воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Когда и почему евреи перестали произносить имя Иеговы




Известно, что в иудаизме запрещено произносить имя Бога. Еврейские раввины, как например Барух Подольский, утверждают «на имя Бога был наложен запрет ещё в глубокой древности, и его никогда не произносили.» (Подольский Барух 2011). Этот запрет евреи мотивируют третьей заповедью: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.» (Исх. 20:7). Но, большинство исследователей согласны, что толкование заповеди, запрещающее любое произношение имени Бога, является расширительным, и вряд ли мог возникнуть во времена Моисея, как заявляют раввины. Вполне очевидно, что для христиан нет абсолютно никаких причин следовать взглядам талмудического иудаизма. Более того, от христиан было бы естественно ожидать непримиримого антагонизма подобным взглядам. Тем не менее, талмудический запрет на произношение имени Иеговы оказывает влияние и на современных христиан. Некоторые богословы, подчеркивают, что тетраграмматон был непроизносимым именем Бога. Протестантский апологет Порублев пишет: «Евреи настолько чтили Бога Иегову, что не произносили Его имя по двум причинам. Во-первых, чтобы не нарушить третью заповедь закона […]. И, во-вторых, чтобы не услышали язычники и не осквернили имени Его.» (Порублев Н. В). Православный богослов Пестов пишет, что иудейское отношение к имени Бога «безусловно заслуживает уважения» (Пестов Н. Е. 2001). Иеромонах Афанасий (Гумеров) называет традицию читать в храме вместо «Иегова» «Адонай» ветхозаветной. (Гумеров Афанасий, 2005) И подобных примеров можно привести еще очень много.

Иудейский запрет на произношение имени Иеговы, стал одной из причин, или оправданием для отказа от использования этого имени традиционными христианами. Но когда, как и почему сформировался запрет произносить имя Бога в иудаизме, остается не ясным. Большинство исследователей согласны, что предпосылки для запрета возникли в период Второго храма, но нет единого мнения относительно времени когда запрет появился и стал общепринятым.

Причины запрета и прекращения употребления имени в иудейской среде усматривают в самой религиозной жизни евреев, или во внешнем влиянии на иудейскую религию. Часто эти точки зрения противопоставляют. Но по мнению Феофана(Быстрова), их можно и нужно объединить как взаимодополняющие.

Внутренними причинами, приведшими к появлению запрета произносить имя Иеговы в иудаизме, были следующие:
  1. После Вавилонского плена евреи стали очень ревностно относится к своей религии и обычаям
  2. Развилось трепетное благоговение, которое превратилось в суеверный и мистический страх перед великим и страшным Богом. Сохранить святость чего-либо - изъять его из обыденного употребления и ограничить его священным. Это и было сделано с именем Бога
  3. Служение Богу превратилось в рабско-наемническое служение проникнутое мыслью как бы не оскорбить божественное величие
  4. Религия евреев стала слишком буквалистической и формальной
Внешние причинами появления запрета были:
  1. Боязнь евреев осквернения имени Бога язычниками, с которыми они конфликтовали, находясь в диаспоре.
  2. Влияние языческих взглядов. В языческих религиях Халдеи и Египта имена богов были окружены благоговением и тайной. Знать имя бога, означало возможность влиять на него. Если в магических целях имя упоминалось недостойным человеком, то его ждало наказание. Подобные взгляды могли повлиять на еврейское мировоззрение.
Доказательством подобного влияния является, появление каббалы - по сути, синкретического учения, включающего в себя идеи языческих религий народов с которыми контактировали евреи. В каббале большое значение придается таинственности, именам. Эти настроения были очень похожи на отношение евреев к тетраграмме. (Феофан (Быстров), 1905)

Критики свидетелей Иеговы иногда пытаются поставить под сомнение факт языческого влияния на иудаизм. Так критик свидетелей Иеговы Белавин пишет: «Однако странно во всем это то, что с одной стороны апологеты Свидетелей, такие как В. Кабанов и Р. Фурули, соглашаясь с объективными причинами послепленных изменений в религиозном сознании иудеев, с другой стороны утверждают факт языческого влияния на ветхозаветный иудаизм. Но если иудеи после плена принялись с фанатичной ревностью относиться ко всему, что связано с религией отцов, то каким образом они переняли языческие традиции? Почему их трепетное отношение к Закону в данном вопросе не сработало? На наш взгляд, всё это едва ли согласуется.» (Белавин Валентин). Данное утверждение выглядит довольно странным. Белавин знаком с работой Феофана (Быстрова), и цитирует ее в своей статье. Поэтому не понятно, почему Белавин игнорирует его обьяснение механизма подобного влияния. Феофан согласен, что против возможности языческого влияния на евреев может свидетельствовать антагонизм между ними и языческими народами. Но по его мнению, в данном случае речь идет не о простом переносе обычая из одной среды в другую, а о духовном влиянии, которое возможно и при антагонизме сторон. Примером такого влияние может быть появление прозелитов среди язычников и еллинизация иудаизма. Влияние языческих взглядов на религию евреев подтверждается также переходом священного имени Бога в магическую литературу. Сама по себе такая литература была международной и межрелигиозной, так что появление в ней имени Бога не могло обойтись без взаимного соприкосновения и влияния языческой и еврейской культур. (Феофан (Быстров), 1905) Эту точку зрения с цитатами Феофана(Быстрова), приводит в своей книге «Тетраграмматон» и С. Кабанов (Кабанов В. А. 2011), так что получается, что Белавин критикует не только просто позицию Кабанова, или Фурули, а обоснованную точку уважаемого православного исследователя, не приводя при этом каких либо серьезных опровержений.

Для того, что бы изменения в религиозном мировоззрении евреев периода Второго Храма, привели к появлению запрета нужно было время. Вряд ли такой запрет был единодушно принят всеми евреями, учитывая, что последние были рассеяны на огромной территории от Вавилона до Греции. Митрополит Илларион (Алфеев), в согласии со мнением большинства, пишет что употребление имени прекратилось не позднее 3 века до н. е. Караимский исследователь Неемия Гордон указывает что запрет появился в середине 2 века до н. е.. Некоторые апологеты традиционного христианства, например Т. Петжик, , Белавин и др, в полемике со свидетелями Иеговы стараются доказать, что запрет стал нормативным до начала нашей еры, и уже в 1 веке имя Иеговы полностью исчезло из употребления. Причиной отстаивания подобных взглядов, является убеждение, что Иисус и апостолы не употребляли имя Иеговы, следуя иудейской традиции. Датировка появления запрета произношения имени Бога к IV-III веками до н. е., объясняется тем, что в III веке до н. е., был сделан перевод Еврейских писаний на греческий – Септуагинта. Раньше считалось, что в этом переводе вместо имени Иеговы использовано слово “кириос” – “господь”. Но были найдены рукописи, датированные I веком до н. е - I веком н. е, в которых имя Бога передавалось еврейскими буквами. Так же есть рукописи где имя Иеговы транслитерировано на греческий манер – ІАО. Это может свидетельствовать о том, что существовало несколько традиций передачи имени Бога в Септуагинте, но большинство иследователей согласны, что визначально в Септугинте использовали написание имени Бога еврейскими буквами.

Появление идеи, что имя Бога нельзя произносить не означало, что она сразу стала общепринятой и нормативной. Есть мнение, что сразу после плена появилась тенденция реже употреблять имя Иеговы. (Розель, Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls). Фурули провел подсчет использования слов «ЙГВГ», «адонай» и «элогим» в библейских книгах написанных после Вавилонского плена и обнаружил, что подобное мнение однозначно не верно. Имя Иеговы использовалось и при написании последних книг Библии, отсутствует оно тольков книге Эсфирь, где нет так же слов «адонай» и «элогим». В книгах Ездры и Неемии «ЙГВГ» используется реже чем «элогим», но это говорит лишь о том что для ситуаций в которых писались эти книги, для авторов было болем естественно использовать слово «элогим». В книгах Захарии и Малахии имя Иеговы на оборот используется гораздо чаще по сравнению с книгами довавилонского периода. Так же Фурули обращает внимание на то, что в период после Вавилонского плена стают более распространенными теофорные имена – производные от ЙГВГ. (Фурули Р. 2011).

Введение запрета на произношение имени Иеговы связывают с первосвященником Симоном Праведником( 4 век до н. е), который, якобы ввел правило не произносить имя Иеговы в Храме, кроме празника Йом-Кипур (Тосефта Сота XIII, 8 и Йома 39Б.) На основании авторитета Симона, Белавин заявляет, что «все группы внутри иудаизма Второго Храма (эллинисты, фарисеи, саддукеи и ессеи) придерживались единой традиции». Фрагменты Талмуда, на которых основаны утвердения о ролиСимонов в возникновении запрета произношения имени Бога мнение, и противоречат другим талмудическим традициям. Из них можно сделать вывод, что имя перестало произносится в Храме после смерти Симона в течении года, или нескольких лет, а не о том что имя перестало произносится вообще. К. Колер в своей статье замечает, что традицмя указывает лишь на то, что Божье имя не произносилось в храме во времяблагословения первосвященика. С.С. Коон пишет, что имя перестали употреблять в Храме после смерти Симеона Праведника, из соображения почтения или под давлением гонений со стороны греков, но корда опасность миновала употребление имени возобновилось. (Kochler K. 1931). Как произносилось имя в Храме также доподлинно неизвестно. По одним свидетельствам Мишны имя произносилось так громко, что его можно было услышать в Иерехоне ((Мишна, Тамид3:8), по другим – имя произносилось неразборчиво, так что слышать его могли ближайшие к первосвященику люди.
 
Мишна и Талмуд действительно не дают указаний корда прекратилось произношении имени. Так, согласно Мишне, «предписыва-ется приветствовать Именем Бога, ибо написано (Руфь 2:4): „Вооз сказал жнецам: «Да будет YHWH с вами!»“» (Мишна, Берахот9:5). Филькинштейн приводит отрывоки очевидно, со времен когда имя еще произносилось:
«Тот, кто начинает молитву с йод хе [т. е. фактически произнося тетраграм-матон] и заканчивает на йод хе [в восхвалении] – мудрец. [Тот, кто начина -ет] с йод хех и заканчивает на алеф ламед [условное обозначение слова ʼelōhim], – невежда. [Тот, кто начинает] с алеф ламед и заканчивает на алеф-ламед, – следующий иному пути [то есть сектант]» 
«Крестящие утром говорят: «Мы недовольны вами, о фарисеи, потому что вы произносите Имя перед омовением». На что фарисеи отвечают: «Мы недовольны вами, о крестящие утром, потому что вы упоминаете Имя с телом, содержащим нечистоту».
Последняя цитата позволяет приблизительно определить время появления запрета. Фарисеи появились во 2 веке, значит, дискуссия насчет произношения имени возникла в 1 веке до н. е, и по мнению Фурули, могла происходить даже в 1 веке н. е, во времена Иисуса.

В 168 году до н. е. Антиох IV Епифан, издал ряд указов против евреев, запрещающих чтение Торы, обрезание, соблюдение субботы и обязывающих каждого еврея приносить в жертву свинью Аполлону и Зевсу. По видимому эти указы так же запрещали использование имени Иеговы. Политика Антиох IV привела к восстанию Хасмонеев под руководством Иуды Макковея. В 165 году до н. е. Хасмонеи одержали победу и отменили греческие указы. С целью восстановить поклонение Иегове они выдвинули требование, что бы при составлении каждого договора использовалось имя Иеговы. Это вызвало протесты со стороны фарисеев, которые, в конечном счете, добились запрета использования имени в договорах. Представители династии Хасмонеев были саддукеями, которые отвергали устные предания фарисеев настаивали только на соблюдении Закона Моисея. Это конечно вызывало серьезные противостояния между саддукеями и фарисеями, и хотя последним удалось добиться запрета использования имени в договорах, очевидно это не подразумевало полный запрет употребление имени. (Gordon N.)

В качестве доказательства существания запрета на произношения имен в эпоху Второго храма Белавин приводит пример Кумранской общины, основанной ессеями и высказывание Филона Александрийского. В уставе Кумранской общины (первая половина 2 века до н. е.) действительно содержится запрет на произношение имени Бога: «Кто внятно произносит Имя, (которое) почитается превыше всего […] либо для богохульства, либо под тяжестью неудач, или по любой другой причине, […] или читая книгу, или благословляя, будет исключен и не вернется обратно в Совет общины». Этот текст поврежден, и нет возможности точно установить действительно ли запрещалось любое употребление имени. Анализ употребления имени Иеговы во небиблейских рукописях Кумранской общины показывает, что представители общины избегали даже писать имя Бога. С другй стороны есть и случаи положительного упоминания имени Бога. Из этого можно заключить, что в самой общине существовали разные взгляды на употребления имени Иеговы. Так же анализ рукописей Кумранской общины показывает, что слово «адонай» и «ель» не использовалось для замены имени Иеговы, а были дополнением к имени. (Фурули Р. 2011). Как пример нормативности запрета произношения имени Бога, Кумранская община не удачна, поскольку была замкнутой, похожей на монастырь группой сектантского типа, не похожей по укладу и образу жизни на другие еврейские религиозные группы. (Gordon N.)

Очевидно, что в разных религиозных направлениях иудаизма периода Второго Храма, были различные точки зрения на использование имени Иеговы – саддукеи использовали имя, фарисеи запрещали использовать имя договорах, но продолжали использовать его в молитвах и других сферах жизни, ессеи запрещали использовать имя полностью, и некоторые даже избегали писать его. О единодушии в отношении использования имени не было и речи не только между направлениями, но даже в рамках самих направлений. Возможно, противоборством между саддукеями и фарисеями объясняется и изменения в произношении имени в Храме. Постепенно возрастающее влияние фарисеев могло привести к тому, что имя стали произносить нечетко. Фарисеи, помня о временах Антиоха IV, старались защитить закон, создавая все новые и новые правила и пытались защитить имя Бога от осквернения язычниками.

Сведения о том что имя можно услышать только в храме относятся к 1 веку н. е. известны из еллинизированных (Филон), или фарисейских (Флавий) источников. Филон писал, что любому кто несвоевременно произносит имя Бога, нужно позволить понести наказание смерти. Так же он писал, что имя можно было услышать только в храме. Но это не означает, что имя вообще не использовалось вне храма обычными евреями. Скорее Филон выражал пожелание, каким должно быть наказание за произношение имени. Но поскольку Иудея находилась под властью Рима, да и сам Филон жил в Александрии, у евреев не было возможности наказать кого-либо за произношение имени смертью, не нарушив римский закон.
Запрет на произношение имени Иеговы ужесточился во II веке н. е. В талмудическом трактате Санхедрин приведены слова законоучителя того времени аввы Саула: «Вот, кто не будет иметь части в будущем веке: кто говорит, что воскресение мертвых не может быть доказано из Торы, и что Тора не с неба… Авва Саул сказал: (также тот сюда принадлежит) кто имя Божие произносит его буквами». Очевидно, это высказывание было направлено против саддукеев, которые могли использовать имя. Некоторые исследователи считают, что речь вообще идет о употреблении имени в магических целях. (Cohon S. S.). Ужесточение запрета на произношения имени и придание ему нормативности в рамках талмудического иудаизма очевидно началось после разрушения Храма в 70 году н. е. Римские власти стали преследовать иудеев, и те были вынуждены хранить свои религиозные знания в тайне. Имя больше не произносилось первосвященником и стало передаваться тайно от учителя ученикам. Разрушение храма повлекло за собой серьезные изменения в религиозной жизни евреев. Синагоги и раввинские школы стали теперь главным центром религиозной жизни и авторитет учителей возрос, а значит и возрос авторитет традиций, которых те придерживались. Ко II веку относится и первый описанный случай наказания за произношение имени Бога: К тому же II веку принадлежит и сообщение о смертном приговоре, вынесенном рабби Ханину бен Терадиону: «Когда привели Рабби Ханина бен-Терадиона, то спросили его: почему ты занимаешься Торой? Он ответил: потому что YHWH, мой Бог, повелел мне. Тотчас же решили его сжечь… Почему постановили над ним приговор смерти сожжением? Потому что он божественное имя произнес его буквами» (Aboda Sara 17b – 18a). История рабби Ханина бен Террадиона заслуживает более детатльного анализа. В соответствии с Талмудом, Ханин и другой раввин Элизер бен Барту, были схвачены римлянами и преданы суду. Элизеру удалось оправдаться, а Ханин вместе с женой был сожжен, а его дочь была оддана в публичный дом, но затем выкуплена родственниками. Талмуд обьясняэт суровость этого наказания тем, что Ханин произнес имя Бога на суде в присутствии язычников. Это объяснение указывает на то, что еврейские мудрецы пытались сохранить имя Бога в тайне от язычников и ужесточили запрет на его употребление. Цель истории с Ханином бен Терадионом – запугать евреев, что бы они не произносили имя Бога. Талмудическое описание истории Ханина вызывает ряд сомнений. Например, в Талмуде написано, что Ханин произнес 42 буквенное тайное имя Бога, что явно указывает на влияние каббалы. Очевидно, Ханин бен Террадион честно и смело признался на суде почему изучает Тору и обучает ею учеников. В этом признании он произнес имя Бога, что говорит о том, что некоторые еврейские учителя все же использовали имя не только тайно. Именно за изучение Торы и обучение учеников Ханина бен Терадиона и сожгли. Возможно, судьи были возмущены наглостью его признания и вынесли очень суровый приговор. В последствии историю Ханина, использовали раввины, что бы потвердеть запрет на произношение имени Бога. 

В условиях гонений со стороны Рима и желании законоучителей сохранить имя в тайне, его использование практически полностью прекратилось. Сначала его сообщали лишь достойным, потом учителя стали передавать его ученикам раз в 7 лет. В Талмуде есть сведения, что в IV веке н. е., имя было все еще известно отдельным раввинам.

Но не все евреи были последователями раввинистчиеского (талмудического) иудаизма. Существовали отдельные группы евреев, которые придерживались только Закона, и отвергали устную Тору – саддукеи, а потом караимы. Среди караимов по поводу использования имени не было согласия. Произносившие имя караимы жили в Персии, которая находилась далеко от раввинских центров в Галилее и Вавилоне. По этому, эта группа евреев была защищена от влияния раввинских нововведений вплоть до VII века н. е. (Gordon N.).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что хотя идея о полном или частичном запрете произношения имени Бога возникла, по-видимому, во II веке до н. е., окончательно запрет оформился и стал обязательным для большинства евреев только в период талмудического иудаизма. Среди разных иудейских религиозных направлений (саддукеи, фарисеи, ессеи) не было единомыслия относительно использования имени Бога. Разногласия были и в середине этих групп. К сожалению все это проливает мало света на вопрос, как использовали имя обычные евреи, которые не учились в раввинских школах.

Ответ на это вопрос очень важен для христиан. В традиционном христианстве одним из аргументом против использования имени Иеговы, является то что якобы Иисус и апостолы не произносили имя. В подтверждение этой мысли, богословы заявляют, что если бы Иисус или апостолы произносили имя Иеговы публично, то их неминуемо обвинили бы в этом. А раз нет таких обвинений, то Иисус и апостолы следовали тем традициям, в которых были воспитаны. Но гораздо вероятнее, что все было на оборот. Как мы уже видели, среди разных направлений иудаизма не было единого мнения относительно запрета на произношение имени, не существовало единой традиции. А значит и обвинить человека в том, что он произносит имя Бога было проблематично. Очевидно, человека можно было наказать, изгнать из синагоги, только за непочтительное отношение к имени Бога. Но можно ли было считать непочтительным произношение имени Иеговы во время чтения Иисусом свитка Исаии? Иисус проповедовал евреям, и его нельзя было обвинить, что он открывает имя язычникам. Кроме того, следует учесть, что далеко не все разговоры Иисуса с фарисеями, не все их обвинения и претензии были записаны евангелистами. Против Иисуса выдвигалось гораздо более серьезное обвинение, чем произношение имени – он обвинялся в богохульстве, так как называл себя Мессией. Для того что бы избавиться от Иисуса, фарисеи и саддукеи должны были выработать обвинение, которое не вызвало бы разногласий между ними, и было достаточно серьезным, что бы к нему прислушались и римские власти. Нарушение устного закона, в том числе и обвинение в произношении имени тут явно не годились. Такие обвинения вызвали бы споры между фарисеями и саддукеями, и явно не заинтересовали бы римского прокуратора. А вот титул Мессии – Царя, явно давал повод обвинить Иисуса в попытке захватить власть. И именно это обвинение и было использовано против Иисуса в итоге. Так что заявление богословов, что Иисус не использовал имя Иеговы, основанные на иудейском запрете произношения имени, лишены достаточных оснований.

Библиография

Cohon S. S.: The Name of God in Rabbinic Theology.
Gordon N.: The Ban on the Divine Name.
Gordon N.: The Pronunciation of the Name.
Kochler K. (1931): Studies, Adresses and Personal Papers. New-York.
Белавин Валентин: О запрете произношения Имени ЙГВГ. "Ставрос".
Гумеров Афанасий, священник (2005): Вопрос об именах Божиих. Ответ на вопрос. Православие. Ru, updated on 3/25/2005.
Кабанов В. А. (2011): Тетраграматон. Москва: "Библеист".
Пестов Н. Е. (2001): Современная практика православного благочестия. Том I. Санкт-Петербург.
Феофан (Быстров), святитель (1905): Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя. Санкт-Петребург.
Фурули Р. (2011): Как богословие и предвзятость влияют на перевод Библии. Москва: "Библеист".
Подольский Барух (2011): ИМЯ БОЖИЕ.
Порублев Н. В: Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии

3 комментария:

  1. Обычно, за комментарий, если его не публикуют, хотя бы благодарят. Я об интеллигентных людях.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за столь подробную информацию

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.