суббота, 25 июля 2015 г.

Неемия Гордон “Запрет на произнесение имени Бога”



Одним из недугов современного иудаизма является строгий запрет на произнесение Имени Создателя. Современный раввинистический закон Мишна Берура гласит:

"Запрещено читать славное и грозное Имя так, как оно написано, как писали мудрецы: «Тот, кто произносит Имя так, как Оно написано, будет лишен места в грядущем мире». Таким образом, следует его произносить так, будто написано Адонай [Господь]. (Мишна, Берура 5, 2)"
Едва ли это современное нововведение. Это постановление появилось еще в IIIв. н.э. в одном из трактатов Мишны:

"Вот, кто будет лишен места в грядущем мире: … Абба Саул говорит: «Также тот, кто произносит Божье Имя так, как оно написано» (Мишна, Синедрион 10, 1)"

Было бы ошибкой предполагать, что абсолютный запрет на произнесение Имени восходит к библейским временам. В самом Талмуде говорится о его корнях:

Греческое правительство Селевкидов вынесло распоряжение не произносить вслух Имя Бога; однако после того, как Хасмонеи укрепились и одержали над ними победу, те постановили, что Именем Бога следует подписывать даже договоры… Когда раввины об этом узнали, они сказали: «Завтра этот человек отдаст свой долг, и договор выбросят в мусорную кучу». Так они запретили упоминание Имени в договорах. (Вавилонский Талмуд, Рош А-шана, 18б)

Запрет на произнесение Имени YHWH (Тетраграмматона) берет свое начало в 168г. до н.э., когда греческий тиран Антиох IV Епифан начал вводить в действие ряд законов, запрещающих чтение Торы. Это было частью его политики «эллинизации» евреев, то есть ассимиляции в среде греческого народа. Этот же указ содержал запрет на обрезание и соблюдение Субботы, а также требование, чтобы каждый еврей участвовал в приношении в жертву Зевсу и Аполлону свиньи. Хасмонеи под предводительством Иуды Маккавея в конце концов одержали победу над греками и вновь освятили Храм в день первой Хануки (праздника «освящения»), в 165г. до н.э. В Талмуде есть свидетельства о том, что Хасмонеи отменили греческие указы, запрещающие изучение Торы. С целью возродить употребление Имени YHWH, они выдвинули требование, что его следует использовать при заключении договора, чтобы каждый еврей вновь обрел привычку произносить Имя. Однако раввины, настроенные против указа Хасмонеев, запретили употребление Имени в договорах.

Это был уже не первый случай противостояния раввинов и Хасмонеев. После смерти Иуды Маккавея Хасмонеи продолжили руководить Иудеей до 37г. до н.э. и в роли царей, и в роли первосвященников. Ранние правители-Хасмонеи были все саддукеями, что и явилось причиной их противостояния раввинам. Самая известная отличительная черта секты саддукеев – это их отрицание воскресения, но этой идеи придерживалась только данная секта, которая получила господство в конце периода Второго Храма. Главным местом расхождения в вере саддукеев и фарисеев был вопрос Устной Торы. Об этом Иосиф Флавий пишет:

"Здесь же я только упомяну, что фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Ввиду этого-то секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного Закона и отнимая всякое значение у устного предания." («Иудейские древности», 13.10.6)

Саддукеи-Хасмонеи, верные Писанию, произносили Имя Всевышнего и даже, как мы уже заметили, требовали, чтобы Имя использовалось при заключении договоров с целью удалить все последствия запрета греков на его упоминание. Однако первые фарисеи противостояли саддукеям во всем и наложили зарет на упоминание Имени в договорах, хотя, как представляется, он не распространялся на устное произнесение еще в течение нескольких веков.

Фарисеи были не единственной сектой, в которой запрещалось произносить Имя Бога. Историк Иосиф Флавий, живший во время разрушения Второго Храма в 70г. н.э., писал, что в иудаизме той эпохи существовали три основные направления: фарисеи, саддукеи и ессеи. Свитки Мертвого моря, найденные в области Кумран, были написаны именно последними. Это было закрытое братство, которое сейчас часто сравнивают с современной монастырской общиной. Для того чтобы стать ессеем требовалось в течение нескольких лет проходить различные стадии инициации. Нарушение устава могло окончиться временным или окончательным исключением из братства, в зависимости от степени нарушения. Центральным документом братства ессеев являлась книга под названием «Устав общины». Эта книга, как подразумевает ее название, выделяет несколько стадий инициации, а также содержит устав для членов братства различных рангов. «Устав общины» говорит о запрете на произнесение Имени YHWH:

"Любой, кто произнесет вслух святое Имя Всевышнего, хуля Бога, или осекшись в минуту искушения, или по любой другой причине, или читая книгу, или молясь, должен быть исключен из братства. (1QS 6, 27 – 7, 2)"

Как у многих свитков Мертвого моря, часть этого свитка была повреждена, так что часть абзаца невозможно прочитать. Однако совершенно ясно, что здесь запрещается упоминать Имя Господа не только в повседневной речи, но даже и в молитве. Наказание за данное нарушение было назначено самое строгое, которое было у ессеев – окончательное исключение из общины.
Этот запрет объясняет, почему в Свитках Мертвого моря Имя YHWH отличается на письме от остального текста. Этот феномен долго был загадкой для ученых. Сами свитки написаны квадратным еврейским письмом , похожим на письмо, используемое сегодня в иврите. Однако в некоторых свитках Имя YHWH написано палеоеврейским письмом, первоначальным алфавитом, используемым в иврите до возвращения из Вавилона. Поэтому вместо привычного написания Имени יהוה – тем же письмом, что и весь документ, – читающий неожиданно встречал палеоеврейское написание Имени . Это делалось не с целью прославления его, но чтобы предостеречь читателя от произнесения его по неосторожности. В основном евреи в конце периода существования Второго Храма не могли читать текст, написанный палеоеврейским письмом, так как он вышел из употребления уже к III веку до н.э. Для того, чтобы их прихожане не прочли по случайности Имя YHWH вслух, ессеи писали его тем письмом, которое могли прочесть очень немногие. В некоторых свитках ессеи в обозначении Имени идут еще дальше и ставят вместо него четыре черные точки: • • • • . Таким образом, даже тот, кто умел читать палеоеврейское письмо, не мог произнести Имя Господа вслух.

Итак, во времена Второго Храма саддукеи требовали, чтобы Имя Бога употреблялось, в том числе и в договорах, фарисеи же его употребляли, но запрещали его использование при заключении договоров, а ессеи полностью запрещали его использование. Остается неясным, в какой момент фарисейско-раввинистический запрет расширился до бескомпромиссного утверждения, что любой произносящий Имя лишается удела в будущем мире. Талмуд развивает раввинистическое учение, как видится, на основе следующей переходной фазы:

"Какой смысл кроется за стихом: «А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его…» (Мал. 4, 2) Эти слова обращены к тому, кто боится произнести святое Имя без веской причины לבטלה". (Вавилонский Талмуд, Недарим 8б)

В этом талмудическом учении отразился переходный этап, на котором запрет на использование Имени Бога был частичным. Его можно было употреблять, когда необходимо, но не «без веской причины». Впоследствии этот частичный запрет сменился полным запретом Аббы Саула (около 150г. н.э.).

Произнесение Имени Бога напрасно

Талмудический частичный запрет, касающийся лишь произнесения Имени Бога «без веской причины», несомненно основан на третьей заповеди, которая гласит:
Не произноси имени Господа (YHWH), Бога твоего, напрасно, ибо Господь (YHWH) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх. 20, 7)

Видимо, талмудисты понимали под словом «напрасно» то же, что под выражением «без веской причины». Ниже приводится толкование 13-го века, принадлежащее перу экзегета Нахманида:

Буквальный смысл данного стиха заключается в том, что запрещено также произносить великое Имя напрасно (חנם) … Поистине, это запрещено, и мудрецы говорили так: «Тот, кто произнесет Имя Бога без веской причины (לבטלה)». (комм. Рамбана на Исх. 20, 7)

Слово, переведенное на русский с древнееврейского как «напрасно», – шав (שָׁוְא). Нахманид и другие талмудисты правы в том, что это слово может означать «напрасно» в смысле «без веской причины», например в следующем стихе:

Вотще (שָׁוְא) поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев [, и вы не убоялись]. (Иер. 2, 30)

Однако произносить напрасно, вотще значит говорить ложь:
…Которых уста говорят суетное (שָׁוְא) и которых десница — десница лжи. (Пс. 143, 
Из параллелизма приведенных стихов можно заключить, что «суетное» и «ложь» употребляются как синонимы. В библейском иврите выражение «говорить напрасно» значит «лгать». Помимо этих мест, термин «напрасное» (שָׁוְא) употребляется в Библии во многих других контекстах. Например:
Не пустое (שָׁוְא) ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь (YHWH) сказал», а Я не говорил? (Иез. 13, 7)
И снова, благодаря параллелизму становится ясно, что говорить «пустое» значит «предвещать ложь». Тождественность терминов «напрасное» и «ложь» видна, возможно, самым явным образом в 9 заповеди:
Не произноси ложного (שָׁוְא) свидетельства на ближнего твоего. (Исх. 20, 16)
В Книге Второзаконие Моисей вновь приводит 10 заповедей:
Не произноси пустого (שָׁוְא) свидетельства на ближнего твоего. (Втор. 5, 20)
Произносить «пустое свидетельство» значит «лжесвидетельствовать», так как «говорить пустое» значит «говорить ложь».

Произнесение Имени

Как мы выяснили, напрасное слово есть ложное слово. В библейском иврите «произнести» слово значит «изречь» его. Например пророчества Валаама начинаются так:
И произнес притчу свою и сказал… (Числ. 23, 7; 24, 3 и 15, и т. д.)

«Произнести» притчу означает «рассказать» ее. Древнееврейское слово «произнес» (נשׂא) (Числ. 23, 7) встречается в 3 заповеди, которая предписывает: «Не произноси Имени … напрасно». Таким образом, «произносить Имя напрасно» значит «произносить Имя во лжи». Та же фраза используется и в другом стихе:

"Не внимай(נשׂא) пустому (שָׁוְא) слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды". (Исх. 23, 1)

Эта заповедь включает оба слова: שָׁוְא и נשׂא. Этот стих практически повторяет третью заповедь, с той только разницей, что в одной заповеди запрещается клясться Именем (שֵׁם шем) , когда лжешь, а вторая запрещает распространять ложный слух (שֵׁמַע шема´). Важно заметить, что во многих переводах Библии на английский слово שָׁוְא шав переведено как «ложный»(‘false’) (Исх. 23, 1; Втор. 5, 20), в то время как то же самое слово в других стихах (Исх. 20, 7 и Втор. 5, 11) переведено как «напрасно» (‘in vain’), притом что во всех четырех стихах речь идет об одном явлении.

Клятва Именем
Что же значит ложно произносить Имя YHWH? В библейские времена было принято давать клятвы именами богов или царей. Во Второзаконии нам дважды дается повеление клясться Именем YHWH.
Господа (YHWH), Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его Именем клянись. (Втор. 6, 13)
Господа (YHWH), Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его Именем клянись… (Втор. 10, 20)
Похожим образом пророк Иеремия, призывает язычников учиться у Израиля клясться Именем Господа:
И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: “жив Господь(YHWH)!”, как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. (Иер. 12, 16)
Для того, чтобы понять этот стих, необходимо рассмотреть форму, в которой в древние времена давали клятву. В библейские времена клятва состояла из утверждения «жив X» (где X – это бог или царь) и непосредственного обещания или свидетельства. Мы видим, как Иосиф клянется своим братьям именем фараона:
…пока живет фараон, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш (Быт. 42, 15)

На современном языке это звучало бы так:
Клянусь вам, что вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш.
Когда мы читаем в Книге Иеремии, что путь Израиля в том, чтобы «клясться именем Моим: “жив Господь(YHWH)!”, мы понимаем под этим следующее. Порядок принесения клятвы евреем таков: за словами «Жив YHWH» следует непосредственное содержание клятвы. В еврейской Библии можно найти немало примеров. Когда Саул услышал мольбу своего сына оставить с миром Давида, он поклялся Именем YHWH не причинять ему зла.
И послушал Саул голоса Ионафана и поклялся Саул: жив Господь(YHWH), Давид не умрет. (I Цар. 19, 6)

Похожим образом мудрец молится Богу в Книге Притчей:
…Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне,…
и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. (Прит. 30, 8–9)
Мудрец молит YHWH удалить от него «суету и ложь» путем избавления его от чрезмерного богатства и чрезмерной бедности. Если вдруг его постигнет нищета, поясняет мудрец, ему придется красть, чтобы выжить, и в конце концов будет вынужден дать (ложную) клятву («употреблять имя Бога всуе»). Несомненно, эта ложная клятва будет дана судьям после того, как его поймают за воровство (ср. Исх. 22, 11). Здесь показано, что удаление от суеты и лжи означает удаление от кражи и ложной клятвы . Произносить Имя YHWH напрасно значит клясться Его именем ложно или говорить что-то ложное Его Именем.

Несмотря на запрет раввинов на произнесение Имени Бога, большинство раввинов-экзегетов правильно поняли третью заповедь как запрет клясться ложно Именем Бога. Раввинистический перевод, сделанный под именем Еврейского публицистического общества, предлагает следующий вариант:
Не клянись именем Господа, Бога твоего, ложно, ибо Господь не очитит того, кто ложно клянется Его Именем. (Исх. 20, 7)

Эта современная раввинистическая трактовка основана на толковании средневековых раввинов-экзегетов . Естественно, третья заповедь говорит про любую ложь во Имя YHWH, а не только ложные клятвы.

Употребление Имени у караимов

Итак, мы видим, что раввины попытались воспользоваться третьей заповедью в поддержку своего запрета на употребление Имени YHWH. Однако не одни раввины запрещали его использование в речи. В средние века караимы распались на три лагеря:
1. те, которые требовали употребление Имени
2. те, которые это запрещали
3. те, которые разрешали его произносить, но не требовали этого.
Караимский мудрец Якоб аль-Киркизани, живший в 10 веке, пишет:
Некоторые караимы Хорасана пропускают ketiv и qere и читают только то, что написано. Некоторые так поступают с Именем, которое пишется Йод Гей [Вав Гей](прим. пер. «YHWH»), и заявляют, что читающий его как Алеф Далет [Нун Йод] (прим. пер. «Адонай»)не верующий.
Киркизани говорит, что караимы его времени читают Имя Бога так, как оно написано и даже объявляют еретиками тех, кто читает его как Господь(Адонай). Очевидно, этот взгляд не был ограничен рамками главного караимского центра в Хорасане. Даниель Аль-Кумиси, караимский мудрец 9-го века, уделяет большое место рассуждениям о произношении Имени. В его известном труде Epistle to the Dispersion ( Послание к Диаспоре) ясно говорится, что многие его последователи, жившие в рассеянии, употребляли Имя YHWH . Кумиси же сам считал неправильным упоминать имя Бога, но его мнение было основано не на третьей заповеди, а на другом стихе из Писания:

"… и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти". (Лев. 24, 16)

Кумиси указывет на то, что слово נֹקֵב нокев означает «специально называть или произносить Имя», как в следующем стихе:
И взял Моисей и Аарон мужей сих, которые названы поименно, … (Числ. 1, 17)

Пришлось бы согласиться с этим утверждением, если бы мы рассматривали стих из Книги Левит в отрыве от контекста. Однако, чтобы правильно его истолковать, нужно понимать, что эта заповедь была дана сразу после эпизода с сыном Израильтянки, который хулил Имя YHWH:
И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином;
хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею;
и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
И сказал Господь Моисею, говоря:
выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. (Лев. 24, 10-16)

Мы видим, что когда сын Израильтянки хулил Имя YHWH, Моисей не знал, как справедливо судить этого человека. Поэтому он прямо испросил волю YHWH по этому делу. И YHWH ответил, что он должен быть наказан смертью за свой грех, после чего были описаны обстоятельства, при которых человек должен быть предан смерти за хулу. Если человек хулит «Бога своего», то есть произносит слова «проклят Бог (Элогим)», то он «понесет свой грех», значит, возмездие нисходит свыше. Если же он хулит Бога, злословя Тетраграмматон (YHWH), то его должно придать смерти общество Израилево, так же как сына еврейки, который произнес Имя YHWH и проклял Его. Итак, когда мы читаем «и тот, кто называет Имя YHWH», мы понимаем, что это сказано в контексте произнесения хулы на Бога. Очевидно, что это не запрет произносить Имя YHWH, но запрет злословить его.

После пространного рассуждения, доказывающего, что имя Бога не следует употреблять, Кумиси пишет в заключение:
"То, что я имел сказать про употребление Имени Господа, я написал для вас. Что до вас, изучайте этот вопрос согласно вашей мудрости, дабы не полагаться на мою мудрость и мое мнение. Ибо тот, кто полагается на одного из учителей в рассеянии и не разбирает Писание, вникая в себя, подобен тому, кто поклоняется идолам. Ибо любой, кто исполняет заученные человеческие заповеди, а не заповеди, о которых написано в данной Господом Торе, подобен идолопоклоннику".

Употребление Имени при богослужении

Представляется ясным, что нет никакого запрета на произнесение Имени YHWH. Напротив, в некоторых контекстах от нас требуется произносить его. Например следует читать Тору вслух каждый седьмой год на публичном чтении перед всем собранием Израиля (Втор. 31, 11). В самой Торе Тетраграмматон упоминается около 1820 раз. Как же мы можем исполнить заповедь чтения Торы перед всем собранием вслух, если запрещено произносить Имя Господа?
В Книге Второзаконие мы встречаем еще одно повеление произносить Имя YHWH в исповедании при приношении начатков плодов. Это исповедание произносилось в Храме, когда Израиль приносил начатки от плодов земли. Оно представляет собой предписанную формулировку, которую можно найти во Втор. 26, 3-10. Данное исповедание содержит в себе шестикратное упоминание Имени YHWH, и каждый земледелец Изаиля должен произносить этот текст раз в год.

Мы уже рассмотрели случаи, в которых необходимо было приносить клятвы Именем YHWH. Также в Книге Левит был рассмотрен запрет на ложные клятвы Именем YHWH:
Не клянитесь именем Моим во лжи, … (Лев. 19, 12)

Сам факт, что запрещается клясться ложно Именем Бога предполагает, что разрешено приносить во Имя Его истинные клятвы.

Употребление имени Бога в древние времена

Можно было бы представить себе, что праведные люди древнего Израиля, чьи дела описаны в Танахе, избегали произносить Имя Господа, если бы существовал запрет на его употребление. Однако, как видно из Писания, древние жители Израиля регулярно его произносили. Более того, как уже упоминалось, клятвы Именем Бога даже поощрялись (см. Иер. 12, 16). Но Имя используется даже в так назывемых повседневных ситуациях. Так в Книге Руфь Вооз и иудеи того времени произносили Имя YHWH в знак приветствия:

"И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь!" (Руфь 2, 4)

Сегодня в знак приветсвия мы формально говорим: «Как дела?», – за чем следует правильный ответ: «Нормально.» (даже если это не так). Однако древнее иудейское приветсвие было «YHWH с вами!», после чего следовал ответ: «Да благословит тебя YHWH!». Видно, что это формальное приветствие, подобное нашему «Как дела?». Притом, в отличие от современного, древнееврейское приветствие содержало благословение во Имя YHWH. Также мы находим подобное приветсвие в Псалтире:

"Благословен грядущий во имя Господне (YHWH)! Благословляем вас из дома Господня (YHWH)". (Пс. 117, 26)
Левиты благословляли паломников в конце их пути у ворот Храма «во Имя YHWH» .

Предписание использовать Имя Бога

Очевидно, что на использование Имени YHWH никакого запрета нет. Единственный запрет, о котором мы читаем в Писании, распространяется на хулу и на ложную клятву Именем Бога. Но существует ли заповедь произносить Божье Имя? Когда Бог явился Моисею в неопалимой купине с повелением пойти к израильтянам и объявить им о будущем спасении от рабства, Моисей спросил Всемогущего, что он должен сказать израильтянам о том, кто послал его. Бог ответил:

"И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род". (Исх. 3, 15)

Последняя фраза обычно переводится как …, где слово זִכְרִי зикри переведено как «памятование обо мне». Этот перевод основан на том, что корень זכר в породе qal имеет значение «помнить». Однако тот же самый корень в породе hifil означает «упоминать», что, совершенно ясно, и является переводом для стиха Исх. 3, 15. Строго говоря, эти два значения связаны в иврите, покольку корень זכר имеет значение «ссылаться на что-то» (либо в уме – «помнить», либо в речи – «упоминать» ). Когда дело касается имени, то, конечно, речь идет об упоминании. Имя YHWH – это не «памятование» YHWH, а Его «упоминание», т.е. мы должны произносить Имя, чтобы упоминать о Боге, призывать Его Имя .

Тот же корень использыется в запрете призывать имена других богов, как написано:
Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. (Исх. 23, 13)

Иисус Навин дает похожее повеление:
Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь [ими] и не служите им и не поклоняйтесь им, … (Иис.Нав. 23, 7)
Мы обязаны произносить Тетраграмматон во все века и в каждом поколении, и нам запрещено упоминать имена других богов.

Имя Бога во дни Искупления

Имя YHWH играет центральную роль во всей схеме окончательного Cпасения. Мы уже увидели, что всем народам обещано стать частью избранного народа, если они научатся клясться Именем YHWH. Как свидетельствует Захария, признак того, что Царствие Божие пришло, в том, что все народы будут называть Его Именем YHWH:

"И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14, 9)"
Это означает, что в эпоху рассеяния Имя Божье сокрыто и вместо этого Его называют разными именами. Но в последние дни все человечество будет называеть Его единым истинным Именем YHWH и признает, что Он един.

Очевидно, что нам не только разрешено произносить Имя YHWH, но мы должны это делать ради наступления дня Спасения. Иоиль учит нас, что вконце те, кто призывают Имя Бога будут спасены от суда, который постигнет то поколение, как написано:
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. (Иоил. 2, 32)

перевод на русский язык Ирина Дименштайн


Неемия Гордон(1972 –) - учёный-гебраист, видный деятель караимизма и участник проекта по изучению Свитков Мёртвого моря.

Так же рекомендую:

Неемия Гордон. “Произношение имени”  http://bibleapology.blogspot.com/2013/10/blog-post.html


2 комментария:

  1. Не "во лжи" произносить Имя запрещено. "В" - это предлог ב, а в Исх. 20:7 стоит предлог ל (для). "Не произноси... для лжи". И это не только запрет ложной клятвы, но и всякого осквернения Имени. Это десятисловие, и оно должно включать регулировку всех спектров отношений между человеком и Богом. И кроме 3-й заповеди из этих десяти, другой нет, запрещающей такой большой и значительный грех, как богохульство. "Не оскверняй святое Имя Моё, чтобы Я был святим среди сынов Израиля" (Лев. 22:32). "Осквернять" - это глагол חלל, который тоже, как и שוא, имеет оттенок пустоты, опустошения. А "осквернять" - это смешивать с мирским, повседневным, и это антоним глагола קדש (освящать, отделять от мирского). Значит, "не произноси... для лжи" включает в себя запрет осквернения, смешения Имени с мирским, повседневным, или несвятым. Таковыми и были язычники: несвятые, мирские. А Израиль был свят. Поэтому в независимом Израиле не было запрета на произнесение Имени. Но когда в III в. пришли эллины с Македонским, то появилась угроза осквернения Имени этими грешниками. И если израильтянин произнесёт Имя перед ними, то они, конечно, как завоеватели не почтят это Имя, но осквернят. Виновен будет тогда этот израильтянин в нарушении Исх. 20:7, если заранее знал, что так и случится? Этот вопрос, очевидно, и был сутью спорного между раввинами и Хасмонеями вопроса, упоминаемого Гордоном. И кто из них был прав, рассудил Йешуа Машиах. В Евангелии нет Имени и не было изначально. Это доказывается совокупностью трёх объективных вещей: 1) употребления переписчиками НЗ сокращений nomina sacra, 2) их предпочтение кодексу как форме книги именно для вошедших в канон евангельских Писаний (другие сочинения христианские авторы, случалось, записывали в свиток) и 3) отсутствие у христиан общепризнанных пророков после апостолов и немыслимость проведения собора епископов до начала IV в. Первые два пункта доказывают организованность копирования текстов НЗ среди всех постапостольских церквей, а третий - невозможность найти организатора этого копирования среди них. Значит, эта организация происходила от начала - от апостолов - от Христа. А значит, статья делает ошибочный вывод: хоть запрета произносить Имя не поистине было, но запрет осквернять это Имя был. А если при известных условиях ("когда сеется у унижении") произнесение Имени неизбежно оскверняло его в недостойных слушателях, значит, в этих условиях произнесение было-таки запрещено, согласно Исх. 20:7.

    ОтветитьУдалить
  2. А как это, "дискуссии в комментариях не желательны"? Зачем же тогда комментировать? Чтобы лишь хвалить? Ведь критический комментарий предполагает дискуссию. Тогда уж не дискуссии запрещать надо, а критические ответы на комментарии других пользователей. От непонимания исходят такие запреты. Дискуссия, как диалог равноправных собеседников, обнаруживает ложь аргументов, оставляя аргументы бесспорные. А вот неумение вести такой диалог вызывает, конечно, споры с упрёками и обвинениями личного характера, которые, видимо, редакторы и хотели запретить как ссоры.

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.