понедельник, 27 мая 2013 г.

Религиоведческая классификация свидетелей Иеговы



Вопрос о классификации свидетелей Иеговы вызывает затруднения у  многих религиоведов, общественных деятелей, журналистов, религиозных служителей других конфессий. Сложности возникают из-за отсутствия единой  и общепризнанной системы  религий,  вероучительных особенностях свидетелей Иеговы, идеологических и религиозных установок исследователей. Если согласия  нет среди специалистов  то на уровне обывателей вообще полный хаос мнений относительно того кто-же такие свидетели Иеговы.


Наиболее удобной и распространенной классификаций религиозных организаций является  следующая:
Религия: Направление: Деноминационные Семейства: Религиозные организации: Конгрегации

Термин  “религия” употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога или богов. Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, с определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным образованиям такого же характера. Религии имеют разветвлённую иерархическую структур. Трудности с классификацией свидетелей Иеговы начинаются уже на уровне религий. Большинство светских  ученых согласны, что  свидетели Иеговы, являются христианами, но против этого возражают конфессионально ангажированные исследователи, представители духовенства, профессиональные апологеты и антикультисты. Но на вопрос,если свидетели Иеговы не христиане, то кто же они, внятного ответа у таких исследователей нет, а существует  множество противоречивых и недостаточно обоснованных мнений
. Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов отнес свидетелей Иеговы к иудаизму(“жидовствующим”), попутно серьезно исказив их взгляды. Сектоведы относят свидетелей Иеговы   к тоталитарным сектам коммерческого типа (Дворкин), или псевдохристианским тоталитарным сектам(или деструктивным культам) (Макарова, Кривельская, Дремлюг, Центр апологетических исследований). Данные определения не имеют научной ценности, так как являются  конфессионально или идеологически ангажированными и не вписываются в принятую схему систематики  религиозных групп, а иногда вообще пытаются вообще рассматривать свидетелей Иеговы как псевдорелигиозную, идеологическую организацию (Швечиков).

Причина столь различных мнений в отсутствии общепринятого определения христианства как в  научном мире, так и среди конфессий считающих себя христианскими. Существующие определения христианства можно разделить на научные и конфессиональные, причем последние будут иметь свои особенности в каждой деноминации, так как каждая из них считает себя истинно христианской. а все остальные так или иначе отдаляющимися от христианства. Особо ярко это выражено в случае традиционных католических и православных деноминаций.

Ниже приведены несколько определений христианства и кого можно считать христианином, взятых их разных источников.
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель) - Вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника.
Христианство — самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа.
Энциклопедия культурологии
Христианство — (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей
Большой Энциклопедический словарь
ХРИСТИАНСТВО — одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2 го лица триединого Божества .
Политология. Словарь
Христианство — одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Основана на Ветхом Завете и Новом Завете . Исповедует догмат о Троице (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой).
Христианином является каждый,  кто кто серьезно, вдумчиво, искренне, с молитвой считает себя таковым
Hyperdictionary
Христианин - религиозный человек, который верит Иисус есть Христос и является членом христианской деноминации
Конфессиональные определения христианства, как правило, включают положения о признании определенных основополагающих догматов вероучения(символов веры). Большинство христианские церкви считают христианами только тех кто признает догмат  о Троице – учении что Бог един по существу но троичен в лицах(ипостасях). Современными интерденноминационными организациями созданы списки кардинальных догматов христиан, характерных для большинства христианских деноминаций. Если группа отвергает какой либо кардинальный догмат, она может классифицироваться как нехристианская. Разные организации предложили разные списки догматов. Общими пунктами являются признание авторитета Писания, Троицы, Божественности Христа, веры в искуплении Христа грехов человечества, непорочного зачатия Христа, телесного воскресения  Христа, признание человека как физического и духовного существа, спасение по благодати, второе пришествие  Христа. Как мы могли видеть из выше приведенных определений из светских источников,  в них иногда могут встречается формулировки взятые из конфессиональных определений, или же формулировки которые отображают убеждения основной части христиан.Конфессиональные определения практически непригодны для применения в науке, так как  они не применимы к христианству на разных этапах его развития. Дело в том что христиане верят, что их догматы были даны изначально и не изменялись со временем, наука же утверждает обратное – догматы  христианства – результат его исторического развития. Значит определение христианства должно быть применимым к  разным этапам его развития, иначе возникает логический парадокс. Нет свидетельств того что ранние христиане верили в Троицу, если принять определения которые включают как обязательный компонент веру в божественность Христа или Троицу, то они окажутся неприменимыми к христианам жившим до 4 века н. е.. Так же следует учитывать что понятие “божественность” Христа неодинаково понималось в разные периоды истории и разными деноминациями, а сама формулировка и объяснение догмата о  Троицы различны в разных конфессиях, что послужило одной из главных причин разделения православия на католицизм, православие и дохалкидонские(древлеправославные) церкви.  Если проанализировать приведенные выше определения то общим в них является выделение двух характерных признаков христиан – особое отношение к личности Иисуса Христа и признание Библии как божественного откровения. Поэтому  на мой взгляд первые приведенные мною определения  христианства наиболее приемлемы с научной точки зрения. Либеральное определение христиан, как тех кто верит что является христианином, я считаю слишком расплывчатым и неточным, поскольку под него попадают ряд синкретических деноминаций и новых религиозных движений, которые заимствуют свои взгляды из других религий, или же откровения лидеров данных групп воспринимаются на ровне с Библией. Учитывая выше сказанное я решил использовать следующее определение христианства:
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, последователи которой признают Иисуса  Христом(Мессией), и признают Священное Писание источником божественного откровения.
Свидетели Иеговы не верят в догмат о Троице, но считают Иисуса Мессией, сыном Божьим, а Библия является для свидетелей Иеговы единственным источником вероучения. Поэтому свидетели Иеговы попадают под определения христианства, принятого в научном религиоведении. Ариане, социане, унитарные европейские и американские церкви рассматриваются религиоведами как христианские группы, хотя они и отвергают догмат о Троице и ряд других догматов традиционных церквей. Хотя большинство христианских деноминаций не признает свидетелей Иеговы христианами, для этого нет достаточных библейских оснований. Люди  стававшие последователями Иисуса признавали его не Иеговой, Богом, но Мессией, Спасителем. и лишь со временем их стали называть христианами.  До этого к последователям Иисуса “употреблялось такое выражение, как «Путь», под которым подразумевалась жизнь, сосредоточенная на вере в Иисуса Христа (а также и собрание христиан в целом) (Деян. 9:2; 19:9)”(“Возвещатели”, опубликовано свидетелями Иеговы).  Конечно одни деноминации имеют полное право относится к другим так как считают нужным. в соответствии с собственным богословием. Но внутриконфессиональная оценка других религиозных групп должна ограничивается рамками этой конфессии, и не использоваться в светских СМИ. Определение какая конфессия является христианской, а какая нет это задача религиоведов и решатся она должна научными методами, а не на основании межконфессионального консенсуса.

 На мой взгляд, в христианстве можно выделить три главных направления унитаризм (Иисус – Мессия, сын Божий, подчиненный Отцу), тринитаризм( Иисус – Мессия, Бог-Сын, одна из ипостасей Бога,Бог, единый по существу и троичный в Лицах ), модализм(Отец, Сын и Дух не являются тремя вечными различными личностями вечного Бога, а некими временными модусами, в которых Бог себя раскрывает). Без сомнения что свидетели Иеговы являются унитариями, хотя и имеют ряд существенных отличий от других унитарных деноминаций. Одно из главных отличий – свидетели Иеговы верят, что Иисус существовал до своего рождения, как духовная личность, но многие унитарии считают что  Иисусу существовал только в планах Бога, есть также существенные различия во взглядах унитариев и свидетелей Иеговы на роль жертвы Иисуса в искуплении человечества. Распространенным заблуждением, является утверждение что свидетели Иеговы являются современной формой арианства. То что свидетели Иеговы не верят в троицу не делает их арианами.   Арий учил, что Бог непознаваем и что даже Сын не знает отца полностью.  Свидетели Иеговы не считают что “никто не знает всё о Сыне, кроме Отца, и никто не знает всё об Отце, кроме Сына и того, кому Сын хочет открыть” (Матфея 11:27). Арий утверждал, что Слово стало Сыном Божьим "по усыновлению ». из-за его добродетели и моральной достоинств, но в Библии говорится, что Иисус был создан Господом, как его" Единородный Сыне »(Ин. 1:14; 3:16 Евр 1:02; Откровение 3:14). Арий учил, что христиане могли надеяться стать равным Христу, тогда как Библия утверждает, что Бог дал ему "имя выше всякого имени.» (Флп. 2:9-11) В отличии от современных ариан, Свидетели Иеговы верят, что Библия говорит об Иисусе как об "Единородном Боге» . Арий считал святой дух личностью, свидетели Иеговы,как и  иудеи, верят что святой дух это действующая сила Бога.

Для наименования религиозных общностей, второго иерархического уровня можно использовать термин "направления" или “ветви”. Это, как правило, крупные, достаточно давно сложившиеся, существенно отличающиеся друг от друга по догматике и культу ветви конкретных религий. В христианстве это католицизм, православие и  протестантизм. Большинство светских религиоведов, среди которых такие признанные специалисты как  Колодный, Гордиенко, Иваненко, Кантеров, Коник, Яроцкий, Яблоков относят свидетелей Иеговы к позднему протестантизму, так как к нему в отечественном религиоведении принято относить все христианские деноминации, которые не относятся к католицизму или православию. Такая классификация весьма неточная и игнорирует многие особенности религиозных деноминаций. Строго говоря к протестантизму могут относится только конфессии появившиеся во времена Реформации – это лютеране, реформаты и менониты. Англикан в западном религиоведении все чаще выделяют в отдельное направление, что оправдано особенностями происхождения этой конфессии. Сами свидетели Иеговы себя протестантами не считают, поскольку их деятельность не связана с протестом, они не приемлют ряд протестантских догматов( троица, учение об аде и рае, предопределение), верят что для спасения нужны и вера и дела, не принимают участия в политической жизни общества.

Свидетели Иеговы скорее наследники идей Радикальной Реформации, чем традиционного протестантизма.  В западном религиоведении свидетелей Иеговы принято относить не к протестантизму, а  к реставрационизму. Реставрационным представляет собой разнородную группу деноминаций. которые верят что церковь должна вернутся до своего состояния в апостольские времена христианства. К реставрационистам относят унитариев, “Учеников Христа”, христодельфиан, ранних адвентистов, Всемирная церковь Бога, Новоапостольская церковь, Исследователей Библии, свидетелей Иеговы. Иногда к реставрационизму относят и мормонов, Хотя в свете данных выше определений христианства, для этого нет оснований. Хотя Джозеф Смит и утверждал что востановил христианство, зделал он это совершенно другим путем.чем прочие реставрационисты. Если Кембелл, Томас, Миллер, Грю, Сторз, Рассел стремились востановить первоначальное христианство путем исследования и толкования Библии, то Джозеф Смит базируется на новом откровении “Книге Мормона”, “Учениях и Заветах”. Именно по этому группы типа мормонов можно относить к парахристианским религиозным организациям. Реставрационисткие группы существенно отличаются по убеждениям, среди них есть унитарные, бинитарные, тринитарные и модалисткие деноминации. Некоторые реставрационисткие группы очень близки к постпротестантским деноминациям, например Адвентисты седьмого дня, после изменений в пользу тринитаризма мало отличатся от современных баптистов и пятидесятников.  Иногда к реставрационистким движениям применяется термин маргинальный  протестантизм, но вряд ли данный термин удачный – слишком легко его можно  превратить в оскорбительный  ярлык.

Религиозные общности третьего иерархического уровня обозначают  терминами "течения", “доминационные семейства”. Для них характерна бoльшая внутренняя близость, чем для направлений. Выделяют следующие деноминационные семьи: католики, православные, лютеране, реформаты, пресвитериане, методисты, меннониты, англикане,  баптисты, пятедесятники, адвентисты, квакеры, христодельфиане, унитари и др. Свидетелей Иеговы часто относят к адвентизму(Фаликов) и в некоторых научных источниках утверждается что Исследователи Библии( с 1931 года Свидетели Иеговы), отделились от адвентистов. В дейсвительности Рассел никогда не был адвентистом, хотя адвентисты и оказали существенное влияние на его взгляды, Среди исследователей Библии были выходцы из самых разных деноминаций. Вопрос к какой деноминационной семье отнести свидетелей Иеговы остается спорным вопросом. В одних системах классификации свидетелей Иеговы выделяют в отдельную деноминационную семью, в других относят к  деноминационной семье “Исследователи Библии” или “русселиты”, вместе  с несколькими группами, отколовшимися после смерти Рассела(например “Епифания”, а также  группы последователей Рассела, сохранившихся благодаря изоляции). На мой взгляд первый вариант более уместный,так как между Исследователями Библии и свидетелями Иеговы есть существенные догматические различия. Использование названия “русселиты” вообще не уместно по этическим причинам – оно воспримется последователями Рассела, как оскорбительное, и никогда не являлось самоназванием групп. В отличии от обособленных и часто изолированных групп Иследователей Библии, Свидетели Иеговы,являются хорошо организованной деноминацией с единым центральным органом управления – Руководящим советом,которому подчиняются Комитеты стран, руководящих деятельностью свидетелей Иеговы в отдельных государствах,  Комитету страны подчиняются местные собрания, руководимые Советами старейшин.  Кроме религиозной организации “Свидетели Иеговы в Украине”, существуют небольшие группы, отделившиеся в 60-х 20 века, в результате деятельности КГБ направленной на раскол свидетелей Иеговы в СССР. Особенностями этих групп является непринятие понимания “высших властей”в Римлян 13:3, принятого свидетелями Иеговы в 1961 году, убеждение в том что содержание журналов “Сторожевая Башня” контролируется государством. Данные группы почти не ведут миссионерской деятельности, иногда переиздают литературу свидетелей Иеговы выпущенную до 1960-х годов. Вопрос о том к какой деноминационной семье отнести свидетелей Иеговы , очевидно,еще долго будет дискуссионным. Несомненным же фактом с точки зрения научного религиоведения,  является то что свидетели Иеговы являются христианской деноминацией реставрационисткого  направления.

5 комментариев:

  1. Интересно, чем реставрационизм отличается от фундаментализма по существу, помимо коннотации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе.Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов. Из Википедии.

      Фундаментализм это скорее внутриконфесиональное явление, всегда есть часть верующих которые настроены более категорично в некоторых вопросах.

      Цель реставрационизма - вернутся к апосльскому христианству, цель фундаменталистов - вернуть религиозным организациям те позиции вобществе котоырео ни имели в прошлые века, строгое выполнение религиозных предписаний уже существующих в данной конфессии.

      Удалить
    2. Уловил, благодарю.

      Удалить
  2. Анонимный18 июня 2013 г., 15:11

    Свидетели Иеговы - не христиане, относятся к язычникам, т.к. проповедуют Бога который не вездесущ, не всезнающ и не имеет основных качеств настоящего Бога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свидетели Иеговы полдругому понимают вездесущность и вседение Бога. Идеи от котрых вы говорите характерны для языческой филсофии где бог вездесущ и непозноваем. Именно эти идеи легли в оснву хрсианской филсофии, но они противречат Библии.
      БОг опсианый в Библоии нах-одитсяв опредленном месте - на небесах, его можо узнать и общатся с ним. Иегова действительно всеведущ, но он изберетельно польщуетсяетим качеством. оставля место для свободывыбора человека.

      Удалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.