воскресенье, 11 октября 2015 г.

Свидетели Иеговы не ариане

 
Среди критиков свидетелей Иеговы и апологетов традиционных конфессий распространена точка зрения, что свидетели Иеговы являются современной формой арианства. Термин «арианин», часто используется тринитариями (верующих в троицах) для обозначения тех, кто не верит в троицу. Это создает терминологическую путаницу при попытке классифицировать христологические взгляды разных направлений христианстваТех кто отрицает догмат о троице так же называют антитринитариями, нетринитариями (non-trinitarian), унитариями. Эти термины имеют свои преимущества и недостатки, а так же весьма тонкие различия в значении, так что вряд ли их стоит считать полными синонимами.

То что Свидетели Иеговы отрицают догмат о троице не делает их арианами, но и унитариями свидетелей Иеговы можна назвать с определенными оговорками. По сути термин «арианин» по отношение к любому отрицаещему догмат троицы анахроничен. Субординациналисткие взгдяды апостольских мужей и апологетов древние взглядов Ария и не содержат намеков на троицу. Многие унитариане отрицают предвечное существование Иисуса, считают его всего лишь человеком, который был усыновлен Богом. Этот существенно отличается от того, чему учил Арий о предвечном существовании Иисуса.

Арий считал, что Бог вне понимания даже для его Сына. Бог Ария - неизвестный Бог, быть которого скрыт в вечной тайне. Никакое существо не может показать его, и он не может показать себя. Свидетели Иеговы не верят ни в непостижимого Бога тринитариев, ни в неизвестного Бога Ария. Для них “есть только один Бог, Отец, от которого всё, и мы для него; и один Господь, Иисус Христос, через которого всё, и мы через него”. (1 Коринфянам 8:6), и “Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе” (Иоанна 17:3).

Как и Арий свидетели Иеговы признают, что Иисус был сотворен. Но это не дает оснований считать свидетелей Иеговы арианами, поскольку они не соглашаются со многими взглядами Ария. Как мы уже обсуждали, свидетели Иеговы не считают что Бог непознаваем. Арий утверждал, что Слово «усыновлено» Богом благодаря своим моральным качествам. Библия говорит, что Иисус был создан Иеговой как его «единородный сын» (Ів. 1:14; 3:16; Евр 1:2; Откр. 3:14). Арий учил, что христиане могли надеяться стать равными Христу, тогда как Библия заявляет, что Бог дал ему “имя, которое является выше любого имени” (Фил 2:9-11). Арий считал, что святой дух это один из ангелов, свидетели Иеговы, верят, что святой дух – это божья действующая сила. Все это не дает оснований считать свидетелей Иеговы современной разновидностью арианства.

Можно ли считать свидетелей Иеговы унитариями? Да, но с некоторыми оговорками. Многие унитарии считают, что Иисус не существовал до свого рождения. Эту точку зрения называют радикальным унитаризмом. Конечно с такой точки свидетели Иеговы не разделяют. Учитывая то, что свидетели Иеговы не поклоняются Христу, считают его единородным Сыном Бога и не отрицают его божественности, их более уместно называть умеренными унитариями, или унитариями-субординационалистами.

7 комментариев:

  1. А что скажешь о взглядах Мигеля Сервета?

    ОтветитьУдалить
  2. "Арий считал, что святой дух это один из ангелов", есть пруф? Всегда считал, что у Ария это одна из ипостасей - "Таким образом, существуют три ипостаси, Отец, Сын и Святой Дух { Ωστε τρεις εισιν υποστασεις πατηρ υιος και αγιον πνευμα}. И Бог как виновник всего один безначален" (письмо Александру).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арий (256–336), священник из Александрии, учил, что Сын божий создан Богом Отцом, т. е. является творением Бога, и, следовательно, не Богом. Но Сын «почтен Божеством», наделен Божественной силой, поэтому может быть назван «вторым Богом», однако не первым. Согласно Арию, Дух – это высшее творение Сына, как Сам Он – высшее творение Отца. Арий именовал Духа Святого «внуком» (Догматическое богословие). www.e-reading.club/chapter.php/99691/41/Pankin_-_Istoriya_mirovyh_religiii__konspekt_lekciii.html

      Удалить
    2. в этом источнике не говорится, что Дух это ангел

      Удалить
    3. пневмоангельство не от него а от оригена

      Удалить
  3. Интересная фраза - "Субординациналисткие взгдяды апостольских мужей и апологетов древние взглядов Ария и не содержат намеков на троицу." Поясните её пожалуйста? М.б. субординация это одна из попыток объяснения Троицы?

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.