понедельник, 30 июня 2014 г.

«Кто такие Свидетели Иеговы?»: интервью для «Апейрон+»


2014-05-07_191943[6]


(Перевод с украинского)

Сегодня в каждом селе, городе или городке вы можете встретить людей, которые раздают брошюры «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня». Говорят всем, что имя Бога – Иегова… Кто же эти люди? Большинство украинских и зарубежных учёных называют Свидетелей Иеговы «сектантами», а советская власть вообще называла Свидетелей Иеговы «мракобесами». Так кто ж они на самом деле? Трудно до конца ответить, во многом потому, что я и большинство людей Свидетелей Иеговы не понимаем и осуждаем за запрет на переливание крови. Хотя не мне судить. Бог нас всех рассудит. Хотя глядя на их веру и стремление распространять своё учение среди разных масс населения, я думаю, нужно всем христианам взять пример у Свидетелей Иеговы. Хорошо, не буду вдаваться в полемику и критику или даже восхваление. Честно и откровенно скажу: я просил интервью у многих Свидетелей Иеговы, начиная от рядовых членов и заканчивая областными надзирателями, но все наотрез отказывались ответить на мои вопросы. Аргументируя тем, что все их называют «сектантами». И тут вдруг в сети я нашёл довольно умеренного представителя, который ответил на мои вопросы. И я думаю, на вопросы многих людей. И господин Сергей, представитель нового поколения Свидетелей Иеговы, готов к конфессиональным и общественным диалогам. Надеюсь, это интервью поможет людям понять суть религии, поскольку целью интервью явля­ется прежде всего – разбор полётов учения и истории Свидетелей Иеговы.

Биографическая справка: Афанасьев Сергей Валерьевич, родился 2 сентября 1984 г. в г. Львове в семье служащих. В 2002 году окончил Львовский физико-математический лицей. В 2007-м окончил Биологический факультет Львовского национального университета имени Ивана Франко. В 2013 году крестился на областном конгрессе Свидетелей Иеговы в городе Львове. Является обычным верующим Свидетелем Иеговы и не занимает никаких религиозных должностей. Автор блога «Свидетели Иеговы. Мифы и факты».

— Начну как всегда с банального вопроса, так как некоторые читатели не знают: как и где возникли Свидетели Иеговы? Кто был их основателем?

— Современная организация Свидетелей Иеговы берёт своё начало во второй половине XIX в. В то время небольшая группа исследователей Библии, которые жили неподалёку от города Питтсбурга (Пенсильвания, США), начали систематически исследовать Священное Писание. Эту группу возглавлял Чарльз Тейз Расселл.
Он воспитывался в семье, которая принадлежала к Пресвитерианской церкви, но впослед­ствии присоединился к Конгрегационалистской церкви. Семья Расселла была очень религиоз­ной и привила ему любовь к Богу и Библии. Однако одна доктрина не давала ему покоя – учение, что Бог создал людей бессмертными и приготовил огненный ад всем, за исключением тех, кого предопределил ко спасению. Расселл стал исследовать вгляды христианских конфессий, но везде находил учение об аде, которое не мог принять. Также он исследовал и восточные религии, однако и в них не нашёл ответа на свои вопросы.
В 1869 году Расселл попал на проповедь адвентиста Джонаса Уэнделла. Эта встреча укрепила веру Расселла в боговдохновенность Библии и побудила к глубоким и тщательным исследованиям. В 1870 году Расселл и несколько его знакомых стали регулярно собираться вместе. Кто-то поднимал вопрос, который открыто обсуждался всеми участниками. Открывали все страницы Библии, которые касались этого вопроса, и когда участники обсуждения убеждались в согласованности этих текстов, то формулировали заключительный вывод, который и записывали. Существенную помощь и поддержку Расселлу оказывали адвентистский пастор Джордж Стетсон и Джордж Сторрз. Последний заинтересовался вопросом посмертного состояния умерших после прочтения брошюры, изданной Генри Гру. Он стал ревностно защищать учение, что душа смертна, а бессмертие – это дар верных христиан.
В 1876 году Расселл получил журнал «Вестник утра», который издавал Нельсон Барбор. Взгляды Барбора и Расселла были очень похожи – оба верили, что Иисус вернётся не во плоти, а как дух и не для уничтожения, а для благословения семей, которые живут на земле. Барбор также обратил внимание Расселла на библейскую хронологию. Сотрудничество Расселла с Барбором было довольно плодотворным. Они вместе издали одну книгу. Расселл стал соизда­телем «Вестника утра» и финансировал его издание. Однако в 1878 году Барбор опубликовал статью, в которой утверждал, что смерти Христа недостаточно для искупления грехов. Расселл не мог принять этот взгляд и прекратил сотрудничество с Барбором.
В июле 1879 года Расселл начал издавать свой журнал – «Сионскую сторожевую башню и вестник присутствия Христа», в 1884 году зарегистрировал Пенсильванское трактатное обще­ство «Сионская сторожевая башня», которое позднее стало называться Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. Целью этого общества было распространять библейскую истину по всему миру. С 70-х гг. XIX в. сторонники взглядов Расселла называли себя Исследователями Библии, а в 1931 году было принято название Свидетели Иеговы.
Расселл не был основателем новой религии. Он считал, что в каждой религии крупицы истины, но в целом эти религии ошибочны. Своей задачей Расселл считал нахождение и собирание этих крупиц истины. Он воспринимал свою деятельность не как создание новой религии, а как восстановления первоначального христианства. Целью Исследователей Библии было распространение учений Иисуса Христа и исполнение того, чем занималось христианское собрание первого века.

— Сколько приблизительно Свидетелей Иеговы в мире и в нашей стране?

— Свидетели Иеговы тщательно ведут статистику по численности последователей и её изменениям за год, поэтому количество можно установить довольно точно. Статистические данные по численности людей, а также сведения по проповеднической и миссионерской работе регулярно публикуются в «Ежегоднике Свидетелей Иеговы», который можно найти на официальном сайте Свидетелей Иеговы www.jw.org. Согласно «Отчёту за 2013 год», опублико­ванному в «Ежегоднике Свидетелей Иеговы 2014», наивысшее число в мире в 2013 году составляло 7 965 954 возвещателя, а среднее число – 7 698 377 возвещателей. В Украине наивысшее число свидетелей Иеговы в 2013-м составило 150 905 возвещателей, а среднее – 149 597 возвещателей.


— Могли бы вы рассказать нашим читателям про расколы Свидетелей Иеговы, в частности о движении Исследователей Библии Епифания, которые распространены на территории Волыни?


— История ни одной религиозной организации не обходилась без расколов. В истории христианства разрухи начались ещё во времена апостолов. Если говорить про расколы в сов­ременной организации Свидетелей Иеговы, то на мой взгляд, можно выделить три основные причины:

Несогласие с некоторыми учениями, организационными изменениями или собственным положением отдельных амбициозных лиц.
Изоляция отдельных групп Исследователей Библии или Свидетелей Иеговы от сове­рующих в других странах в результате запретов, войн, смены политических режимов в странах.
Деятельность спецслужб в странах, где Свидетели Иеговы находились под запретом.
В большинстве случаев расколы возникали вследствие нескольких из выше перечисленных причин. Группы людей никогда не были многочисленными, не имели значительного влияния. Большинство этих групп не ведут заметной миссионерской деятельности и про их взгляды можно узнать, в основном, с веб-сайтов.
Отдельные Исследователи Библии стали откалываться ещё при жизни Расселла через изменение взглядов и системы управления. Наиболее серьёзные проблемы возникли после смерти лидера в 1916 году. Расселл конечно имел большой авторитет среди Исследователей Библии, но он никогда не говорил, что является безошибочным, и считал, что некоторые его выводы могут быть ошибочны. В 1917 году президентом Общества Сторожевой башни стал Дж. Ф. Рутерфорд. Он существенно отличался от Расселла по характеру и обладал хорошими организаторскими способностями. Избрание Рутерфорда не нравилось некоторым директорам Общества и они пытались захватить власть. Эта попытка провалилась, а среди оппозици­онеров продолжалось дробление. Как выяснилось, некоторые чрезмерно почитали Расселла и создали почти культ личности, кто-то стал считать его рабом, упомянутым в Матф. 24:45-47, хотя сам Расселл никогда не говорил о себе так. Вместо того, чтобы придерживаться библейских принципов и принципов исследования, которые были установлены самим Расселлом, эти люди сосредоточились на сохранении взглядов кумира.
Некоторые захотели воспользоваться ситуацией, чтобы достичь высокого положения неза­конными и нечестными методами. Одним из таких людей был Пол Джонсон. Незадолго до своей смерти Расселл планировал отправить его в Великобританию. Общество выполнило эту волю Расселла, и Джонсон поехал в Великобританию. Однако там он сместил двоих назначенных Обществом надзирателей и стал называть себя управителем из притчи Христа (Матф. 20:8). Также он попробовал прибрать к рукам финансовые дела Общества и подал соответствующий иск в Верховный суд Лондона, но проиграл дело. Вернувшись в Нью-Йорк, попытался склонить на свою сторону некоторых директоров Общества и добиться отмены полномочий президента Общества. Но на ежегодном собрании большинство проголосовало против таких изменений. П. Джонсон после этого стал посещать отдельные собрания, пытаясь склонить их на свою сторону.
Изоляция, отсутствие надёжной связи с руководством, а также целенаправленные действия советских спецслужб вызвали серьёзный раскол в истории свидетелей Иеговы в Украине. Так появились общины «Теократические свидетели Иеговы», «Истинная вера – Свидетели Иего­вы».
В Германии в 1934 году, несмотря на запрет, Свидетели Иеговы решили продолжать свою проповедническую деятельность. Пауль Бельцерейт, руководитель немецкого филиала в Маг­дебурге, с этим решением был не согласен и настаивал на поиске компромиссов с нацистским режимом. За такую позицию он был смещён, год провёл в концлагере, а после освобождения стал активно сотрудничать с нацистами. Конечно, после этого он уже не мог быть Свидетелем Иеговы. Бельцерейт в своём желании поиска компромиссов и из-за обид на бывших братьев по вере ушёл очень далеко. Он отслужил в вермахте, после войны попытался принять участие в восстановлении деятельности свидетелей Иеговы. Однако из-за сотрудничества с нацистами не был признан пригодным для такой работы. В 1946 году он вместе со своим сыном создал организацию, которая позднее стала называться «Христианская ответственность». Позднее в 1955-м Пауль Бельцерейт и его сын хотя жили и действовали на территории ФРГ, были завербованы Министерством государственной безопасности ГДР «Штази». В своих журналах они иногда печатали материалы, подготовленные специалистами «Штази». Хотя деятельность группы «Христианская ответственность» внешне имела религиозный характер, основным направлением её работы было противодействие свидетелям Иеговы под руководством «Штази». Для подобных целей у ГДР использовались апологетические центры, созданные якобы традиционными конфессиями, но полностью управляемые «Штази».
Во всех религиозных организациях есть люди, которые чем-то недовольны, с чем-то не согласны либо поведение которых несовместимо с членством в религиозной общине. Хотя таких особ среди Свидетелей Иеговы очень мало, но жаль, они всё-таки есть. Интернет даёт им достаточно широкий простор для деятельности, и часто такие люди создают сайты или блоги, которые во многих случаях анонимны и называют себя объединением бывших и дейст­вующих Свидетелей Иеговы. Уже это утверждение обычно неправдиво, поскольку действую­щими Свидетелями Иеговы они называют себя лишь на основании того, что формально не были исключены из собрания, которое посещают крайне редко либо не посещают вообще. Обычно около таких сайтов собирается максимум несколько десятков людей, а в основном лишь несколько человек. На таких сайтах много критичной информации в отношении Свидете­лей Иеговы, но нет никаких данных про религиозные взгляды их авторов. По моему мнению, в эти группы входят внеконфессиональные верующие, «люди-нет» и агностики, которых объеди­няет только негативное отношение к этим людям. Это также подтверждается тем, что подоб­ные группы готовы сотрудничать с представителями традиционных конфессий, агностиками, атеистами, если те негативно настроены против Свидетелей Иеговы, и антикультистами или апологетическими группами.


— Считают ли Свидетели Иеговы себя протестантским течением? Одни Свидетели считают себя протестантами, другие говорят вообще, что они новые христиане.


— Обычно Свидетели Иеговы называют себя просто христианами. Словосочетание «новые христиане» для Свидетелей Иеговы абсолютно нехарактерно, и ни разу не видел, чтобы Свидетели Иеговы позиционировали себя таким образом в своей литературе, не слышал подобного определения в проповедническом служении или в частных разговорах со своими соверующими. Протестантами Свидетелей Иеговы называет большинство украинских и россий­ских религиоведов. Очевидно, это связано с тем, что в отечественной классификации религий христианство принято три магистральных направления – католицизм, православие и протес­тантизм. К протестантизму обычно относят все течения, которые нельзя отнести к католи­цизму или православию, хотя с формальной точки зрения протестантскими уместно называть только те группы, которые непосредственно связаны с Реформацией, то есть только лютеран, реформатов и меннонитов. Единой и общепринятой классификации религий не существует, однако современный системы классификации религий, принятые на западе, выделяют кроме протестантизма ещё несколько направлений в христианстве – дохалкидонские церкви, англокатолицизм, евангельские церкви и реставрационизм. Собственно, к реставрационизму относят Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы не возражают против такой классификации, но не считают себя протестантами из следующих соображений:
Свидетели Иеговы не выступают против католицизма или какой-либо другой конфессии и не пытаются реформировать ни одну из них.
Свидетели Иеговы считают, что очень многие протестантские конфессии противоречат Библии.

Свидетели Иеговы признают бесспорный авторитет Библии и у них полнее, чем в протестантских конфессиях, реализован принцип всеобщего священства, но существенно отличаются взгляды на спасение.

— Почему Свидетели Иеговы называют свои места поклонения Залами Царства и Вефилями? Почему не называют просто «Дом молитвы» или «церковь»? И в чём разница между Залом Царства и Вефилем?

— Словом «церковь» часто переводят греческое слово эклессия, употреблённое в Хрис­тианских греческих писаниях. Дословно оно означает – «собрание», то есть касается группы людей, служащих Богу, а не зданиях, где они собираются. Первые христиане собирались в частных помещениях, позднее в пещерах или катакомбах, и эти места не имели какого-то определённого названия. Выражение «Дом молитвы» взято из Исаии 56:7 и касается Иеруса­лимского храма. В Библии нет каких-либо указаний, как должны называться места для собра­ний. После разрушения Первого Храма и начала Вавилонского плена евреи стали собираться в домах, а потом стали строить специальные здания для собраний, которые были названы бейт кнессет — «дом собрания» или по-гречески — «синагога». Это устройство не было предусмот­рено Моисеевым Законом, но Иисус, придя на землю, его не осуждал. Итак, как называть место поклонения – дело общины.
Для своих мест собрания и поклонения Свидетели Иеговы выбрали название «Зал Царства». Это название уместно, поскольку эти здания действительно являются залами, где собираются люди для поклонения Иегове. Кроме молитв, в этих здания приходят узнать о Божьем Царстве, о котором часто говорил Иисус (Матфея 6:9, 10; 24:14; Луки 4:43).
Словом «Вефиль», которое в переводе означает «дом Бога», Свидетели Иеговы называют 92 филиала Общества Сторожевой башни, в том числе и главное управление в США. Из филиалов осуществляется руководство свидетелями Иеговы, в них работают переводческие группы, которые обеспечивают перевод религиозной литературы. Некоторые филиалы имеют типогра­фии и поставляют религиозную литературу свидетелям Иеговы по всему миру. Вефили явля­ются комплексами офисных, производственных и жилых помещений, поскольку служителями Вефилей являются добровольцы, которые живут на их территории. Свидетели Иеговы прила­гают значительные усилия, чтобы условия проживания в Вефиле были комфортными, а усло­вия труда – безопасными. Украинский Вефиль расположен в Брюховичах, недалеко от города Львова.

— Теология Свидетелей Иеговы кардинально отличается от всех других христианских течений. Если можно, коротко расскажите про основные теологические принципы Свидетелей Иеговы.

— Взгляды, которые есть у Свидетелей Иеговы, можно найти и в других религиозных группах, которые существовали когда-то или существуют до сих пор. Как я уже сказал вначале, Расселл не ставил цель создать новую религию, а искал крупицы истины в разных течениях и объединял их в одну систему. Хотя между взглядами свидетелей Иеговы и традиционных христианских конфессий действительно есть значительные различия. Однако сами свидетели Иеговы за это не особенно переживают, поскольку для них важны не следование каким-то богословским традициям, а соответствие их взглядов Библии. Библия является для свидетелей Иеговы словом Бога и единой основой для вероучения. Свидетели Иеговы – унитарии, то есть верят в одного единого Бога – Иегову. Имя «Єгова» – это принятое в украинском языке (в рус­ском — Иегова) прочтение имени Бога, которое встречается в оригинальном тексте на древне­еврейском и арамейском языках более 6828 раз. Иисус является сыном Бога и подчинённым ему. Он был первым Божьим творением, и его жизнь была отдана людям как выкуп за грех Адама. Свидетели Иеговы верят, что вскоре Бог восстановит на Земле своё Царство, которое даст идеальные условия жизни и существовать вечно. Эти люди не верят в бессмертие человеческой души, но верят в воскресение мёртвых. Огромное значение свидетели Иеговы придают нормам морали, изложенных в Библии. Свидетели Иеговы считают долгом делиться своими взглядами и своею надеждой с другими людьми. Здесь я лишь перечислил основные взгляды, более детальную информацию можно найти на официальном сайте свидетелей Иеговы jw.org.

— Известно, что в прошлом веке Свидетели Иеговы несколько раз предсказывали конец света, но эти предсказания ни разу не сбывались. Сейчас официально Свидетели Иеговы делают предсказания конца света?

— Понятие «конец света» отсутствует во взглядах свидетелей Иеговы. Я, как и другие свидетели Иеговы, верю, что Иегова создал Землю для проживания ней и она никогда не будет уничтожена. Однако Землю ожидают грандиозные изменения. В Библии Бог обещает восстановить на Земле те условия, в каких могли бы жить люди, согласно его первоначальному намерению. Это восстановление наступит после Армагеддона – «войны великого дня Вседержителя Бога». Свидетели Иеговы имели ложные ожидания по времени, когда должен прийти конец. Подобно ученикам Иисуса в I веке, иногда мы считали, что некоторые пророчества исполняться тогда, когда на это ещё не пришёл назначеный Богом час (Луки 19:11; Деяния 1:6; 2 Фесалоникийцам 2:1, 2). Мы соглашаемся со словами брата Александра Макмиллана, который был Свидетелем Иеговы много лет: «Я понял, что нам надо признавать ошибки и дальше исследовать Божье Слово, ища более глубокого понимания». Почему ж тогда мы продолжаем акцентировать на близости конца? Потому что серьёзно относимся к словам Иисуса: «Смотрите, бодрствуйте».

— Ещё когда я был маленьким, к нам в 90-х годах часто приходили Свидетели Иеговы и они рассказывали, что Иисус не Бог, а лишь человек. Сегодня Свидетели Иеговы мне говорят, что Иисус – это Бог, но меньше Бога Иеговы.

— Должен вас поправить. Свидетели Иеговы считают Иисуса не Богом, а богом. Например в Иоанна 1:1 в переводе нового мира читаем: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было богом». Такой вариант перевода был выбран потому, что греческое слово θεός (теос) тут в роли именной части составного сказуемого, выраженной существительным в единственном числе, стоит перед глаголом и не имеет перед собой определённого артикля. Наличие артикля перед словом «Бог» указывает на личность, отсутствие артикля в упомянутой выше грамматической конструкции указывает на черту личности. Обычно слово «бог» употребляется верующими в значении Всевышнего. Однако это нехарактерно для библейского языка. Еврейское слово «элохим» – «бог», происходит от древнееврейского слова со значением «сильный». «Богами» могли называть лиц, которые были наделены силой или властью, например ангелов, судей Израиля, а иногда и всех людей. Когда Иисуса обвинили, что он называет себя Сыном Божьим, он ответил: «Не написано ли в вашем Законе: „Я сказал: „Вы боги“?». Свидетели Иеговы считают, Иисус до своего рождения был могущественной духовной личностью, архангелом. Воскрес он также, как духовная личность. Так что его вполне уместно называть богом. Однако Иисус родился как совершенный человек, свободный от греха.

— Учения Свидетелей Иеговы являются постоянными или меняющимися учениями? Ведь известно, что Свидетели Иеговы сначала назывались Исследователями Библии, во время Чарльза Расселла.

— Свидетели Иеговы представляют свою религию истинной, однако в отличие от традиционных церквей, они не считают себя безошибочными. Взгляды развивались и продолжают уточняться. Обычно есть основные взгляды, которые остаются неизменными со времён Расселла. Однако отдельные второстепенные моменты, понимание некоторых библейских стихов со временем претерпевают изменения и уточнения. Это обычно касается толкования библейских пророчеств.

— Также у Свидетелей Иеговы есть интересное учение про то, что Иисус Христос на самом деле является архангелом Михаилом? Где вообще такое взяли из Библии Свидетели Иеговы? Если можно, дайте ссылки из Библии.

— Имя этого Михаила встречается в Библии лишь пять раз. Известная духовная личность, которая носит имя, упомянута как «один из главных князей», «великий князь, стоящий за сыновей твоего [Даниилова] народа» и как «Архангел» (Дан. 10:13; 12:1; Иуды 9). Имя Михаил означает «кто как Бог?». Это имя, очевидно, указывает, что Михаил – тот, кто берёт руководство в отстаивании суверенитета Иеговы и уничтожении Божьих врагов. В 1 Фессало­никийцам 4:16 приказ Иисуса Христа, чтоб началось воскресенье, назван «голосом архангела», а в Иуды 9 говорится, что архангел – это Михаил. Было бы уместно уподобить Иисусов приказ с приказом кого-то с меньшей властью? Следовательно, логично, что архангел Михаил – это Иисус Христос. (Интересно, что слово «архангел» нигде в Библии не употребляется во множе­ственном числе, из этого следует, что есть только один архангел.)
В Откровении 12:7-12 говорится, что Михаил и его ангелы могут воевать против Сатаны и скинуть его и его злых ангелов с неба. Это связывается с предоставлением Христу царской власти. Позднее написано, как Иисус ведёт небесные войска на войну против народов всего мира (Отк. 19:11-16). Отчего ж нелогично, что сам Иисус должен выступить против того, кого он назвал «правителем этого мира», Сатаны Дьявола (Иоан. 12:31)? В Даниила 12:1 устанав­ливается связь между тем, что «Михаил встанет» для властных действий, и «тяжким временем, какого не бывало с тех пор, как появился народ, и не будет до того времени». Это, безусловно, соответствует тому, что испытают народы, когда Христос как небесный исполнитель приговора выступит против них. Итак, доказательства свидетельствуют, что Божий Сын был известен как Михаил до своего прихода на землю и также известен под этим именем, когда вернулся на небо, где он пребывает как прославленный духовный Божий Сын.
http://wol.jw.org/uk/wol/d/r15/lp-k/1101989240

— Несколько десятков лет назад Свидетели Иеговы сделали самостоятельный перевод Библии, который теперь называется перевод Нового Мира. Чем этот перевод отличается от перевода короля Иакова или или Ивана Огиенко? Кроме того, почему там вместо Саваоф и Яхве кругом пишут Иегова?

— Про издание «Христианских греческих писаний. Перевод Нового Мира» [на украинском языке] было объявлено 24 июня 2005 года. Их перевод осуществлялся с английского издания. Традиционно считается, что двойные переводы являются неточными. Чтобы избежать этого, свидетели Иеговы разработали свою методологию перевода с привлечением современных компьютерных технологий. Этот метод включает в себя два этапа. На первом переводчики получают список слов и выражений, которые употребляются в англиийском «Переводе нового мира» и составляют список соответствий на своём языке. Если трудно перевести определён­ный стих, то компьютерная система поиска даёт информацию о греческих и еврейских терми­нах. На следующем этапе переведённые термины автоматически вводятся в текст Библии, обеспечивая значительную точность и последовательность перевода. Однако текст, полу­ченный в результате этого процесса, нуждается в тщательном редактировании. В целом, перевод всей Библии таким методом занимает около 2 лет.
«Перевод Нового Мира» имеет ряд особенностей, которые отличают его от английского перевода короля Иакова или привычного для украинских читателей перевода Ивана Огиенко. В первую очередь следует отметить, что отличаются первоисточники этих переводов, поэтому неуместно сравнивать перевод Огиенко и «Перевод Нового Мира». В переводе Огиенко Новый Завет переведён с Textus Receptus, подготовленного ещё Эразмом Роттердамским. Этот стандартный текст хоть и признаётся традиционными церквями, сегодня считается большин­ством библеистов недостоверным. Для перевода Библии свидетели Иеговы использовали более современный и достоверный стандартный текст Вескота-Хорта, также использовались текст Нестле-Алланда и десятки греческих рукописей. Второй, и наверное наиболее интере­сующей украинских читателей, особенностью ПНМ является употребление имени Бога «Иего­ва» в тексте Христианских греческих писаний. Преимущественно имя Иегова употребляется в цитатах из Еврейских писаний, где в оригинале употребляется имя Иеговы. Всего в «Хрис­тианских греческих писаниях. Переводе Нового Мира» имя Иеговы встречается 237 раз. Почему переводчики решили внести имя Иеговы в перевод Христианских греческих писаний, в каких местах внесено это имя, подробно описано в приложении к «Переводу Нового Мира». Эти подробности обычно интересны профессионалам. Обычным читателям «Перевод Нового Мира» может быть интересен тем, что это последовательный, буквальный перевод на простом украинском языке. Если буквальный перевод на украинском языке выглядел неестественно, то такие стихи перефразировались, а в примечаниях давалось буквальное значение. Также в ПНМ как можно точнее передаются особенности греческих глаголов и ключевых терминов.
                                                                                                                       

                                                                                                                       Беседовал Игорь Дмитрук
                                                                                                                       Перевел gerado

Афанасьєв С.В. Iнтерв'ю з представником Свiдкiв Єгови на тему: «Хто такі Свідкі Єгови?» / Афанасьєв Сергій Валерійович; розмовляв Iгор Дмитрук // Apeiron+.— 2014.— Квiт. (№ 2).— С. 36-44.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.