воскресенье, 11 октября 2015 г.

Свидетели Иеговы не ариане

 
Среди критиков свидетелей Иеговы и апологетов традиционных конфессий распространена точка зрения, что свидетели Иеговы являются современной формой арианства. Термин «арианин», часто используется тринитариями (верующих в троицах) для обозначения тех, кто не верит в троицу. Это создает терминологическую путаницу при попытке классифицировать христологические взгляды разных направлений христианстваТех кто отрицает догмат о троице так же называют антитринитариями, нетринитариями (non-trinitarian), унитариями. Эти термины имеют свои преимущества и недостатки, а так же весьма тонкие различия в значении, так что вряд ли их стоит считать полными синонимами.

То что Свидетели Иеговы отрицают догмат о троице не делает их арианами, но и унитариями свидетелей Иеговы можна назвать с определенными оговорками. По сути термин «арианин» по отношение к любому отрицаещему догмат троицы анахроничен. Субординациналисткие взгдяды апостольских мужей и апологетов древние взглядов Ария и не содержат намеков на троицу. Многие унитариане отрицают предвечное существование Иисуса, считают его всего лишь человеком, который был усыновлен Богом. Этот существенно отличается от того, чему учил Арий о предвечном существовании Иисуса.

Арий считал, что Бог вне понимания даже для его Сына. Бог Ария - неизвестный Бог, быть которого скрыт в вечной тайне. Никакое существо не может показать его, и он не может показать себя. Свидетели Иеговы не верят ни в непостижимого Бога тринитариев, ни в неизвестного Бога Ария. Для них “есть только один Бог, Отец, от которого всё, и мы для него; и один Господь, Иисус Христос, через которого всё, и мы через него”. (1 Коринфянам 8:6), и “Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе” (Иоанна 17:3).

Как и Арий свидетели Иеговы признают, что Иисус был сотворен. Но это не дает оснований считать свидетелей Иеговы арианами, поскольку они не соглашаются со многими взглядами Ария. Как мы уже обсуждали, свидетели Иеговы не считают что Бог непознаваем. Арий утверждал, что Слово «усыновлено» Богом благодаря своим моральным качествам. Библия говорит, что Иисус был создан Иеговой как его «единородный сын» (Ів. 1:14; 3:16; Евр 1:2; Откр. 3:14). Арий учил, что христиане могли надеяться стать равными Христу, тогда как Библия заявляет, что Бог дал ему “имя, которое является выше любого имени” (Фил 2:9-11). Арий считал, что святой дух это один из ангелов, свидетели Иеговы, верят, что святой дух – это божья действующая сила. Все это не дает оснований считать свидетелей Иеговы современной разновидностью арианства.

Можно ли считать свидетелей Иеговы унитариями? Да, но с некоторыми оговорками. Многие унитарии считают, что Иисус не существовал до свого рождения. Эту точку зрения называют радикальным унитаризмом. Конечно с такой точки свидетели Иеговы не разделяют. Учитывая то, что свидетели Иеговы не поклоняются Христу, считают его единородным Сыном Бога и не отрицают его божественности, их более уместно называть умеренными унитариями, или унитариями-субординационалистами.

четверг, 1 октября 2015 г.

Свидетели Иеговы в России. Вопросы свободы религии




Отчет Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России Заседание ОБСЕ по реализации мер по вопросам человеческого измерения, Варшава 21 сентября 2015 года – 2 октября 2015 года

Российские правоохранительные органы продолжают ошибочно применять [Федеральный] закон «О противодействии экстремистской деятельности» (Закон об экстремистской деятельности) в редакции от 2006 года к религиозной деятельности Свидетелей Иеговы. 2015-10-01_154449
  • Должностные лица в России нарушают права, задерживают и возбуждают многочисленные производства по делам Свидетелей Иеговы по обвинению в экстремистской деятельности. В действительности Свидетели Иеговы просто посещают богослужения, разговаривают с другими о своей вере и используют религиозную литературу.
  • Таможенные органы изъяли Библии на русском языке, заявив, что Священное Писание – Перевод нового мира «имеет признаки материалов, содержащих… публичное оправдание терроризма».
  • Непрекращающиеся нарушения религиозных прав и свобод в Российской Федерации (РФ) вынудило Свидетелей Иеговы искать защиты в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ)


В своей Резолюции 1896 (2012) Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) призвала Россию «воздерживаться от применения закона об экстремистской деятельности в отношении всех религиозных общин, особенно Свидетелей Иеговы».

Органы власти ошибочно применяют Закон об экстремистской деятельности, чтобы криминализировать деятельность Свидетелей Иеговы.

С 2009 года российские правоохранительные органы возбудили десятки уголовных дел в отношении Свидетелей Иеговы по обвинению в «экстремизме», которые несут за собой разрушительные последствия. В настоящее время имеется четыре уголовных дела в Московской, Свердловской и Ростовской областях.

По большей части прокурор предъявил жертвам обвинения на основании статей 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса РФ за организацию «экстремистской» деятельности или участие в ней. Эти обвинения могут привести к крупным штрафам и лишению свободы.

Нарушение прав/обвинительные приговоры, связанные с обвинением в экстремизме

Таганрог, Ростовская область. В 2011 году должностные лица начали проводить тайные следственные мероприятия в отношении Свидетелей Иеговы в г. Таганроге, Ростовская область. Впоследствии шестнадцати Свидетелям Иеговы были предъявлены обвинения. В обвинительном заключении говорилось, что решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года, который признал местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы «Таганрог» «экстремистской организацией», был наложен полный запрет на всю религиозную деятельность Свидетелей Иеговы в Таганроге. В июле 2014 года после 15 месяцев судебных разбирательств Таганрогский городской суд вынес обвинительный приговор 7 из 16 Свидетелям Иеговы за осуществление «экстремистской» деятельности на основании статьи 282.2 Уголовного кодекса РФ только за то, что они проводили мирные богослужения, как это делают Свидетели Иеговы по всему миру. Суд обязал их выплатить штрафы в размере до 100 000 рублей (1 315 евро). Еще четверым из семерых обвиняемых, признанных виновными, суд также вынес обвинительный приговор на основании части 4 статьи 150 Уголовного кодекса за то, что они проводили богослужения, на которых присутствовали малолетние – в действительности это были дети, посещавшие богослужения со своими родителями. Суд приговорил этих четверых человек к более пяти годам лишения свободы. Однако суд заменил штрафы и тюремные сроки на условные и оправдал оставшихся девятерых Свидетелей. Объясняя свое решение, судья утверждал, что собраниям Свидетелей Иеговы в Таганроге запрещено «подготовка и проведение богослужений, религиозных собраний и религиозных мероприятий», а также «получение и распространение религиозной литературы». Прокурор Ростовской области обжаловал это решение, потребовал пересмотра дела и потребовал, чтобы суд приговорил четырех старейшин к лишению свободы и вынес обвинительные приговоры девятерым Свидетелям, которые были оправданы. 12 декабря 2014 года Ростовский областной суд заслушал жалобу и вынес определение о пересмотре дела, заключив, что четверым старейшинам было назначено «чрезмерно мягкое наказание» и что девять Свидетелей, оправданных в «экстремизме», были «необоснованно оправданы». Повторное рассмотрение дела началось 22 января 2015 года и продолжается до сих пор.

Отмена юридической регистрации

Самара, Самарская область. Органы власти в Самаре следуют образцу, установленному органами власти в Таганроге, чтобы ограничить деятельность Свидетелей Иеговы. Они ликвидировали МРО Свидетелей в Самаре, навесив на неё ярлык экстремистской организации. В январе 2014 года за несколько часов до начала запланированного религиозного собрания, четверо должностных лиц, представившись электриками, вошли в арендованное здание в Самаре, которое Свидетели Иеговы используют для проведения богослужений, и провели там тайный обыск помещений. Когда прибыл первый Свидетель, должностные лица предъявили ему постановление о производстве обыска. Во время обыска они «обнаружили» пластиковый пакет, в котором находилось семь публикаций, включенных в федеральный список экстремистских материалов. Свидетели утверждают, что эти публикации были подброшены должностными лицами во время обыска.

Прокуратура г. Самары предъявила МРО обвинения в совершении административного правонарушения. Суды признали МРО виновной и назначили наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (658 евро) за хранение экстремистских публикаций с целью массового распространения. Затем прокурор Самарской области вынес решение о приостановлении деятельности МРО и направил в Самарский областной суд исковое заявление о ликвидации МРО в связи с осуществлением экстремистской деятельности. 29 мая 2014 года областной суд вынес решение о ликвидации МРО как экстремистской организации, и 12 ноября 2014 года Верховный Суд РФ оставил это решение в силе.

Абинск, Краснодарский край. 25 декабря 2015 года началось слушание дела о ликвидации МРО Свидетелей Иеговы в городе Абинске, Краснодарский край. Двоим Свидетелям Иеговы в Абинске были предъявлены обвинения якобы за распространение экстремистских публикаций. Однако в то время, когда предполагаемые правонарушения были совершены, эти два Свидетеля не являлись членами МРО. 4 марта 2015 года Краснодарский краевой суд удовлетворил исковое заявление прокурора, признал МРО в Абинске «экстремистской организацией», распорядился её ликвидировать, а ее имущество, в которое включается место для проведения богослужений Свидетелей Иеговы в Абинске, – обратить в собственность государства. МРО и двое Свидетелей обжаловали это решение в Верховный Суд РФ, однако 5 августа 2015 года Верховный Суд оставил их жалобы без удовлетворения.

Неправильное применение закона об экстреммзме в отношении религиозной литературы

«Экстремизм» используется как предлог для ликвидации МРО. С сентября 2009 года российские суды признали 80 публикаций Свидетелей Иеговы экстремистскими и включили их в федеральный список экстремистских материалов, утвержденный Министерством юстиции. Как правило, российские правоохранительные органы используют эти судебные решения как предлог для проведения следствия и преследования граждан-Свидетелей. Сотрудники правоохранительных органов, в том числе агенты ФСБ, вторгаются в частные жилища и места для поклонения Свидетелей Иеговы и ищут там признаки экстремистской деятельности или экстремистскую литературу. После этих вторжений местные органы власти возбуждают дела об административных правонарушениях в отношении МРО и в отношении граждан-Свидетелей за распространение «экстремистских» публикаций. Эти преследования идут по тому же пути, каким шли органы власти, когда ликвидировали МРО в Таганроге и Самаре.

Отказ во ввозе всей религиозной литературы. С марта 2015 года должностные лица таможенных органов Российской Федерации отказывают во ввозе в страну всей литературы, издаваемой Свидетелями Иеговы, вне зависимости от того, была она признана судами экстремистской или нет. Сюда включается партия Библий, которая была задержана 14 июля 2015 года.

Библии изъяты и проверяются на предмет «оправдания терроризма». 13 августа 2015 года таможенные органы задержали груз с Библиями – 2 013 экземпляров Священного Писания – Перевода нового мира. В своем определении таможенные органы утверждали, что Библии «имеют признаки материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма».

Запрет веб-сайта jw.org. Россия является единственной страной в мире, запретившей jw.org – официальный веб-сайт Свидетелей Иеговы. Запрет вступил в силу 21 июля2015 года, когда Министерство юстиции Российской Федерации включило jw.org в федеральный список экстремистских материалов. На всей территории России Интернет- провайдеры заблокировали доступ к этому веб-сайту, и способствовать его продвижению внутри страны является уголовно наказуемым деянием. 7 августа 2013 года Центральный районный суд города Твери признал официальный сайт Свидетелей Иеговы экстремистским. Поскольку суд не уведомил Свидетелей Иеговы о судебном слушании, они обжаловали это решение, ища возможности защитить себя на основании закона. 22 января 2014 года Тверской областной суд удовлетворил жалобу Свидетелей Иеговы, отменил решение суда первой инстанции и оставил без удовлетворения заявление прокурора о признании этого веб-сайта экстремистским. Однако Свидетели Иеговы не были поставлены в известность о том, что позднее заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный Суд РФ с требованием об отмене апелляционного определения. 2 декабря 2014 года Верховный Суд РФ заслушал кассационную жалобу заместителя Генерального прокурора. По причине того, что Верховный Суд должным образом не уведомил Свидетелей Иеговы о слушании, на судебном заседании они не присутствовали, и Верховный Суд удовлетворил жалобу заместителя Генерального прокурора и оставил в силе решение суд первой инстанции, тем самым признав веб-сайт jw.org экстремистским. Определение вступило в силу немедленно, и позднее указанный веб-сайт был включен в федеральный список экстремистских материалов.

Положительный изменения

Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации (Jehovah’s Witnesses of Moscow v. Russia). В 1996 году Московская прокуратура развернула кампанию против религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве (московская община). После пяти расследований по уголовным делам и двух этапов судебных разбирательств в марте 2004 года Головинский районный суд ликвидировал московскую общину и запретил её деятельность. 10 июня 2010 года ЕСПЧ постановил, что ликвидация московской общины и запрет её деятельности нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. – Постановление Европейского суда от 10 июня 2010 года по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации» (Jehovah’s Witnesses of Moscow v. Russia), жалоба № 302/02. Власти отказались перерегистрировать московскую общину, поэтому Свидетели Иеговы предприняли несколько попыток зарегистрировать новое юридическое лицо. 27 мая 2015 года Главное управление министерства юстиции по Москве выдало свидетельство, подтверждающее регистрацию нового юридического лица.

Свидетели Иеговы с уважением просят Российскую Федерацию:
  1.   Соблюдать Резолюцию ПАСЕ 1896 (2012) и Заключительные замечания Комитета по правам человека ООН от 31 марта 2015 года: воздерживаться от применения [Федерального] закона «О противодействии экстремистской деятельности» к Свидетелям Иеговы и прекратить все юридические дела и следственные действия в отношении Свидетелей Иеговы, которые основаны на обвинениях в экстремизме
  2.   Прекратить преследование Свидетелей Иеговы в Таганроге, Самаре, Абинске и других местах
  3. Исключить все публикации Свидетелей Иеговы из федерального списка экстремистских материалов
  4. Обеспечить Свидетелям Иеговы мирное пользование свободой религии и собраний без дальнейшего незаконного вмешательства полиции
 Представители Свидетелей Иеговы рады возможности участвовать в конструктивном диалоге с представителями Правительства Российской Федерации.
http://www.osce.org/ru/odihr/187451?download=true

понедельник, 24 августа 2015 г.

Наступление на права Свидетелей Иеговы в России



Власти России продолжают наступление на права свидетелей Иеговы. Кроме судебного преследования  за “экстремизм”, прокуратура стала препятствовать ввозу литературы свидетелей Иеговы на территорию Российской Федерации. Под запрет попали 2076 экземпляров “Священного писания. Перевод Нового Мира”.  21 августа суд запретил ввоз 1 миллиона брошюр свидетелей Иеговы. Причины называют  очень туманно – якобы брошюры содержат “признаки обоснования или оправдания отказа граждан от исполнения гражданских обязанностей, побуждения к враждебному восприятию людей, исповедующих иные религии»" . Какие именно признаки прокуратура и журналисты не уточняют. Не указаны и названия брошюр которые были арестованы. Большинство граждан России  плохо понимают, что написано в Конституции РФ, поэтому незаконные, нелепые  обвинения свидетелей Иеговы находят поддержку в обществе. . Что же это за гражданские обязанности, отказываться от которых якобы склоняют свидетели Иеговы?

Вот список  обязанностей гражданина в соответствии с Конституцией:

Ст. 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59, ч. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ст. 43, ч. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 44, ч. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Вопросы могут возникать относительно ст. 59:
“1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”


Итак религиозные взгляды могут быть основанием для замены военной службы альтернативной  гражданской службой.  В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об альтернативной гражданской службе" : “Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.” “Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.” Итак альтернативная служба является такой  же гражданской обязанностью как и военная служба. Если убеждения, согласно которым человек не может брать в руки оружие, признаются и уважаются Государством, то и распространение подобных убеждений не может нарушать законы Государства.

В связи с этим, запрет на ввоз литературы свидетелей Иеговы, по надуманному  предлогу, еще раз показывает, что представителям государства наплевать на законы, которые они обязаны исполнять.

 А вот  еще новость: “На Почтовом таможенном посту Пулковской таможни досматривались пересылаемые товары, среди которых обнаружены печатные издания и CD-диски, содержащие информацию, включенную в федеральный список экстремистских материалов. Между тем, таможенные работники не приняли мер для их экспертной оценки и задержания. В этой связи СЗТП направила начальнику Пулковской таможни представление, которое рассмотрено, приняты меры к устранению нарушений.  Вся продукция таможенным органом была изъята и передана в следственные органы”
Но в “Научном заключении по теме: «Правовая оценка действий граждан относительно наличия в них признаков экстремистской деятельности»” сделанным Федеральным государственным научно-исследовательским учреждением «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» сказано следующее: “при отсутствии признака публичности, критерии которого изложены выше, использование информационных материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, не являющихся средствами массовой информации (непериодических изданий), не может квалифицироваться по ст. 282 УК РФ. В противном случае следует констатировать наличие необоснованного расширительного толкования ст. 282 УК РФ, что ведет к нарушению принципа законности и конституционных прав граждан на свободу мысли и убеждений”. CD-диски не распространяются свидетелями Иеговы публично, и конечно не являются периодическими изданиями. Значит прокуратура и таможенные  органы игнорируют рекомендации по применению антиэкстремисткого законодательства сделанных  компетентными научно-исследовательскими учреждениями.  При такой правоприменительной практике, Россию очень сложно считать правовым государством. Граждане конечно, могут думать что это проблемы только свидетелей Иеговы, но история показывает, что наступление  на права религиозных меньшинств  приводит к  ограничению всех остальных прав и свобод.

Как отмечает блогер Мария Розальская: “Свидетели Иеговы сейчас в нашей стране - одна из разрешенных жертв, за нападения на которых почти гарантированно ничего не будет. Кроме само собой разумеющихся соображений о необходимости поддержания законности и гуманности, их судьба важна для всех остальных еще и потому, что на них (и на некоторых других группах) отрабатываются шаблоны, по которым - сознательно или нет - будет расширяться практика незаконного преследования со стороны государства и агрессивных проявлений со стороны граждан в отношении других групп”.

понедельник, 3 августа 2015 г.

Архангельский фронт против свидетелей Иеговы

 
фото

Тяжело и  тревожно наблюдать, как на наших глазах создаются условия и повторяются обстоятельства приведшие к наиболее трагическим, античеловеческим событиям XX века. Обезумевшие от поиска, “иностранных агентов”, “нацистов”, “происков госдепа” повсюду  ищут врагов и  опять в прицел  попадают мирные верующие граждане – Свидетели Иеговы. Сейчас фронт грязной  информационной борьбы проходит по Архангельской  области. Вот уже второй месяц на официальном сайте “Архангельской и Холмогорской  епархии” регулярно появляются статьи направленные против свидетелей Иеговы. Если бы это были  религиозно-полемические, богословские статьи, то они бы вообще не стоили нашего внимания – каждая религия имеет право обсуждать, критиковать взгляды другой. Но ситуация совершенно другая – по поводу свидетелей Иеговы негативно высказываются  местный депутат от “Единой  России”, заведующая психоневрологическим диспансером, художник, лауреата какой-то там премии, зам. губернатора. Другими словами высказываются люди которые не имеют никакого отношения к  религиоведению, знают о свидетелях Иеговы с чужих слов, лично с ними не знакомы, то есть не знают практически ничего.
 
Могут ли они в таком случае говорить правду? Это очень маловероятно. Их статус, должности, общественное положение  используется для того что бы придавать большей респектабельность откровенной лжи. А ведь такое уже было в российской советской  истории, и приводило к печальным последствиям. Вместо того что бы прислушаться к  исследователям, специалистам, слушают религиозно и/или политически ангажированную, абсолютно профанную в вопросах веры и религии шушеру.
 
Я не буду комментировать весь бред написанный в нескольких статьях, он и так в основном взят из известных православных ресурсов. Остановлюсь только на некоторых особых перлах.
Первая статья “Архангельский ученый: как уберечься от секты «Свидетелей Иеговы»” – интервью с доцентом кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета, главным клиническим психологом Архангельской области Евгенией Щукиной. Судя по публикации на православном портале и цитированию психологом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) психолог явно православная. Поэтому очень трудно понять ее слова: “то чаще, то реже к нам на улице подходят странные люди, которые хотят что-то рассказать о Боге. Еще более неприятна ситуация, когда звонят в дверь квартиры и тоже пытаются что-то рассказать о Боге или «всунуть» какие-то брошюрки…”. Очевидно от советского стереотипа, что все что отличается от поведения большинства странно, психолог так и не освободилась. Не понятно, почему для  православного психолога разговор о Боге не приятен.

Интересно и  объяснение психолога почему люди становятся свидетелями Иеговы: “Кто-то потерял, а кто-то и не приобрел смысла в этой жизни, растерялся, или стало скучно, опять же от духовной пустоты”. Но эти причины характерны для многих последователей  разных религий. И что собственно плохого в том, что некоторые люди нашли ответы  на свои вопросы у свидетелей Иеговы?

Непонятно почему  на сайте той же епархии по поводу свидетелей Иеговы решил выступить заслуженный  художник РФ Сергей Сюхин. Для него свидетели Иеговы стоят в одном ряду с предателями, “болотными лидерами”, гомосексуалистами. “«Это предатели страны, которые работают на ее уничтожение и получают деньги в одной американской кассе. Но если что-то против них скажешь, начинается вопль о «цензуре и нарушении прав». Пора перестать бояться и действовать гораздо жестче! Иначе мы все проспим, и у нас будет Майдан, как в Украине». – заявляет  художник. Но есть какие-то доказательства его слов? Ни одного аргумента в доказательство его слов Сюхин не приводит.
 
Очень интересны интервью политических лидеров Архангельска. Депутат от “Единой России” Александр Дятлов обвинял свидетелей Иеговы в экстремизме, и требовал их запрета на территории области, а так же создания  закона “О миссионерской деятельности” на подобие того, что действует в Белгородской области, и который известен своей  нелепостью и противоречиями с Конституцией РФ.
 
Полны абсурда и слова депутата от “Справедливой России”, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Ольги Епифановой: «Свидетели Иеговы» активизировались в Архангельской области сразу после вхождения Крыма в состав России. этот факт наталкивает на мысль, что оперативное руководство «диверсионной» религиозной организацией иеговистов осуществляется из-за океана”  Очевидно, после просмотра передач Кисилева, в России многие, включая депутатов поднаторели в поисках совпадений. На самом же деле все просто. Свидетели Иеговы активны всегда. Крым был "присоединён" весной 2014 года. В 14 апреля 2014 года свидетели Иеговы отмечали важнейшее религиозное событие - День воспоминания Смерти Иисуса Христа. Этому предшествовала месячная кампания распространения приглашений. Это делается свидетелями Иеговы ежегодно и по всему миру. Нет никаких логических оснований как-то связывать кампанию 2014 года с присоединением Крыма. Называть международную и респектабельную религиозную организацию "диверсионной" - это шаг назад, в советское тоталитарное прошлое. За 50 лет борьбы со свидетелями Иеговы КГБ, и за 10 лет активного противодействия ФСБ не было найдено ни одного доказательства "диверсионной", связи с спец. службами других государств и т. д.
 
Чемпионом по числу  нелепостей и  пиарной чернушности оказался зам. губернатора Архангельской  области Роман Балашов. По его мнению: “Кроме того, многочисленные исследования, которые проводились в ряде российских регионов, например в Башкортостане, показали, что у последователей данной секты начинаются серьезные психологические и психические расстройства.” А ссылку на эти исследования можно дать? Работ  подобной тематику в России практически  нет. Странно, по мнению Балашова исследования многочисленные, а в пример приводится только очень далекий от Архангельска Башкаростан.  Очень интересны вот эти слова Балашова: “ «Я недавно прочитал книгу генерала КГБ в отставке Георгия Санникова под названием «Большая охота», которая посвящена деятельности террористического подполья на Западной Украине. В частности, автор справедливо пишет о том, что одним из инструментов финансирования и снабжения бандподполья были адепты секты «Свидетелей Иеговы», которые имели прямые контакты с западными спецслужбами. И если мы посмотрим на современную ситуацию на Украине, то, на мой взгляд, мало что в этой связи изменилось».  Да в России действительно веет трупным запахом СССР, раз подобная литература популярна. Но проблема вот в чем – мемуары Санникова тянут на Гаагский  трибунал. Санников не приводит никаких документов, и проверить его слова нет ни малейшей возможности. Да действительно задерживали свидетелей Иеговы, находили у них зашифрованые сведения, расшифровать естественно особо не пытались и выдавали их за что  угодно, например схему расположения  танковых частей. Возможными были и другие варианты, когда человеку, действительно пойманому  на шпионаже, приписывали еще и участие в деятельности свидетелей Иеговы. Очень странно, что информацию о деятельности свидетелей Иеговы современные политики берут из сомнительных книг. Свидетели Иеговы на самом деле, часто ставали жертвами ОУН-УПА, за отказ сотрудничать, по религиозным причинам, из-за крайне негативного отношения к  ним со стороны УГКЦ. Да и в Украине свидетели Иеговы не участвовали в акциях протеста  и не поддерживали их.
 
Заканчивается цикл статьей руководителя епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества Архангельской и Холмогорской епархии игумена Феодосия (Нестерова). По его мнению “«Свидетели Иеговы» является идеальным инструментом порабощения личности”, “методы манипуляции и контроля сознания, применяемые в секте, создают альтернативную, зачастую антисоциальную среду, практически полностью отнимая у человека возможность вернуться к нормальной жизни.” Далее следует заявление  о лживости вероучения свидетелей Иеговы и набор стандартных обвинений в лжепророчествах, запрете  пересадки органов до 1980 года, использовании “своего” перевода Библии и т. д. Другого, от православного священника ждать, к сожалению не приходится. Примечательно другое, критика свидетелями Иеговы других религий приравнивается к экстремизму, лживая и агрессивная пропаганда против свидетелей Иеговы, экстремизмом  почему-то не является.
 
И так вырисовывается  следующая картина – ряд общественных деятелей, представителей науки, искусства, священнослужителей, политиков,  делают  негативные  высказывания  относительно свидетелей Иеговы. По сути, они повторяют то, что ранее говорили сектоведы типа Дворкина, Новопашина и др.  Их слова дополняются  ложной информацией центра “Гражданская безопасность”, о якобы добровольно-принудительных пожертвованиях, обязанности  выкупать литературу и т. д. К чему это приведёт? К усилению агрессии против свидетелей Иеговы обычных граждан, работников правоохранительных органов, предубеждению чиновников, учителей, врачей. Другими словами, жизнь свидетелей Иеговы может существенно осложниться.

Подобное уже было в СССР, нацисткой Германии и  других тоталитарных странах, правда,  без особого успеха. Власти уверены, что современное российское общество обладает гораздо большей информационной проницаемостью и большей внушаемостью по сравнению с советским. С помощью пропаганды и политтехнологий свидетелей Иеговы можно отправить на обочину общественной жизни, создав образ маргинальной, нежелательной группы вроде “американских сектантов”, “иностранных агентов” и т. д.. И это уже происходит.

Мне удалось обсудить эту тему с одним человеком имеющим авторитетное мнение, которое учитывает администрация Архангельской области, при решении ключевых вопросов в религиозной жизни региона. По желанию респондента, я не буду называть его имя и должность.

- Здравствуйте, в российском обществе сейчас очень много агрессии, негативная, и часто просто непроверенная и ложная информация, которую опубликовали на сайте епархии, может превратить свидетелей Иеговы мишеней, и не потому что все бросятся защищать православие, а что бы безнаказанно сорвать злость.

Здравствуй, Сергей. Боюсь что это уже произошло. Но инициатором выступила не Русская Православная Церковь. А Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Сейчас идет создание критической массы уголовных дел по регионам страны. Работают все ключевые специальные структуры, способные повлиять на конфессионально-религиозный компонет в жизни страны: отделы по борьбе с экстремизмом при МВД, возможно контрразведывательные структуры ФСБ. Включены и крупные религиозные институты гражданского общества, влияющие на положение дел. Прежде всего, разумеется, Русская Православная Церковь, вероятно, в определенной степени, согласовано, или просто, учтено молчаливое согласие крупных протестантских конфессий, прежде всего МСЦ ЕХБ и РС ЕХБ. Естественно спрогнозирована реакция ЕСПЧ и ООН. Но после последних политических решений Конституционного Суда и Верховного Суда РФ о примате внутреннего законодательства, после ряда внешнеполитических обстоятельств, прежде всего связанных с защитой интересов России на Украине, политическое руководство страны, вполне возможно проигнорирует решение международных правовых институтов в отношении Свидетелей Иеговы. Но есть очень большая надежда, что все же стратегическая целесообразность сохранить межконфессиональный мир пересилит тактические преимущества от давления на религиозную организацию, интересы которой, вы, в беседе со мной представляете.

- На откровенную ерунду тратятся средства, которые можно направить против действительно опасных явлений. Вряд ли будет разгром Свидетелей Иеговы, да юридически они могут быть запрещены, но деятельность продолжат.

Отвечу не как христианин, а как человек который много лет занимается практическим аспектом социологии религии и влиянием религиозных институтов на внутреннею и внешнею политику России.

Начнем с того, кому это надо, кому нужно.

Во первых:

Национально ориентированной экономической и политической элите РФ - создание управляемой конфликтной ситуации, как тарана для изменения либеральных, с точки зрения значительной части населения России, разрушительных, основ конституционного законодательства. Разумеется, речь идет о "либерализме" образца Гайдара - Чубайса, либерализма, по методам схожего с ранними большевиками, а не с либерализмом, как таковым, который предполагает примат защиты прав личности. При этом ситуация вокруг Свидетелей Иеговы - это только одно из средств, не самое основное и далеко не самое важное.

Во вторых:

Силовым структурам, прежде всего органам государственной безопасности: отработка методов борьбы с сетевыми централизованными организациями, находящимися под внешним по отношению к Российской Федерации, управлением. При этом СИ - это, конечно, далеко не единственная цель, вообще не цель. Свидетели Иеговы - скорее одна из многих задач. Которая должна быть решена или не решена, не так, в сущности и важно.

В третьих:

Очень важным, часто решающим субъектом действий против Свидетелей Иеговы выступает Русская Православная Церковь, во всей своей полноте от епископата до мирян. Главное, что необходимо здесь учесть, это факт решающего влияния Православия на формирование духовной культуры государство образующих народов России, значение Православия на складывание общей Российской государственности. При этом Свидетели Иеговы, пока что, распознаются как потенциальная угроза Православию, а значит и государственности.

4) Тем кому выгодно нанести урон международному правовому статусу нашего государств, подорвать его, для оправдания агрессии. Не военной разумеется, а на других уровнях и приоритетах управления обществом.

При этом всем четырем субъектам, кроме Русской Православной Церкви, все равно во что верят Свидетели Иеговы. Отдельные элементы религиозных взглядов Свидетелей Иеговы - только предлог, вторичная или третичная мишень. Свидетели Иеговы рассматриваются как сетевая социальная структура, как элемент конфликта, как одно средств решения социально-политических задач.

- Управляемых конфликтных ситуаций не бывает. Да можно канализировать ненависть против свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы уходят в глубокое подполье. Искать специально их не будут. А выпустить пар хочется - под раздачу попадут протестанты, мусульмане, мигранты. Власти России упускают один момент - свидетели Иеговы издают журналы с огромными тиражами и распространяют их бесплатно. Это значит что в 235 странах мира, каждый гражданин может получить информацию о том что в России преследуют верующих. Как бы кто не относился к свидетелям Иеговы, эта информация многих заинтересует.

Полностью да, частично управляемые вполне могут быть, особенно если они созданы осмысленно. Сейчас в сфере нашего внимания неопятидесятники, адвентисты, структуры созданные для разрушения конфессиональных границ РСЕХБ - речь идет об инкорпорируемых в неопятидесятнические движения молодежных группах баптистов, так называемых "библейских церквях". Власти России ничего не упускают. В России на один материал в защиту Свидетелей Иеговы, издается двадцать с критической, часто негативной оценкой. Хорошо это или плохо, не стану судить. А консолидированное мнение других национальных бюрократий и международных институтов, все чаще для России носит избирательный характер. Не надо забывать, что Россия - это страна из множества стран. Многие считают, что нам, при принятии решений, для сохранения целостности, надо учитывать слишком много, чтобы всегда и везде прислушиваться в решениям из вне.

- И какие выводы необходимо сделать?

Выводы делает каждый сам для себя. Нам не следует, ни кому, кто бы мы не были православными христианами или свидетелями Иеговы как либо втягиваться в конфликт между собой. Необходимо правильно принимать понятие гражданства, гражданственности. Не важно узбек я или татарин, русский или армянин, православный или свидетель Иеговы, если я гражданин своей страны, живу в ней, стараюсь служить ближним, а значит Родине - я россиянин. А значит вправе пользоваться защитой государства, значит в праве на уважение в обществе, значит я могу не только надеяться, но и пользоваться правом на защиту своих свобод, в том числе права на свободу вероисповедания. Это в нашей стране надо отстаивать. И, поверьте, возможности для этого еще есть.

Архангельская область - это только эпизод. У Свидетелей Иеговы есть одна существенная особенность по сравнению с другими религиозными организациями. Филиалы (не важно в России, в США, странах Европы) не имеют выраженной автономии по отношению к центральному Управленческому центру, пусть он даже находиться на территории Бруклина. Во всяком случае об этом хочется думать. И этот способ управления - дело самих свидетелей Иеговы. Само это обстоятельство не позволяет превратить Свидетелей Иеговы в аффилированную структуру, находящуюся под управлением государственной власти, национальной бюрократии. Чего не скажешь об Православных Церквях и диацезиях Римской Католической Церкви, многих протестантских церквях (исключение составляют..например Адвентисты 7-го дня).

Для нас "Свидетели Иеговы" - это вопрос управленческий, политический, и только потом идеологический и уж в последнею очередь вероучительный. В России наблюдается спрос на частичную реконструкцию авторитарных способов управления. В обществе в целом чувствуется решительная поддержка усиления полицейских функций. При этом низовые институции самоорганизации общества развиты слабо, а значит понятие защиты частных, личных прав - это только риторика. Это только благие намерения, которыми в нашем случае, действительно выстлана дорога в ад, я бы сказал... либо к будущим тяжелым социальным преобразованиям, либо если их не будет к гибели страны. Говорю об этом с сожалением. Политика в отношении Свидетелей Иеговы - крошечный эпизод. 99 процентам населения России все равно, даже если завтра повторится Операция Север...И вот это плохо. С этим надо что то делать..!



Выводы:

1) Причины преследований религиозных меньшинств в России мало изменились с советских времен. Используя РПЦ в  политических и разведывательных целях, современное руководство России, как и руководство СССР, подозревает, что религиозные организации с центрами в США используются в таких же целях. Есть ли этому доказательства? Относительно свидетелей Иеговы не было и нет. Не разумно обвинять религиозную группу в работе на интересы других стран, если ее последователи не принимают участие в политике, не служат в армии, не работают на предприятиях оборонительного комплекса. Но такая группа все же будет представлять интерес для властей США – ее положение будет маркером состояния религиозной свободы в стране. Именно в таком  качестве фигурируют свидетели Иеговы в отчетах Госдепартамента США.

2) Преследования свидетелей Иеговы в современной России будут носить иной характер чем в СССР. Власти, возможно не будут устраивать масового уголовного преследования верующих, не будет и акций типа операция “Север”. Вместо этого атаки будут в основном информационными. Это мы уже наблюдаем сейчас. Власти используют СМИ, для формирования негативного образа свидетелей Иеговы. Это будет приводить, и уже приводит к актам насилия со стороны отдельных граждан по отношению к свидетелям Иеговы.  Формально власти вроде бы и не при чем, но такие прецеденты результат информационной политики государства. Очевидно, расчет делается  на то что люди не будут присоединятся к маргинальной и неуважаемой  группе и она прекратит свое существование  на территории России. Но здесь упускается  один нюанс – свидетели Иеговы привыкли к такому отношению, их интересует не количество, а качество последователей.  Авторитарное  государство построенное на лжи  не сможет существовать долго. В таком обществе со временем нарастает социальный протест. Информатизация современного общества имеет и другую сторону – невозможно полностью изолировать и прекратить деятельность свидетелей Иеговы. Это значит что какая-то часть людей, близко контактируемой со свидетелями Иеговы в соцсетях, по работе, на форумах, в неформальных беседах будут убеждаться в ложности официальной пропаганды и в конечном счете симпатизировать и даже присоединяться к свидетелям Иеговы.
 

суббота, 25 июля 2015 г.

Неемия Гордон “Запрет на произнесение имени Бога”



Одним из недугов современного иудаизма является строгий запрет на произнесение Имени Создателя. Современный раввинистический закон Мишна Берура гласит:

"Запрещено читать славное и грозное Имя так, как оно написано, как писали мудрецы: «Тот, кто произносит Имя так, как Оно написано, будет лишен места в грядущем мире». Таким образом, следует его произносить так, будто написано Адонай [Господь]. (Мишна, Берура 5, 2)"
Едва ли это современное нововведение. Это постановление появилось еще в IIIв. н.э. в одном из трактатов Мишны:

"Вот, кто будет лишен места в грядущем мире: … Абба Саул говорит: «Также тот, кто произносит Божье Имя так, как оно написано» (Мишна, Синедрион 10, 1)"

Было бы ошибкой предполагать, что абсолютный запрет на произнесение Имени восходит к библейским временам. В самом Талмуде говорится о его корнях:

Греческое правительство Селевкидов вынесло распоряжение не произносить вслух Имя Бога; однако после того, как Хасмонеи укрепились и одержали над ними победу, те постановили, что Именем Бога следует подписывать даже договоры… Когда раввины об этом узнали, они сказали: «Завтра этот человек отдаст свой долг, и договор выбросят в мусорную кучу». Так они запретили упоминание Имени в договорах. (Вавилонский Талмуд, Рош А-шана, 18б)

Запрет на произнесение Имени YHWH (Тетраграмматона) берет свое начало в 168г. до н.э., когда греческий тиран Антиох IV Епифан начал вводить в действие ряд законов, запрещающих чтение Торы. Это было частью его политики «эллинизации» евреев, то есть ассимиляции в среде греческого народа. Этот же указ содержал запрет на обрезание и соблюдение Субботы, а также требование, чтобы каждый еврей участвовал в приношении в жертву Зевсу и Аполлону свиньи. Хасмонеи под предводительством Иуды Маккавея в конце концов одержали победу над греками и вновь освятили Храм в день первой Хануки (праздника «освящения»), в 165г. до н.э. В Талмуде есть свидетельства о том, что Хасмонеи отменили греческие указы, запрещающие изучение Торы. С целью возродить употребление Имени YHWH, они выдвинули требование, что его следует использовать при заключении договора, чтобы каждый еврей вновь обрел привычку произносить Имя. Однако раввины, настроенные против указа Хасмонеев, запретили употребление Имени в договорах.

Это был уже не первый случай противостояния раввинов и Хасмонеев. После смерти Иуды Маккавея Хасмонеи продолжили руководить Иудеей до 37г. до н.э. и в роли царей, и в роли первосвященников. Ранние правители-Хасмонеи были все саддукеями, что и явилось причиной их противостояния раввинам. Самая известная отличительная черта секты саддукеев – это их отрицание воскресения, но этой идеи придерживалась только данная секта, которая получила господство в конце периода Второго Храма. Главным местом расхождения в вере саддукеев и фарисеев был вопрос Устной Торы. Об этом Иосиф Флавий пишет:

"Здесь же я только упомяну, что фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Ввиду этого-то секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного Закона и отнимая всякое значение у устного предания." («Иудейские древности», 13.10.6)

Саддукеи-Хасмонеи, верные Писанию, произносили Имя Всевышнего и даже, как мы уже заметили, требовали, чтобы Имя использовалось при заключении договоров с целью удалить все последствия запрета греков на его упоминание. Однако первые фарисеи противостояли саддукеям во всем и наложили зарет на упоминание Имени в договорах, хотя, как представляется, он не распространялся на устное произнесение еще в течение нескольких веков.

Фарисеи были не единственной сектой, в которой запрещалось произносить Имя Бога. Историк Иосиф Флавий, живший во время разрушения Второго Храма в 70г. н.э., писал, что в иудаизме той эпохи существовали три основные направления: фарисеи, саддукеи и ессеи. Свитки Мертвого моря, найденные в области Кумран, были написаны именно последними. Это было закрытое братство, которое сейчас часто сравнивают с современной монастырской общиной. Для того чтобы стать ессеем требовалось в течение нескольких лет проходить различные стадии инициации. Нарушение устава могло окончиться временным или окончательным исключением из братства, в зависимости от степени нарушения. Центральным документом братства ессеев являлась книга под названием «Устав общины». Эта книга, как подразумевает ее название, выделяет несколько стадий инициации, а также содержит устав для членов братства различных рангов. «Устав общины» говорит о запрете на произнесение Имени YHWH:

"Любой, кто произнесет вслух святое Имя Всевышнего, хуля Бога, или осекшись в минуту искушения, или по любой другой причине, или читая книгу, или молясь, должен быть исключен из братства. (1QS 6, 27 – 7, 2)"

Как у многих свитков Мертвого моря, часть этого свитка была повреждена, так что часть абзаца невозможно прочитать. Однако совершенно ясно, что здесь запрещается упоминать Имя Господа не только в повседневной речи, но даже и в молитве. Наказание за данное нарушение было назначено самое строгое, которое было у ессеев – окончательное исключение из общины.
Этот запрет объясняет, почему в Свитках Мертвого моря Имя YHWH отличается на письме от остального текста. Этот феномен долго был загадкой для ученых. Сами свитки написаны квадратным еврейским письмом , похожим на письмо, используемое сегодня в иврите. Однако в некоторых свитках Имя YHWH написано палеоеврейским письмом, первоначальным алфавитом, используемым в иврите до возвращения из Вавилона. Поэтому вместо привычного написания Имени יהוה – тем же письмом, что и весь документ, – читающий неожиданно встречал палеоеврейское написание Имени . Это делалось не с целью прославления его, но чтобы предостеречь читателя от произнесения его по неосторожности. В основном евреи в конце периода существования Второго Храма не могли читать текст, написанный палеоеврейским письмом, так как он вышел из употребления уже к III веку до н.э. Для того, чтобы их прихожане не прочли по случайности Имя YHWH вслух, ессеи писали его тем письмом, которое могли прочесть очень немногие. В некоторых свитках ессеи в обозначении Имени идут еще дальше и ставят вместо него четыре черные точки: • • • • . Таким образом, даже тот, кто умел читать палеоеврейское письмо, не мог произнести Имя Господа вслух.

Итак, во времена Второго Храма саддукеи требовали, чтобы Имя Бога употреблялось, в том числе и в договорах, фарисеи же его употребляли, но запрещали его использование при заключении договоров, а ессеи полностью запрещали его использование. Остается неясным, в какой момент фарисейско-раввинистический запрет расширился до бескомпромиссного утверждения, что любой произносящий Имя лишается удела в будущем мире. Талмуд развивает раввинистическое учение, как видится, на основе следующей переходной фазы:

"Какой смысл кроется за стихом: «А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его…» (Мал. 4, 2) Эти слова обращены к тому, кто боится произнести святое Имя без веской причины לבטלה". (Вавилонский Талмуд, Недарим 8б)

В этом талмудическом учении отразился переходный этап, на котором запрет на использование Имени Бога был частичным. Его можно было употреблять, когда необходимо, но не «без веской причины». Впоследствии этот частичный запрет сменился полным запретом Аббы Саула (около 150г. н.э.).

Произнесение Имени Бога напрасно

Талмудический частичный запрет, касающийся лишь произнесения Имени Бога «без веской причины», несомненно основан на третьей заповеди, которая гласит:
Не произноси имени Господа (YHWH), Бога твоего, напрасно, ибо Господь (YHWH) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх. 20, 7)

Видимо, талмудисты понимали под словом «напрасно» то же, что под выражением «без веской причины». Ниже приводится толкование 13-го века, принадлежащее перу экзегета Нахманида:

Буквальный смысл данного стиха заключается в том, что запрещено также произносить великое Имя напрасно (חנם) … Поистине, это запрещено, и мудрецы говорили так: «Тот, кто произнесет Имя Бога без веской причины (לבטלה)». (комм. Рамбана на Исх. 20, 7)

Слово, переведенное на русский с древнееврейского как «напрасно», – шав (שָׁוְא). Нахманид и другие талмудисты правы в том, что это слово может означать «напрасно» в смысле «без веской причины», например в следующем стихе:

Вотще (שָׁוְא) поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев [, и вы не убоялись]. (Иер. 2, 30)

Однако произносить напрасно, вотще значит говорить ложь:
…Которых уста говорят суетное (שָׁוְא) и которых десница — десница лжи. (Пс. 143, 
Из параллелизма приведенных стихов можно заключить, что «суетное» и «ложь» употребляются как синонимы. В библейском иврите выражение «говорить напрасно» значит «лгать». Помимо этих мест, термин «напрасное» (שָׁוְא) употребляется в Библии во многих других контекстах. Например:
Не пустое (שָׁוְא) ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь (YHWH) сказал», а Я не говорил? (Иез. 13, 7)
И снова, благодаря параллелизму становится ясно, что говорить «пустое» значит «предвещать ложь». Тождественность терминов «напрасное» и «ложь» видна, возможно, самым явным образом в 9 заповеди:
Не произноси ложного (שָׁוְא) свидетельства на ближнего твоего. (Исх. 20, 16)
В Книге Второзаконие Моисей вновь приводит 10 заповедей:
Не произноси пустого (שָׁוְא) свидетельства на ближнего твоего. (Втор. 5, 20)
Произносить «пустое свидетельство» значит «лжесвидетельствовать», так как «говорить пустое» значит «говорить ложь».

Произнесение Имени

Как мы выяснили, напрасное слово есть ложное слово. В библейском иврите «произнести» слово значит «изречь» его. Например пророчества Валаама начинаются так:
И произнес притчу свою и сказал… (Числ. 23, 7; 24, 3 и 15, и т. д.)

«Произнести» притчу означает «рассказать» ее. Древнееврейское слово «произнес» (נשׂא) (Числ. 23, 7) встречается в 3 заповеди, которая предписывает: «Не произноси Имени … напрасно». Таким образом, «произносить Имя напрасно» значит «произносить Имя во лжи». Та же фраза используется и в другом стихе:

"Не внимай(נשׂא) пустому (שָׁוְא) слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды". (Исх. 23, 1)

Эта заповедь включает оба слова: שָׁוְא и נשׂא. Этот стих практически повторяет третью заповедь, с той только разницей, что в одной заповеди запрещается клясться Именем (שֵׁם шем) , когда лжешь, а вторая запрещает распространять ложный слух (שֵׁמַע шема´). Важно заметить, что во многих переводах Библии на английский слово שָׁוְא шав переведено как «ложный»(‘false’) (Исх. 23, 1; Втор. 5, 20), в то время как то же самое слово в других стихах (Исх. 20, 7 и Втор. 5, 11) переведено как «напрасно» (‘in vain’), притом что во всех четырех стихах речь идет об одном явлении.

Клятва Именем
Что же значит ложно произносить Имя YHWH? В библейские времена было принято давать клятвы именами богов или царей. Во Второзаконии нам дважды дается повеление клясться Именем YHWH.
Господа (YHWH), Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его Именем клянись. (Втор. 6, 13)
Господа (YHWH), Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его Именем клянись… (Втор. 10, 20)
Похожим образом пророк Иеремия, призывает язычников учиться у Израиля клясться Именем Господа:
И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: “жив Господь(YHWH)!”, как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. (Иер. 12, 16)
Для того, чтобы понять этот стих, необходимо рассмотреть форму, в которой в древние времена давали клятву. В библейские времена клятва состояла из утверждения «жив X» (где X – это бог или царь) и непосредственного обещания или свидетельства. Мы видим, как Иосиф клянется своим братьям именем фараона:
…пока живет фараон, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш (Быт. 42, 15)

На современном языке это звучало бы так:
Клянусь вам, что вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш.
Когда мы читаем в Книге Иеремии, что путь Израиля в том, чтобы «клясться именем Моим: “жив Господь(YHWH)!”, мы понимаем под этим следующее. Порядок принесения клятвы евреем таков: за словами «Жив YHWH» следует непосредственное содержание клятвы. В еврейской Библии можно найти немало примеров. Когда Саул услышал мольбу своего сына оставить с миром Давида, он поклялся Именем YHWH не причинять ему зла.
И послушал Саул голоса Ионафана и поклялся Саул: жив Господь(YHWH), Давид не умрет. (I Цар. 19, 6)

Похожим образом мудрец молится Богу в Книге Притчей:
…Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне,…
и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. (Прит. 30, 8–9)
Мудрец молит YHWH удалить от него «суету и ложь» путем избавления его от чрезмерного богатства и чрезмерной бедности. Если вдруг его постигнет нищета, поясняет мудрец, ему придется красть, чтобы выжить, и в конце концов будет вынужден дать (ложную) клятву («употреблять имя Бога всуе»). Несомненно, эта ложная клятва будет дана судьям после того, как его поймают за воровство (ср. Исх. 22, 11). Здесь показано, что удаление от суеты и лжи означает удаление от кражи и ложной клятвы . Произносить Имя YHWH напрасно значит клясться Его именем ложно или говорить что-то ложное Его Именем.

Несмотря на запрет раввинов на произнесение Имени Бога, большинство раввинов-экзегетов правильно поняли третью заповедь как запрет клясться ложно Именем Бога. Раввинистический перевод, сделанный под именем Еврейского публицистического общества, предлагает следующий вариант:
Не клянись именем Господа, Бога твоего, ложно, ибо Господь не очитит того, кто ложно клянется Его Именем. (Исх. 20, 7)

Эта современная раввинистическая трактовка основана на толковании средневековых раввинов-экзегетов . Естественно, третья заповедь говорит про любую ложь во Имя YHWH, а не только ложные клятвы.

Употребление Имени у караимов

Итак, мы видим, что раввины попытались воспользоваться третьей заповедью в поддержку своего запрета на употребление Имени YHWH. Однако не одни раввины запрещали его использование в речи. В средние века караимы распались на три лагеря:
1. те, которые требовали употребление Имени
2. те, которые это запрещали
3. те, которые разрешали его произносить, но не требовали этого.
Караимский мудрец Якоб аль-Киркизани, живший в 10 веке, пишет:
Некоторые караимы Хорасана пропускают ketiv и qere и читают только то, что написано. Некоторые так поступают с Именем, которое пишется Йод Гей [Вав Гей](прим. пер. «YHWH»), и заявляют, что читающий его как Алеф Далет [Нун Йод] (прим. пер. «Адонай»)не верующий.
Киркизани говорит, что караимы его времени читают Имя Бога так, как оно написано и даже объявляют еретиками тех, кто читает его как Господь(Адонай). Очевидно, этот взгляд не был ограничен рамками главного караимского центра в Хорасане. Даниель Аль-Кумиси, караимский мудрец 9-го века, уделяет большое место рассуждениям о произношении Имени. В его известном труде Epistle to the Dispersion ( Послание к Диаспоре) ясно говорится, что многие его последователи, жившие в рассеянии, употребляли Имя YHWH . Кумиси же сам считал неправильным упоминать имя Бога, но его мнение было основано не на третьей заповеди, а на другом стихе из Писания:

"… и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти". (Лев. 24, 16)

Кумиси указывет на то, что слово נֹקֵב нокев означает «специально называть или произносить Имя», как в следующем стихе:
И взял Моисей и Аарон мужей сих, которые названы поименно, … (Числ. 1, 17)

Пришлось бы согласиться с этим утверждением, если бы мы рассматривали стих из Книги Левит в отрыве от контекста. Однако, чтобы правильно его истолковать, нужно понимать, что эта заповедь была дана сразу после эпизода с сыном Израильтянки, который хулил Имя YHWH:
И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином;
хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею;
и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
И сказал Господь Моисею, говоря:
выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. (Лев. 24, 10-16)

Мы видим, что когда сын Израильтянки хулил Имя YHWH, Моисей не знал, как справедливо судить этого человека. Поэтому он прямо испросил волю YHWH по этому делу. И YHWH ответил, что он должен быть наказан смертью за свой грех, после чего были описаны обстоятельства, при которых человек должен быть предан смерти за хулу. Если человек хулит «Бога своего», то есть произносит слова «проклят Бог (Элогим)», то он «понесет свой грех», значит, возмездие нисходит свыше. Если же он хулит Бога, злословя Тетраграмматон (YHWH), то его должно придать смерти общество Израилево, так же как сына еврейки, который произнес Имя YHWH и проклял Его. Итак, когда мы читаем «и тот, кто называет Имя YHWH», мы понимаем, что это сказано в контексте произнесения хулы на Бога. Очевидно, что это не запрет произносить Имя YHWH, но запрет злословить его.

После пространного рассуждения, доказывающего, что имя Бога не следует употреблять, Кумиси пишет в заключение:
"То, что я имел сказать про употребление Имени Господа, я написал для вас. Что до вас, изучайте этот вопрос согласно вашей мудрости, дабы не полагаться на мою мудрость и мое мнение. Ибо тот, кто полагается на одного из учителей в рассеянии и не разбирает Писание, вникая в себя, подобен тому, кто поклоняется идолам. Ибо любой, кто исполняет заученные человеческие заповеди, а не заповеди, о которых написано в данной Господом Торе, подобен идолопоклоннику".

Употребление Имени при богослужении

Представляется ясным, что нет никакого запрета на произнесение Имени YHWH. Напротив, в некоторых контекстах от нас требуется произносить его. Например следует читать Тору вслух каждый седьмой год на публичном чтении перед всем собранием Израиля (Втор. 31, 11). В самой Торе Тетраграмматон упоминается около 1820 раз. Как же мы можем исполнить заповедь чтения Торы перед всем собранием вслух, если запрещено произносить Имя Господа?
В Книге Второзаконие мы встречаем еще одно повеление произносить Имя YHWH в исповедании при приношении начатков плодов. Это исповедание произносилось в Храме, когда Израиль приносил начатки от плодов земли. Оно представляет собой предписанную формулировку, которую можно найти во Втор. 26, 3-10. Данное исповедание содержит в себе шестикратное упоминание Имени YHWH, и каждый земледелец Изаиля должен произносить этот текст раз в год.

Мы уже рассмотрели случаи, в которых необходимо было приносить клятвы Именем YHWH. Также в Книге Левит был рассмотрен запрет на ложные клятвы Именем YHWH:
Не клянитесь именем Моим во лжи, … (Лев. 19, 12)

Сам факт, что запрещается клясться ложно Именем Бога предполагает, что разрешено приносить во Имя Его истинные клятвы.

Употребление имени Бога в древние времена

Можно было бы представить себе, что праведные люди древнего Израиля, чьи дела описаны в Танахе, избегали произносить Имя Господа, если бы существовал запрет на его употребление. Однако, как видно из Писания, древние жители Израиля регулярно его произносили. Более того, как уже упоминалось, клятвы Именем Бога даже поощрялись (см. Иер. 12, 16). Но Имя используется даже в так назывемых повседневных ситуациях. Так в Книге Руфь Вооз и иудеи того времени произносили Имя YHWH в знак приветствия:

"И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь!" (Руфь 2, 4)

Сегодня в знак приветсвия мы формально говорим: «Как дела?», – за чем следует правильный ответ: «Нормально.» (даже если это не так). Однако древнее иудейское приветсвие было «YHWH с вами!», после чего следовал ответ: «Да благословит тебя YHWH!». Видно, что это формальное приветствие, подобное нашему «Как дела?». Притом, в отличие от современного, древнееврейское приветствие содержало благословение во Имя YHWH. Также мы находим подобное приветсвие в Псалтире:

"Благословен грядущий во имя Господне (YHWH)! Благословляем вас из дома Господня (YHWH)". (Пс. 117, 26)
Левиты благословляли паломников в конце их пути у ворот Храма «во Имя YHWH» .

Предписание использовать Имя Бога

Очевидно, что на использование Имени YHWH никакого запрета нет. Единственный запрет, о котором мы читаем в Писании, распространяется на хулу и на ложную клятву Именем Бога. Но существует ли заповедь произносить Божье Имя? Когда Бог явился Моисею в неопалимой купине с повелением пойти к израильтянам и объявить им о будущем спасении от рабства, Моисей спросил Всемогущего, что он должен сказать израильтянам о том, кто послал его. Бог ответил:

"И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род". (Исх. 3, 15)

Последняя фраза обычно переводится как …, где слово זִכְרִי зикри переведено как «памятование обо мне». Этот перевод основан на том, что корень זכר в породе qal имеет значение «помнить». Однако тот же самый корень в породе hifil означает «упоминать», что, совершенно ясно, и является переводом для стиха Исх. 3, 15. Строго говоря, эти два значения связаны в иврите, покольку корень זכר имеет значение «ссылаться на что-то» (либо в уме – «помнить», либо в речи – «упоминать» ). Когда дело касается имени, то, конечно, речь идет об упоминании. Имя YHWH – это не «памятование» YHWH, а Его «упоминание», т.е. мы должны произносить Имя, чтобы упоминать о Боге, призывать Его Имя .

Тот же корень использыется в запрете призывать имена других богов, как написано:
Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. (Исх. 23, 13)

Иисус Навин дает похожее повеление:
Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь [ими] и не служите им и не поклоняйтесь им, … (Иис.Нав. 23, 7)
Мы обязаны произносить Тетраграмматон во все века и в каждом поколении, и нам запрещено упоминать имена других богов.

Имя Бога во дни Искупления

Имя YHWH играет центральную роль во всей схеме окончательного Cпасения. Мы уже увидели, что всем народам обещано стать частью избранного народа, если они научатся клясться Именем YHWH. Как свидетельствует Захария, признак того, что Царствие Божие пришло, в том, что все народы будут называть Его Именем YHWH:

"И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14, 9)"
Это означает, что в эпоху рассеяния Имя Божье сокрыто и вместо этого Его называют разными именами. Но в последние дни все человечество будет называеть Его единым истинным Именем YHWH и признает, что Он един.

Очевидно, что нам не только разрешено произносить Имя YHWH, но мы должны это делать ради наступления дня Спасения. Иоиль учит нас, что вконце те, кто призывают Имя Бога будут спасены от суда, который постигнет то поколение, как написано:
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. (Иоил. 2, 32)

перевод на русский язык Ирина Дименштайн


Неемия Гордон(1972 –) - учёный-гебраист, видный деятель караимизма и участник проекта по изучению Свитков Мёртвого моря.

Так же рекомендую:

Неемия Гордон. “Произношение имени”  http://bibleapology.blogspot.com/2013/10/blog-post.html


понедельник, 22 июня 2015 г.

Статистическое исследование Свидетелей Иеговы в США. Как критики интерпретируют данные.




В 2014 году организация “Pew Reseach Center” провело исследование религоз-ной жизни американцев основано на телефонных интервью с более чем 35000  респондентов из всех 50 штатах. Результаты этого  исследования попали на глаза блогеру из числа бывших свидетелей Иеговы П. Талызину. Поверхностно проанализировав данные Талызин пришел к выводу, что “это малочисленная, необразованная, бедная и дряхлеющая религия со среднеплинтусовой нравственностью и высоким самомнением”. Впрочем такое  мнение о свидетелях Иеговы у него было и раньше. Мы же посмотрим, что же данные говорят  в действительности.

1. Демография: Свидетелей Иеговы в США 0,8 %. Немного, на первый взгляд, но следует учитывать, что исследование проводилось на основании телефонного опроса и  исследователи учитывали только самоидентификацию респондентов. В действительности человек может называть себя членом определенной деноминации, но не принимать никакого участия в ее деятельности, не руководствоваться ее  принципами в повседневной жизни.  Если исследователям нужно узнать точное последователей какой-то религии, они вводят в опрос вопросы связанные с соблюдением каких-то ритуалов, частотой посещения церкви.  В данном случае  этого не было.Исследователи отметили, что разные религии используют разные критерии для членства, и что некоторые из них не удаляют из списков бывших членов. Если кто-то называл себя католиком, или баптистом это еще ни о чем не говорило, но если кто-то называл себя свидетелем Иеговы, то вероятность, что этот человек действительно активный член общины очень высока. А теперь обратим внимание  на динамику численности христианских конфессий в США за 7 лет – с 2007 по 2014 год. Согласно выводам “Pew Reseach Center” в США наблюдается снижение численности основных христианских деноминаций – если в 2007 христианами себя считали 78,4%, то в 2014 только 70,6%. Причем сокращение численности происходит за счет католиков - численость сократилась на 4,8% и традиционных протестантов  - на 3,4%. А вот численность свидетелей Иеговы за 7 лет  осталась стабильной – 0,7% в 2007 году и 0,8%.
Исследователи отмечают рост численности внеконфесионалов, агностиков, атеистов – на целых 6.1%



Age_Distribution_by_Religious_Group_(2014)
2. Возраст. Талызин заявляет, что контингент свидетелей Иеговы заметно постарел. Это действительно так, по сравнению с 2007 годом процент молодежи в возрасте 18-29 лет сократился на 6%, процент пожилых 54-60 лет увеличился на 4%. Но если сравнить возрастной состав свидетелей Иеговы с другими религиями, можно сделать вывод, что их возрастной состав мало отличается от других религий. Так же отмечается старение контингента многих традиционных религий и существенное омоложение группы людей, которые  не относят себя ни к одной из религиозных группы. Большое количество молодежи среди евреев и мормонов можно объяснит, тем что для этих групп характерны многодетные семьи и высоким уровнем традиционализма и изоляции, что делает затруднительным выход из еврейских и мормонских общин.



Racial_and_Ethnic_Composition_by_Religious_Group_(2014)
3. Этнический состав. Свидетели продолжают двигаться в сторону цветного разнообразия. Тут вопросов не возникает, свидетели Иеговы заботятся о всех этнических и языковых группах, что делает их проповедь эмигрантам весьма эффективной. Интересно, что среди свидетелей Иеговы приблизительно равное соотношение белых, афроамериканцев и латиноамериканцев, а так же высок уровень смешанных браков.


Marital_Status_by_Religious_Group_(2014)
4. Семейное положение. Талызин заявил, что у свидетелей Иеговы целых 12% разводов, и сравнил их с 5% разводов у индуистов и 7-8% разводов у мормонов и мусульман. Здесь он допустил несколько ошибок. Первая ошибка – подмена понятий – исследователи выясняли какой процент разведенных среди свидетелей Иеговы, а не уровень разводов в группе свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы – занимающаяся активной миссионерской деятельностью, что означает постоянный приток новых последователей. Среди них могут быть и разведенные люди. Так же следует учитывать что среди свидетелей Иеговы, много религиозно разделенных семей – 36%, которые могут распадаться, причем далеко не обязательно по вине свидетелей Иеговы. Следует отметить следующе – уровень разводов в США приблизительно одинаков среди всех христианских деноминаций и в среднем составляет 12%, что подтверждает предположение, о причинах уровня разведенных среди свидетелей Иеговы. И так если учесть эти данные, то уровень разводов среди пар свидетелей Иеговы будет приблизительно 7-8%, что меньше чем у других христианских деноминаций. Сравнение свидетелей Иеговы и индуистов по уровню разводов некорректно, так как это совершенно разные социальные  группы. Индуисты в США это в первую очередь эмигранты, сохраняющие религиозные традиции своей родины. Для эмигрантов крайне важны семейные отношения так как семья единственная опора в новом социуме. В индуизме браки до сих пор заключаются по воле родителей, отношение к разводам крайне негативное, дольно низкое и правовое положение жены. Терпеть плохое обращение мужа, а также всех его родственников считается одной из священных обязанностей жены в индуизме. Для мормонов и мусульман так же характерно негативное отношение к разводам и в США данные группы живут дольно обособлено. В целом уровень разводов в США достигает 50% так что 12% свидетелей Иеговы сравнительно не большее число и отнюдь не показатель моральности.


Educational_Distribution_by_Religious_Group_(2014)Educational_Distribution_by_Religious_Group_(2014)
5. Образование и доходы. Уровень доходов среди свидетелей Иеговы, а так же количество людей с высшим образованием действительно не высок. Впрочем свидетели Иеговы не делают доходы и образование самоцелью и показателем успехом. У них другие жизненные ценности и ориентиры. Если вспомнить слова Иисуса то “легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное”. Стремление  к простой и скромной жизни, одна из отличительных черт свидетелей Иеговы, которая противоречит ценностям современного потребительского общества.



6. Дети. Талызин пишет: “каков процент воспитанных Свидетелями детей, продолжает исповедовать эту религию в зрелом возрасте? Поразительно, но у СИ здесь самый низкий показатель - всего 34 %!”  Но в отчете речь идет совершено о другом. Данная таблица показывает какой процент верующих были воспитаны в данной религиозной группе, а сколько перешли в нее из других деноминаций. Наверное предубежденность ослепляет и Талызин не понял очевидного. Свидетели Иеговы проводят наиболее активную миссионерскую деятельность в мире, естественно, что  среди их последователей будет больше выходцев их других религиозных традиций, чем среди остальных религий. Эти данные совершенно не говорят о том, сколько детей свидетелей Иеговы исповедует религию своих родителей. Следует отметить один важный нюанс – в большинстве случаев свидетелями Иеговы становятся люди не ассоциирующие себя ни с одной религией, агностики и атеисты, что свидетельствует о определенном успехе проповеди свидетелей Иеговы этим категориям населения.


Gender_Composition_by_Religious_Group_(2014)
7. Гендерное соотношение. Действительно серьезную проблему в демографии свидетелей Иеговы Талызин пропустил. Речь идет о гендерном соотношении. Среди свидетелей Иеговы 35% мужчин и 65% женщин. Это в общем соответствует тенденциям – в христианских религиях женщин больше чем мужчин. Чем менее уважаемая религия, и чем более строги ее нормы, тем больше в такой  религии женщин, и меньше мужчин. Дело в том, что для мужчины гораздо важнее его социальный статус, общественное мнение, мужчины гораздо меньше склонны следовать правилам и религиозным нормам. Такая же проблема была и у первых христиан – оппоненты  называли их религией женщин, детей и бедняков.

Краткие выводы: демографические и статистические показатели свидетелей Иеговы  подвержены тем же тенденциям что и показатели общества в целом. В то время как численность традиционных христианских религий сокращается, численность свидетелей Иеговы остается стабильной, и даже по не многу растет. Свидетели Иеговы успешно проповедуют и обращают агностиков и атеистов. За исключением гендерной диспропорции нет оснований говорить о серьезных проблемах у свидетелей Иеговы.