их в пасть бесноватому фюреру, сидя за океаном в безопасной Америке. Тут, я думаю, разве что полный фанатик не отступил бы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну опять обычная отступническая пропаганда. Что бы не сделали свидетели Иеговы - все плохо. Пробуют объяснить, что не представляют опасности для государства - их обвиняют в поиске сотрудничества с нацистским режимом. Пробуют ему противостоять - обвиняют в том что руководство толкнуло свидетелей Иеговы на огромные жертвы. Может стоит разобраться с фактами? Молчание и коллапс миссионерской деятельности традиционных церквей Германии привел к расцвету национал-социализма. Прекратить проповедь - означало бы действительно пойти на компромисс с совестью, предать все идеалы христианства. Ведь в первом веке христаине проповедовали, зная что их могут убить. И их действительно убивали. Как на это отреагировали апостолы? Сказали всем замолчать, послкольку еврейский Синадрион против, а римские власти волнуются? Или наоборот, сказали что Бога следует слушать больше чем людей? А ведь ситуация в Риме была аналогчиной ситцации в нацисткой Германии. Кстати сами нацисты называли себя восприемниками римских традиций. Да и антисемитизм берет начало еще с античных времен и пышно расцвел в Риме после Иудейской войны 71 года. Кроме проповеди у свидетелей Иеговы небыло других способов показать, что они не согласны с идеологией нацизма, истинное лицо которого они увидели в 1933 году. Если бы Бельцерейт критиковал только возобновление проповеди, но сам придерживался нейтралитета и просто агитировал за подпольную деятельность без привлеченяи к себе внимания, это можно было оценить как осторожность, переходящую в трусость. На деле же практика компромисов Бельцрейта завела его дальше - сначала он отстаивает молчание, прекращение проповеди, то есть по сути толкает свидетелей Иеговы на медленное вырождение, потом переходит к обоснвоанию необходимости поодержки политики нацистов, и обосновывает необходимость выполнения гражданских обязагнстей перед Рейхом, заканчивая все это службой в Вермахте. Вы почему-то молчите что ныне существующие лютеранская, католическая, православная церкви, баптисты, меннониты, пиетисты, меннониты своим сначала молчанием, компромиссами, а потом и активной поддержкой нацистов толкнули милионны людей к войне, к участию в невидданных до того зверствам, в результате чего погибли почти 47 миллионов человек? А ведь сами священнослужители отпавлющие свою паству на войну и призывающие к поддержке Рейха не воевали. Акак обьяснить, что Бельцерейт после войны знанимался борьбой сосвидетелями Иеговы на територии ФРГ, по заданию Штази? Он агитировал свидетелей Иеговы выполнять все гражданские обязаности и все требования государства, хотя сам был предателем этого государства и работал на врага? Причем многих он толкал не только на измену вере, но и измену государствту - вербуя их в качестве информаторов Штази на территории ФРГ? В этих его псоупках виноват Рутерфорд, или такова была натура Бельцерейта? Станно что притензии вы выдвигаете к Рутерфорду, он по-вашему виноват, что жил в США, а не концлагере в нацисткой Германии? Такие притензиив ысказываются лишь бы придраться. Причем высказываються теми, кто сам не лучше Бельцерейта, и такие люди сами весьма успешно сотрудничают с правохранительными органами и спецслужбами.

      Удалить
  5. Евгений Владимиров3 января 2014 г., 21:10

    Сергей, может стоит закончить этот "военно - Полевой" роман?
    Читать его тошно - выкручивается как червь на сковородке :(

    Что ж он не критикует то, как вели себя другие религозные организации во время войны?
    Там ни выкручиваться не надо, ни высасывать из пальца.
    Так нет - надо продолжать над СИ изгаляться...

    ОтветитьУдалить
  6. Евгений Владимиров4 января 2014 г., 9:28

    ///Не исключаю того, что Бальцерейт отступил от ОСБ, когда увидел, какую подлянку совершил Судья Рутерфорд, по сути подставив 25 тысяч немецких СИ, бросив их в пасть бесноватому фюреру, сидя за океаном в безопасной Америке///

    Скажите Александр, разве отказ брать в руки оружие и произносить нацисткое приветствие является следствием императива, данного свидетелям в Германии братом Рутерфордом?
    Ой ли :)
    Разве это не было общехристианской позицией СИ и в Великобритании и в безопасной Америке?
    Если бы для СИ в Германии было сделано исключение, то вы бы первым завопили про "заискивание" перед нацистами!
    Это первое.
    Второе: Разве христианскую группу, бескомпромисно отказавшейся поддерживать немецкую военную машину, могла постичь другая участь, кроме отправки в тюрьмы и концлагеря?
    Не подскажите мне, чем в те годы в Гермении каралось дезертирство?
    Без вариантов...
    И причем тут Рутерфорд?

    Так что, полощите мозги друг другу на ваших форумах, господа, - здесь этот номер не пройдет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Удивительно, но вот почему-то только за 1-ю половину 1933 года из Германии выехало 40 тысяч евреев. (Которых еще тогда не бросали в концлагеря и лагеря смерти, отметим.) Что мешало 25 тысячам немецких СИ воспользоваться опытом сынов Израилевых, а равно и первых христиан, бежавших от ужасов Иудейской войны 67-73 гг. н.э. в Десятиградие? Вот объективно, что? Только не говорите про обязанность благовествовать — первые христиане, бежавшие из Иерусалима, о ней как-то не шибко и думали! :)

      Удалить
    2. В 1933 возрос уровень антисемитизма, магазины евреев бойкотировали и многие уезжали из Германии по этим причинам, так же нацисткие власти намекали что евреем лучше уехать.
      Свидетели Иеговы в Германии были в основном немцами, эигрировать им было очень непросто. Ни одна страна не горела желанием приматьу себя тысячи эмигрантов.
      Вы читали Э. Ремарка "Триумфальная арка"? Там хорошо описан ыт эмигранта из Германии, да и впрочем большинство романов Ремарка посвящено этой теме. Выехать то можно было, но эмигрантов депортировали бы назад в Германию После начала войны эмиграция не спасла бы от концлагерей на оккупированных териториях, или тюрем в странах которые воевалис Германией.
      Насчет благовествования это было действительно важно - свидетели Иеговы не боялдись публично предупреждать людей об опасности нацизма и первыми обнародовали информацию о существовании концентрационных лагерей.
      В Иерусалиме христиане были заранее предупреждены о том что бы покинуть город. уничтожение Иерусалима - былопроорочестовом и христиане сделаливсе что могли, что бы жители Иерусалима к ним присойденились.

      Удалить
  7. Проблема в другом ибо зачастую отступники относятся к золотому веку и к другим старым изданиям как предметам фетишизма и считают что в старых публикациях все было правильно написано а по сути они сами не хотят поменять привычку собственную и взгляды собственные на фетишизм и в падение в грубое язычество

    ОтветитьУдалить
  8. Трудно судить о мотивах людей, но все же, что больше двигало СИ, преданность Богу или приближение Армагидона. На сколько я знаю все в то время были заточены под близкий конец этой системы. Что если бы они знали что в 2017 году конца ещё не будет, многие бы решились пойти в лагеря? Альберт Эйнштейн писал: «Этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам… Если люди хороши только из-за боязни наказания и желания награды, то мы действительно жалкие создания».

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.