четверг, 30 января 2014 г.

Методы действия спецслужб против Свидетелей Иеговы в странах ОВД и в современной России

omon-obysk
Свидетели Иеговы часто привлекают к себе внимание спецслужб из-за вопросов совести, религиозной активности и политического нейтралитета. Наблюдение  за религиозными организациями – это часть работы “слуг кесаря” – правоохранительных органов, служб безопасности, контрразведки и т. д. В демократическом, правовом государстве спецслужбы ограничиваются наблюдением  за деятельностью религиозных общин и законопослушные общины вполне  охотно предоставляют информацию о себе. В тоталитарном государстве – религия рассматривается как один из способов контроля за населением, а значит государство не ограничивается наблюдением а прямо вмешивается в деятельность религиозных организаций стараясь полностью подчинить. Если это не удается и религиозная община отстаивает свою автономность – она рассматривается как враждебная и против нее применяют целый арсенал методов с целью ее разложения, подчинения или элиминации из общества. Иногда такие действия  носят довольно грубый  характер (формирование “зон оседлости”, высылка на спецпоселение, растрел), но в большинстве случаев действия спецслужб носят куда более тонкий и завуалированный характер.
За более чем 100 летнюю историю свидетели Иеговы перепробовали на себе практически все возможные методы воздействия со стороны спецслужб с самой дурной славой – гестапо, КГБ, Секуритате, Штази, и не смотря на это выжили и не изменили своим убеждениям. Сегодня архивы этих спецслужб дают огромное количество информации о методах воздействия  на религиозные группы, в том числе и на Свидетелей Иеговы, что позволяет лучше понимать что происходи со свидетелями Иеговы в современной России и к каким последствиям для российского общества это может привести. Федеральная служба безопасности  России – наследница традиций КГБ и других спецслужб стран Варшавского договора. Поэтому есть основания полагать что ее методы не будут существенно отличаться от тех что уже применялись к свидетелям Иеговы в СССР, ГДР, Румынии и других странах. Конечно в этих методах будут некоторые отличия  продиктованными современными политическими и правовыми реалиями, но их суть осталась прежней.

Авторитарные режимы в  борьбе со свидетелями Иеговы пытаются  добиться следующих целей:
  • Подчинение свидетелей Иеговы властям путем навязывания компромиссов, запугивания Примеры: обещание легализации деятельности в  обмен на разрыв связи с Руководящим советом в 60-е годы в СССР. Обещание легализации в Китае, в обмен на контроль деятельности свидетелей Иеговы со стороны государства и вступления  руководства в коммунистическую партию Китая.
  • Элиминация свидетелей Иеговы из общества путем изоляции в пенитенциарных учреждениях, специальных поселениях и т. д., в крайних случаях – физическое уничтожение. Примеры: Германия в 1938-1945 годах. Операция “Север” в СССР 1952 год.
  • Маргинализация свидетелей Иеговы – минимизация влияния их на общество, путем ограничения их деятельности и создания  негативного образа религиозной организации. Примеры: СССР, ГДР, Польша в 1960-1989 годы.
  • Поддержание “образа врага” в обществе
Этот список отображает, так же, развитие отношения авторитарных режимов к Свидетелям Иеговы.  Сначала Свидетелей Иеговы пытались подчинить свидетелей Иеговы – добиться от них поддержки правительства, отказа от позиции  нейтралитета и передачу контроля за религиозной организации в руки государственных органов и спецслужб. Этот метод оказывался не эффективным. Разочарованные власти, реагировали весьма жестко стараясь или физически уничтожить свидетелей Иеговы или удалить их из общества помещая в лагеря или отправляя в сепцпоселения. Но оказывалось, что большинство свидетелей Иеговы остаются стойкими, успешно приспосабливаются к трудностям, и к преследованиям  относятся как к должному, а не как трагическому повороту истории, который они не в силах понять. Готовность к преследованиям, понимание их неизбежности и  придание им смысла, позволяло свидетелям Иеговы избежать экзистенциального кризиса и выживать в труднейших условиях. Не видя особых успехов в попытках физической изоляции свидетелей Иеговы, власти решали прибегнуть к изоляции социальной. Свидетелей Иеговы пытались превратить в маргинальную группу, лишенную прав и презираемую обществом. Ожидалось, что влияние такой группы на общество будет минимально, а сама группа рано или поздно исчезнет. Постоянной  пропагандой удалось добиться  предубеждения к свидетелям Иеговы у большинства граждан. Но оставались те кто непосредственно знал свидетелей Иеговы и рано или поздно замечал контраст между реальностью и ложью пропаганды. Такие люди или ставали противниками режима, или же присоединялись к свидетелям Иеговы. Таких людей было не много, но они были, обеспечивали продолжение существования  общины. Рано или поздно тоталитарные режимы или свергались, или преобразовались в более терпимые и демократичные. Иногда, через некоторое время после свержения тоталитарного строя наступала реакция и государство пыталось вернутся к  привычному тоталитарному строю. Для консолидация нации, оправдание отказа от демократических свобод и нарушения прав человека государство нуждалось в “образе врага”, которым часто становились национальные или религиозные меньшинства. Религиозные меньшинства, или “секты” в современном секуляризованном мире оказывались более удобными для роли “врагов народа” в  современной  России. Советская атеистическая пропаганда подготовила отличную почву для неприязни к религиозным группам, и особенно  к свидетелям Иеговы. Невежественному, не толерантному населению, понятия  не имеющего о правах, ассоциирующих демократию с беззаконием и экономическим кризисом 90-х, очень легко было навязать “образ врага” в виде религиозного меньшинства. Этот образ политики использовали для консолидации  и мотивировки развития  традиционного православия, навязывания его как панацеи от всех социальных проблем. Возврат к тоталитаризму в современных условиях возможен очень медленными и постепенными шагами. А это значит, что “образ врага” нужно поддерживать длительное время методами пропаганды. В таком случае власти постоянно говорят об угрозе со стороны религиозных меньшинств, массово организовывают судебные процессы для доказательства опасности “сект”, но решающих мер по пресечению деятельности “опасных” групп пока не предпринимают. Для этого еще нет достаточных условий – государство пока еще играет в демократию, “образ врага” еще нужен, достаточный силовой потенциал, что бы игнорировать возмущения цивилизованных стран еще не накоплен. Свидетели Иеговы стали  одними из главных мишеней  российских властей и первыми претендентами на роль “врага”.  Причин для этого было несколько. Советская пропаганда уже создала из Свидетелей Иеговы  образ “опасных сектантов”, возродить его в памяти людей было очень легко. Со свидетелями Иеговы можно было связать и несколько других пропагандистских клише, например желании США “развалить” Россию, участии религиозных групп в шпионаже и т. д. Не смотря на небольшую численность, Свидетели Иеговы быстро стали известными благодаря своей миссионерской активности, и стали одной из самых быстро растущих и развивающихся деноминаций России. Это вызвало недовольство РПЦ и мусульман, ожидающих что люди после падения атеистического режима, сами побегут в их ограды. Общество оказалось не готово к  принятию людей с другими взглядами, решению межконфессиональных конфликтов ни на уровне семьи  ни на уровне социальных институтов. Государство вместо того что бы помочь решать конфликты, только способствовало их обострению и в конце использовало сложившуюся ситуацию в свою пользу. И опять Свидетелями Иеговы в России как и во времена СССР стали заниматься спецслужбы.
Не смотря на различия целей, спецслужбы использовали очень похожие методы для их достижения. Варьировались только массовость и интенсивность их применения.
Можно выделить четыре основные группы методов, применяемые спецслужбами в борьбе со свидетелями Иеговы. Методы могли по разному комбинироваться
  1. Давление на свидетелей Иеговы со стороны государственных учреждений
  2. Разложение  общины изнутри
  3. Использование идеологических противников свидетелей Иеговы
  4. Формирование негативного отношения к свидетелям Иеговы в обществе

1. Давление на свидетелей Иеговы со стороны государственных учреждений. Цель этих методов – парализация деятельности религиозной организации, запугивание последователей.
  • Незаконные проверки деятельности религиозных общин.13 июля 2012 года Госдума приняла поправки к  закону «О некоммерческих организациях. В 2013 году десятки религиозных организаций  подверглись проверкам государственных органов. 1 апреля 2013 представители прокуратуры, Федеральной эмиграционной службы, МЧС, наркоконтроля и санепидстанции устроили проверку в Управленческом центре Свидетелей Иеговы в России.  Работа Центра была парализована, работники были заблокированы на территории. После проверки у Свидетелей Иеговы  потребовали предоставить огромное количество документов в нереально короткие сроки (фактически за один день).
  •  Давление на арендодателей мест собраний. Как правило это происходит после беседы арендодателя с работниками ФСБ.
  • Давление на работодателей. Опять же после визита ФСБ или отдела “Э” .
  • 23.24 октября 2009 года в г. Кемерово был задержан Свидетель Иеговы, который стоял на автобусной остановке и ждал автобус. К нему подъехала машина милиции, из которой вышли двое мужчин в гражданском, и со двора дома подошел еще один мужчина, который показал удостоверение сотрудника ФСБ. Они попросили верующего сесть в машину для выяснения личности. В отделении милиции был произведен опрос задержанного. Проводившие опрос сотрудники правоохранительных органов угрожали, что позвонят ему на работу и скажут, чтобы его уволили. После этого они закрыли его в комнате на 2 часа. Затем отпустили.
    25.24 октября 2009 года в г. Казань, две Свидетельницы Иеговы во время разговора с женщиной, которая интересовалась библейскими учениями, были задержаны сотрудниками милиции. После проверки паспортов, им предложили проехать в отдел милиции. По дороге сотрудники милиции насмехались над религиозными убеждениями задержанных, нецензурно выражались. В отделении на задержанных оказывалось психологическое давление, их обыскали, произвели личный досмотр, изъяли личные вещи (в т.ч. сотовые телефоны), сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, опросили, затем посадили в помещение с решеткой на 1,5 часа, после чего у них забрали вещи: велели снять часы и кольца, сказав, что задержанные пробудут до утра, пока не придет их начальник, но уже в камере. Через какое-то время, их вызвали, отдали вещи, и выпустили. Задержанные пробыли в отделении милиции около 5 часов.
     
  •  Принуждение к увольнению “по собственному желанию”. Касается во основном свидетелей Иеговы – госслужащих, учителей, медработников, работников  правоохранительных органов.


1 декабря 2009 года в г. Владикавказе (Республика Северная Осетия-Алания) от Свидетеля Иеговы, которая являлась инспектором по делам несовершеннолетних, потребовали написать рапорт об увольнении, ссылаясь на то, что она "сектантка". Она отказалась писать рапорт, после чего приказом была снята с должности и переведена в патрульно-постовую служб
27 января 2010 года в г. Курске Свидетельница Иеговы, работающая на предприятии "Служба спасения МЧС Курской области" была уволена по собственному желанию. За два дня до этого, в срочном порядке она была приглашена на беседу к заместителю начальника. Его интересовало, готова ли Свидетельница Иеговы выйти из рядов организации Свидетелей Иеговы, знает ли она, что деятельность этой организации признана экстремистской и т. п. Подчиненная попыталась объяснить, что закон о свободе совести и вероисповеданию еще никто не отменял. Но заместитель начальника службы безопасности МЧС твердо ответил, что она больше не будет работать на их предприятии, и предложил уволиться по собственному желанию, что она и сделала.
02 апреля 2010 года, г. Фокино (Приморский кр.). Свидетели Иеговы Ю. Байкин и О. Черевко – работники МУП "Теплоэнерго", находились на смене. В это время их пригласили к мастеру по ремонту котельного оборудования В. Дорогому для подписания документа. Оказалось, что документ, который Свидетели Иеговы должны были подписать: Директива МВД России, направленная в адрес начальника МУП "Теплоэнерго" Е. Журкина. В нем давалось указание: "проводить проверку служащих на причастность к религиозной организации экстремистской направленности Свидетелей Иеговы". Свидетели Иеговы объяснили, что не являются экстремистами и отказались подписывать этот документ.
  • Незаконные задержания, обыски. Верующих часто подвергают незаконному дактилоскопированною и фотографированию. Очевидно это делается для создания базы данных людей связанных с “экстремистскими” организациями. Данный метод преследует и другую цель – запугивание верующих. Об этом свидетельствует крайне грубое обращение работников правоохранительных органов со свидетелями Иеговы, словесные оскорбления, угрозы, в отдельных случаях применялись пытки. 
16 июля 2008 года, в 11 часов, в Зал Царства Свидетелей Иеговы в г. Екатеринбурге прибыли сотрудники ФСБ и задержали 18 верующих, занимавшихся подготовкой к богослужению. Задержанным запретили пользоваться мобильными телефонами, чтобы они не могли связаться со своими родственниками и адвокатами. В Зале Царства был проведен обыск и изъята библейская литература.
    2.10 ноября 2009 года в г. Менделеевске (Республика Татарстан) во время проповеднического служения были задержаны двое Свидетелей Иеговы, доставлены в отделение милиции.У задержанных были взяты объяснения. Один из сотрудников милиции, проводивших опрос, вел себя очень грубо. Задержанных сфотографировали, сняли отпечатки пальцев. Протокол задержания не составлялся, копии объяснений выданы не были.
    01 декабря 2009 года в с. Усть-Калманка (Алтайский край) сотрудники милиции приехали домой к Свидетельнице Иеговы. На глазах ее сына и мужа, не являющегося Свидетелем Иеговы, ее забрали в отделение милиции для допроса. Позже, 19 декабря 2009 года, когда она на улице разговаривала о Библии с молодым человеком, к ней подъехали те же сотрудники милиции и снова доставили ее в ОВД для повторного допроса. Во время допроса ее словесно оскорбляли и забрали у нее религиозные публикации
    35796_640ывафыва

Белгородская полиция “обезвреживает” “опасных” экстремистов. Задержание  свидетелей Иеговы за проповедь в общественных местах.

08 февраля 2010 года в г. Набережные Челны (Республика Татарстан) две Свидетельницы Иеговы во время проповеднического служения были задержаны сотрудниками милиции. В отделении задержанных закрыли в помещении, где они ждали около 40 минут. Им было отказано в посещении туалета. Допрос Свидетельниц Иеговы проводили в разных помещениях. Просьбы задержанных выдать копии протоколов были встречены угрозами сотрудников милиции.Задержанные находились в отделении милиции около 2 часов.
07 мая 2010 года, г. Лобня (Московская обл.). Когда Мария Зубко и Анна Мелконян делились с жителями дома 19 по ул. Ленина библейской вестью, они были задержаны и доставлены в ОВД городского округа Лобня. Практически сразу их стали обвинять в хищениях, совершенных следующим способом: якобы по надуманным предлогам они заходили в квартиры, улучали момент и совершали кражи денег. С момента задержания (в 12:40) до 20:30 08 мая 2010 года М. Зубко и А. Мелконян были незаконно лишены свободы: никаких документов об административном задержании или уголовном преследовании в отношении них не составлялось. 8 мая 2010 года в отношении М. Зубко и А. Мелконян были составлены протоколы задержания подозреваемых в совершении преступления. С 08 мая по 10 мая 2010 года следователь Г. З. Кожевникова провела четыре опознания, в ходе которых потерпевшие якобы опознали в М. Зубко и А. Мелконян тех, кто совершил кражи. 10 мая 2010 года Лобненский городской суд Московской области вынес постановление об избрании для М. Зубко и А. Мелконян меры пресечения в виде заключения под стражу (сроком на 2 месяца). Постановления Лобненского городского суда были обжалованы в Московский областной суд, однако безрезультатно. 13 мая 2010 года Марии Зубко и Анне Мелконян было предъявлено обвинение. В этот же день следователь Г. З. Кожевникова решила провести ещё два опознания М. Зубко и А. Мелконян уже другими потерпевшими. Адвокат Д. Колобов, представляющий интересы М. Зубко, настоял на том, чтобы в числе опознаваемых были те люди, которых предложит адвокат. Были подобраны женщины, хотя бы немного похожие на А. Мелконян. В результате очередная потерпевшая не смогла опознать в А. Мелконян преступницу. Также в присутствии Колобова Д. было проведено опознание М. Зубко. Несмотря на то что в группе опознаваемых находилась родная сестра М. Зубко, внешне очень похожая на нее, потерпевшая, не раздумывая опознала Марию, заявив, что это именно она совершила у неё кражу. Однако отвечая на вопрос адвоката Д. Колобова, потерпевшая созналась в том, что за несколько дней до опознания оперативные работники показывали ей фотографию Марии. Всё это было зафиксировано в протоколе. Адвокат Д. Колобов заявил следователю письменные ходатайства о приобщении к материалам дела документов, подтверждающих алиби М. Зубко. Кроме того, была подана жалоба прокурору на незаконные действия следователя и ходатайство о прекращении уголовного преследования М. Зубко. 1 июля М. Зубко и А. Мелконян были отпущено под залог.
24 мая сразу после начала богослужения, на которое собрались более 50 членов местного собрания Свидетелей Иеговы и интересующихся людей, милицией и сотрудниками ФСБ оно было грубо прервано. Представители власти и органов федеральной безопасности бесцеремонно вошли в арендованное помещение и велели прекратить религиозное собрание. Все присутствующие были задержаны и сфотографированы. Их не проинформировали об их правах, им не дали возможности обратиться к адвокату и не объяснили причину задержания. У всех были переписаны личные данные. Тех, у кого не было при себе документов, удостоверяющих личность, забрали в милицейский участок. Происходившее было заснято репортерами из местной телестанции АТВ. Совершенный рейд идет в разрез с законодательством и Конституцией России, а также с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Среди задержанных был 15-летний подросток, родители которого, Свидетели Иеговы, не присутствовали на встрече. Его допросили и без его согласия поместили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Он до сих пор находится там, несмотря на то, что на имя директора этого учреждения были поданы заявления с требованием немедленно освободить ребенка, так как для помещения его в приют нет никаких законных оснований.
  • Обыски в местах богослужений и частных жилищах свидетелей Иеговы.Используется для поиска или подбрасывания  улик, например запрещенной “экстремисткой” литературы,изъятия документации,Часто такие действия происходят без санкции прокурора, следователя или решения суда. Обыски, во многих случаях, проводились с привлечением спецподразделений  полиции или ФСБ, и практически всегда длились по 7-12 часов. Использование спецназа в полной боевой экипировке применялось для оказания психологического воздействия и запугивания как на самих свидетелей Иеговы, так и на их ближайших соседей. Когда в вашем доме с раннего утра и до позднего вечера толкутся вооруженные люди в масках, а несчастных соседей берут в качестве  понятых и мурыжат 7-12 часов, то вам очень трудно будет восстановить репутацию добропорядочного гражданина, а с соседями вряд ли сохранятся теплые отношения. 
12 мая 2010 года, г. Челябинск. В 7:30 сотрудники правоохранительных органов в сопровождении группы ОМОНа прибыли к богослужебному зданию Свидетелей Иеговы на ул. Серова 19, принадлежащему местной религиозной организации Свидетелей Иеговы. Увидев, что в здании находятся только две пожилые женщины, ОМОН уехал, а сотрудники милиции стали проводить обыск в помещении — без представителей собственника. У испуганных женщин отобрали мобильные телефоны и запретили кому-либо сообщать о происходящем. Неизвестно, что искали милиционеры, но заглядывали даже за радиаторы и унитаз. Ничего не найдя, решили забрать видеооборудование, приспособленное под проведение богослужений общины глухих верующих — той самой, которая в 2007 году выиграла дело в Европейском суде по правам человека по факту срыва их богослужения.
  • Срыв богослужений. Метод используется для демонстрации силы, запугивания. Часто применяется также при обысках. Сопровождается сбором паспортных данных, задержаниями, изъятием литературы. Иногда на такие мероприятия приглашаются журналисты из “желтых СМИ” типа НТВ.
  • .01 декабря 2009 годав г. Набережные Челны (Республика Татарстан) во время проведения Свидетелями Иеговы богослужения в арендованном зале пришли представители телеканала "Челны-ТВ", стали снимать присутствующих верующих без их согласия. Требование не мешать проводить богослужение, прекратив съемки, проигнорировали. Спустя некоторое время появились сотрудники ФСБ и вместе с представителями телевидения удалились.
    15 мая 2010 года, г. Каспийск (Республика Дагестан). В арендуемое Свидетелями Иеговы помещение, где в это время проходило богослужение, прибыл представитель отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и административным делам А. Магарамов. Он потребовал, чтобы Свидетели Иеговы А. Воробьев и И. Исаков дали письменные объяснения по поводу проводимого религиозного мероприятия (копии письменных объяснений верующих выданы не были). Когда богослужебная встреча подходила к концу, в здание прибыли неизвестные люди в гражданской одежде, предположительно представители ФСБ, и перекрыли выход. Только один из них предъявил служебное удостоверение офицера ФСБ на имя А. Алиева, другие, прибывшие с ним, отказались это сделать. Они потребовали, чтобы все присутствующие на богослужении женщины и дети показали документы, удостоверяющие личность, после чего разрешили им покинуть помещение. Оставшиеся мужчины (примерно 30―40 человек) были допрошены. У них переписали их личные данные, и они не могли покинуть здание в общей сложности около 4,5 часов. Тем временем А. Магарамов заявил, что А. Воробьева и И. Исакова совершили административное правонарушение, и потребовал, чтобы они проехали с ним в отделение милиции. Он доставил задержанных в ГОВД г. Каспийска, где в отношении них были возбуждены дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ. В результате представители ФСБ запретили Свидетелям Иеговы проводить богослужение. Поэтому запланированная верующими на 16 мая богослужебная встреча не состоялась. Как стало известно позднее, 29 июня мировой судья вынес постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении А. Воробьева и И. Исакова за отсутствием состава административного правонарушения.


  •  Незаконный сбор медицинских данных свидетелей Иеговы.
  • Установка наружного наблюдения, просушка телефонных разговоров, установка прослушивающей апаратуры в домах свидетелей Иеговы
  • Незаконный сбор сведений об учениках из семей свидетелей Иеговы.
  • 21 апреля 2010 года, г. Волоколамск (Московская обл.). В Гимназии № 1 несовершеннолетние дети Е. Гришиной: Александр (15 лет) и Иван (10 лет) во время уроков были допрошены без присутствия родителей. Представитель детской комнаты милиции И. Шереметьева в присутствии психолога задавала им вопросы, касающейся их религиозной принадлежности к Свидетелям Иеговы. После опроса, детей потребовали подписать протокол.
2. Разложение  общины изнутри
  • Внедрение в религиозную общину агентов влияния. Широко применялся во времена СССР. Внедрялись как  обычные комсомольцы, солдаты так и профессиональные агенты КГБ. Иногда такие агенты достигали определенного положения в организации, которое использовали для создания расколов, выявления ответственных братьев, каналов связи и передачи этой информации властям. Данный метод используется и сейчас. Агенты ФСБ или отдела “Э” выдают себя за заинтересованных, входят в доверие, выявляют места встреч, ответственных братьев,  проводят аудио и видеозапись собраний. Полученная таким путем информация используется потом в судебных процессах, например в “Деле 16-ти” в Таганроге. Данный метод способствует возникновению недоверия, взаимной отчужденности как в отдельных собраниях, а в  60-х годах привел к расколу свидетелей Иеговы в СССР, который впрочем, не остановил деятельность свидетелей Иеговы в СССР  и не просуществовал долго.
    05 ноября 2009 года в г. Алейск (Алтайский край) две Свидетельницы Иеговы посещали женщину, которая желала изучать Библию. Неожиданно в квартиру вошли сотрудник ФСБ, двое понятых и муж этой девушки. Потом пришел еще один сотрудник ФСБ. Верующих развели по разным комнатам и стали допрашивать. После чего произвели досмотр сумок и изъятие религиозной литературы, которую положили в полиэтиленовый пакет, опечатали его и попросили одну из верующих расписаться на бумаге с печатью, составили протокол
  • Вербовка членов религиозной организации. Широко применялась гестапо, КГБ, “Штази”.  Так, один из известных борцов со Свидетелями Иеговы Дитрих Папе – был завербован “Штази”. Осуществлялись попытки вербовки “Штази” ответственных братьев на территории ФРГ. Известно что брат Дитриха Папе – Гюнтер Папе, так же был отступником и позднее работал на католическую церковь, в тесном сотрудничестве с со своим братом, агентом “Штази”. Современное законодательство России запрещает использовать в качестве информаторов священнослужителей и ответственных представителей религиозных организаций.
  • Влияние на недовольных сомневающихся и т. д.  Цель в данном случае  - сбор порочащих сведений с дальнейшим их распространением в собраниях или через прессу, или использование подобных людей для распространения клеветы на ответственных братьев.
3. Использование идеологических противников свидетелей Иеговы
  • Создание или поддержка апологетических центров традиционных конфессий и организаций  отступников. ”.Отступник Пауль Бельцерейт и его сын, организовавшие в ФРГ “Ассоциацию независимых христиан” – группу, главной целью которой была критика свидетелей Иеговы, были завербованы “Штази” (спецслужбой ГДР) в 1957 году.  В ГДР  под руководством “Штази”  была создана организация “Христианская ответственность”, в которую входили и бывшие свидетели Иеговы, например Дитрих Папе.  Эти  организации занимались на первый взгляд обычной апологетической и антикультисткой деятельностью, но их руководство было завербовано спецслужбами и  печатных изданиях  этой организации публиковались материалы по заказу “Штази”, или же  статьи написанные специалистами “Штази”. Один из главных деятелей “Христианской ответственности” Дитрих Папе, был информатором “Штази”, что не помешало его брату, Гюнтеру, католику в  ФРГ, сотрудничать с ним в подготовке книги против свидетелей Иеговы, написанной Дитрихом по заказу “Штази”. Вполне возможно, что современные российские организации занимающиеся критикой и пропагандой против свидетелей Иеговы, так же тесно связаны с ФСБ. Особо подозрительны в этом отношении центры “Ставрос” под руководством Питанова, Центр им. Ирения Лионского под руководством Дворкина.  Подобные центры получают  гранты от государственных и негосударственных организаций, например FECRIS,  за счет которых финансируются издания книг и других материалов против свидетелей Иеговы. Вполне вероятно, что именно таким образом финансировалось написание книги С. Ковтуна “Некуда Идти”. Последние статьи и фрагменты книги “ЦРУ, секс и свидетели Иеговы” дает основания заподозрить что они являются идеологическим заказом спецслужб.
  • Использование отступников и активных критиков в качестве источников информации и свидетелей в гражданских и уголовных процессах против свидетелей Иеговы.  Некоторые бывшие свидетели Иеговы, желая отомстить бывшим соверующим, вполне добровольно приходят в отделы “Э” и дают показания против бывших соверующих. Так же они могут приносить в эти отделы литературу свидетелей Иеговы. Ключевым свидетелем по “Делу 16-ти” в Таганроге, является  бывший свидетель Иеговы, а сейчас православный верующий Кудасов. Он охотно сотрудничал с следователями ФСБ и прокуратуры, которые по его словам, жалели, что свидетелей Иеговы нельзя высылать. В хоте сотрудничества со следствием, Кудасов, договорился, что бы его жена, которая осталась свидетелем Иеговы не попала под уголовное преследование. Хвалился своими подвигами по поводу информирования спецслужб о деятельности свидетелей Иеговы в России известный отступник Фельдман (Иллидан).
  • Использование организаций бывших свидетелей Иеговы – “отступников” и активных критиков для связи с информаторами. Агенты внедренных в качестве заинтересованных,могут подтвердить только факт прохождения религиозных собраний и установить личности членов религиозной организации. Поскольку сами по себе собрания  не преступны, это мало что дает. Гораздо более ценными источниками информации являются действующие, но сомневающиеся свидетели Иеговы, особенно те кто является или являлся ранее старейшиной или служебным помощником. У  известных критиков свидетелей Иеговы, может быть своя сеть информаторов в собраниях. Это могут быть члены их семей, родственники, которые являются  действующими членами собраний, друзья, сомневающиеся, обиженные и недовольные свидетели Иеговы По закону ФСБ не может использовать в качестве конфиденциальных информаторов священнослужителей и ответственных представителей религиозных организаций. Я конечно не верю что ФСБ действительно отказалось от использования столь соблазнительных и важных источников  оперативной информации.  Для того что бы такую информацию можно было использовать в  судах нужно найти грамотную схему легализации информации полученной из незаконных источников. Вот тут как связывающее звено выступают отступники и критики - они своего рода "передасты" информации, от своих источников в собраниях спецслужбам, или же наоборот,  сливают информацию, которая поставляется им спецслужбами с целью дискредитации свидетелей Иеговы, а также легализации полученного  незаконным путем, но уже обработанного и  представленного в нужной  пропагандисткой форме материала. Известный  блогер-критик свидетелей Иеговы настырный, он же Константин Нестеров, говорил, что к нему обращались сотрудники отдела “Э” с вопросом нет ли у него сведений о местах проведения конгрессов свидетелей Иеговы. В блоге настырного часто публикуются конфиденциальные письма из филиалов свидетелей Иеговы в Украине, России и США, что свидетельствует о наличии у этого человека сети информаторов как в России так и за ее пределами. Конечно, полученной информацией настырный делится с правоохранительными органами.
  • Использования активистов патриотических и православных молодежных организаций  для  срывов богослужений. Эти организации используются, для организации пикетов Залов Царства свидетелей Иеговы, срыва конгрессов и т. д.. В Екатеренбурге в 2004 году неизвестными молодыми людьми был сорван областной  конгресс. Одному из участников конгресса удалось позднее пообщаться с одним из пикетчиков. Конечно в пикете они участвовали не за даром, а за небольшое вознаграждение от местного священника.  Иногда такие  организации делают откровенные провокации. В сентябре 2013 года в г. Белогорске (Амурская область) неизвестные молодые люди, представившиеся свидетелями Иеговы, зашли в в одну из местных православных церквей где начали обвинять верующих в идолопоклонстве и вырвать свечи из рук.  Когда служительница церкви сообщила о происшествии священнику, тот вместо милиции вызвал на подмогу казаков. До их прибытия верующим удалось выгнать хулиганов из храма. Увидев казаков хулиганы не испугались, и разошлись по скверу приставая к  прохожим и обвиняя их в  идолопоклонстве. Казаки, как это ни странно, никого не задержали, и даже не побили. Для любого кто хоть немного знает свидетелей Иеговы, ясно что нарушители правопорядка никакого отношения к свидетелям Иеговы не имели. Это легко было бы установить если бы священник вызвал милицию, или казаки кого-то задержали. Но похоже никто этого делать не собирался. Пресс-секретарь епархии заявил, что сообщил об инциденте епископу и что обращаться в прокуратуру и судится не в их правилах. Собрание в городе маленькое, молодых парней  в нем не много. Старейшины собрания  написали письмо с опровержением причастности свидетелей Иеговы к инциденту и подали заявление в прокуратуру. Не смотря на это после этого письма появилась еще одна статья с интервью с пресс-секретарем епархии. Я побывал пообщается с этим человеком в его блоге, писал в “Вконтакте” – безрезультатно, ни одного ответа не получил.  Все мои комментарии под статьей, с ссылкой  на письмо старейшин свидетелей Иеговы в Белогорске, были удалены. Новость распространилась по многим православным ресурсам. Возможно этому  есть и более прозаичные объяснения, чем работа спецслужб, но сам случай доказывает возможность провокаций со стороны патриотических организаций  или неформальных организаций молодежи. 
    15.18 октября 2009 года в г. Пензе казаки и представители православного общества "Благовест" организовали пикет возле здания, где Свидетели Иеговы проводят встречи собрания. Участники пикета держали плакаты с оскорбительно-клеветническими надписями, как например: "Сначала свидетель — потом убийца!". Пикет сопровождался пением религиозных молитв. На пикете присутствовали представители власти, в частности, помощник депутата В.В. Шарошкин.
4. Формирование негативного отношения к свидетелям Иеговы в обществе
  • Публикация в СМИ клеветнической и диффамационной информации о свидетелях Иеговы. Как это выглядит и работает и так все знают, так что писать об этом не буду.
  • Демонстрация  порочащих свидетелей Иеговы информационных материалов работникам государственных учреждений,  учащимся школ, вузов.
10 ноября 2009 года в г. Заинск (Республика Татарстан), начальник ФСБ, посетил Акционерный коммерческий Сберегательный банк. В кабинете управляющего, в присутствии работников банка, была показана запись программы НТВ "ЧП. Расследование. Свидетели Иеговы". После показа начальник ФСБ заявил, что данная программа будет показана и в других организациях города с целью добиться запрета Свидетелей Иеговы в г. Заинске и по всей Республике Татарстан.
13 апреля 2010 года, г. Алексин (Тульская обл.). МУП СШ № 11, учителя школы по требованию директора И. Николаевой раздали на уроках всем учащимся брошюры под названием: "Осторожно! Тоталитарная секта Свидетелей Иеговы". Учеников обязали прочитать её вместе с родителями. Действия персонала школы возбудили волну религиозной нетерпимости против детей Свидетелей Иеговы, которые учатся в этой школе. Семья Алдокимовых – Свидетели Иеговы, чьи дети учатся в этой школе, поделилась, что после прочтения этой брошюры, одноклассники их детей начали активно оскорблять их, самыми "безобидными" словами были: "сектанты, иеговисты". Ранее со стороны администрации школы неоднократно оказывалось давление на детей С. Алдокимова, их запугивали с целью заставить отречься от веры.
  • Показательные задержания и обыски свидетелей Иеговы. Срывы богослужений.
Данный список методов далеко не полный, но дает предоставлении о системе воздействия  на свидетелей Иеговы со стороны Российского  государства. Не смотря на все  трудности, тысячи  российских свидетелей Иеговы продолжают служение Иегове.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Сергей! Очень интересное и объективное исследование.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Сергей за статью. "Приятно" было узнать о том что я живу в тоталитарном государстве. Хотя у меня тоже возникали такие мысли. Рад за тебя, что ты живешь в самой свободной части, свободной страны))...и можешь в открытую выражать свои мысли. А нам в Роси скоро будут рот затыкать грязной тряпкой и в ссылку...

    Ты написал..."""""""""""В Екатеренбурге в 2009 году неизвестными молодыми людьми был сорван областной конгресс. Одному из участников конгресса удалось позднее пообщаться с одним из пикетчиков. Конечно в пикете они участвовали не за даром, а за небольшое вознаграждение от местного священника."""""""""""""""
    Мне почемуто кажется...что тут ты опубликовал инфу полученую от меня( по крайней мере я не встречал больше инфу о срывах конгрессов в том регионе)....Если так, то исправь 2009 на 2004..так будет точнее)))

    ОтветитьУдалить
  3. Никоим образом не хотел осокрбить граждан России. Я просто проанализировал случаи преследования свидетелей Иеговы в современной России и сравнил с тем что было в СССР и странах ОВД. Согласен что резальтат вышел не очень приятный для российского общества. Оно медленно но верно скатывается в сторону тоталитаризма.
    Да действительно я ссылаюсь на информацию полученныю от тебя. Спасибо за исправление.

    ОтветитьУдалить
  4. Статья хорошая.Но некоторые выражения совершенно незнакомы.Может не стоит употреблять специфические термины,поскольку статья написана и для малообразованных людей.Например:"Публикация в СМИ клеветнической и ДИФФАМАЦИОННОЙ информации о свидетелях Иеговы."-не понятно о чём речь,но,видимо,что то нехорошее?! И т.д....

    ОтветитьУдалить
  5. "Сначала Свидетелей Иеговы пытались подчинить свидетелей Иеговы – добиться от них поддержки правительства...".
    Что-то надо исправить.

    ОтветитьУдалить
  6. "Такие люди или ставали противниками режима...".
    Ещё исправь, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  7. За ними стоят такие силы, что даже представить в мыслях не мог. Когда увидел чудь не рехнулся...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А если чуть поконкретней?

      Удалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.