(Прислано)
Цитаты:
мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и создателем всего мира, и спешим исповедать нашу веру, будучи убеждены и веруя, что такой награды могут достигнуть те, которые делами своими засвидетельствовали пред Богом верность в служении Ему и любовь к жизни у Него, недоступной для зла. Вот в кратких словах то, чего мы ожидаем, чему научились от Христа и что преподаем.
Апология 1.8
Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем..Нас обвиняют в безумии за то, что мы после неизменного и вечного Бога и Отца всего даем второе место распятому человеку. Апология 1.13
теперь посредством Сына следуем Единому Богу нерожденному..предали себя благому и нерожденному Богу. Апология 1.14
А что поклоняться должно одному Богу, так убеждает Он: "наибольшая заповедь есть следующая: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи от всего сердца твоего и от всей крепости твоей, Господу Богу, сотворившему тебя" (Мк.12.30). Когда некто подошел к Нему и сказал: "Учитель благий!", Он сказал в ответ: "никто не благ, как только один Бог, сотворивший все" (Мф. 19.16,17). Если же найдутся такие, которые не так живут как учил Христос, те-да будет известно- не христиане, хотя и произносят языком учение Христово: ибо Он учил, что не те спасутся, которые только говорят, но те, которые и дела делают. Он сказал так: "не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдет в царствие небесное, но исполняющий волю Отца Моего, который на небесах. Апология 1.16
..Он, Слово Божие, родился от Бога особенным образом и выше обыкновенного рождения..Апология 1.22
Иисус Христос, единый собственно Сын, родившийся от Бога, Слово Его и первенец и сила..Апология 1.23
..мы чрез Иисуса Христа презрели всех их (языческих богов) и посвятили себя рожденному и бесстрастному Богу..Апология 1.25
отец всего Бог возведет Христа, по воскресении Его из мертвых, на небо и удержит Его до тех пор, пока поразит враждующих на него демонов, и пока не исполнится число праведных и добродетельных, которых он предуведал , и для которых не привел еще в исполнение своего определения ..Апология 1.45
Мы научены, что Христос есть перворожденный Бога..По воле Отца всего и Господа Бога, Он родился как человек чрез деву и был назван 1исусом. был распят, умер и воскрес я восшел на небо..Апология 1.46
..а язычники, никогда не слыхавшие о Христе дотоле, пока апостолы Его не пришли из Иерусалима, не возвестили о Нем, и не сообщили пророчеств, - с радостью и верою отстали от идолов и предались чрез Христа нерожденному Богу. Апология 1.49
Он Первенец нерожденного Бога. Апология 1.53
..демоны о том только и стараются, чтобы отвести людей от Бога Творца и Его Перворожденного Христа Бога. Апология 1.58
..омываются тогда водою (крещения) во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Апология 1.61
Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом и апостолом, ибо Он возвещает все, что должно знать..И так иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы, по воле Отца, для спасения верующих Ему, и претерпел уничижение и страдание, чтобы смертью и воскресением своим победить смерть. Апология 1.63
..За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Отца Создателя всего, чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святого. Апология 1.67
Мы научены и убеждены и веруем, что Ему приятны только те, которые подражают Ему в Его совершенствах,- в целомудрии, правде и человеколюбии, и во всем, что достойно Бога, Который не именуется никаким определенным именем. Апология 1.10
Напротив Отцу всего, нерожденному, нет определенного имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец Бог Творец Господь и Владыка, - это не суть имена, во названия, взятые от благодеяний и дел Его. И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном Слово, прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил - хотя и называется Христом потому что помазан и потому что чрез Него Бог устроил все..Аполоия 2.6
Мы, после Бога, почитаем и любим Слово (Иисуса) .Апология 2. 13
Не будет никогда и от века не было другого Бога, Трифон, так я начал говорить ему,-кроме Того, который сотворил и устроил все нами видимое; и не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем одного и того же, который вывел отцов ваших из земли египетской рукою крепкою и мышцею высокою, не на другого кого уповаем (ибо нет другого), кроме того, на которого и вы,-Бога Авраама, Исаака и Иакова. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 11
..вы распяли Его, единого непорочного и праведного человека, язвами которого исцеляются все приходящие чрез Него к Отцу .. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 17
Лот необрезанный спасся из Содома потому что ангелы и сам Господь вывели его. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 19
мы всегда молим Бога чрез Иисуса Христа..-дабы мы после обращения к Богу чрез Христа были непорочны. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 30
Господь всего Отец возводит Его от земли и посаждает Его одесную Себя, доколе наконец положит врагов в подножие ног Его (Пс. 109.1) РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 32
слова псалма ясно проповедуют о вечном царе, то есть о Христе; ибо Христос назван царем, священником, Богом, Господом, Ангелом и человеком, начальником воинств, камнем, отроком рождаемым, сперва подъемлющим страдание, а потом восходящим на небо и опять имеющим придти со славою и наконец имеющим царство вечное, как я вам и доказываю из всех писании..те из язычников которые чрез Иисуса распятого познали Творца всего Бога. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 34
позволь мне прежде привести пророчества, какие хочу, для доказательства, что Христос от Духа Святого называется Богом и Господом..Вот псалом Давида: ..Пс 23.6-10. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 36
этого Христа признали Сыном Божиим, Который был прежде утренней звезды и луны..РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 45
Христос есть Бог..Он, будучи Бог, от начала существовал, как Сын Творца всего и родился человеком от девы..Он существовал прежде и по воле Отца благоволил родиться как человек...РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 48
явившийся Аврааму при дубе Мамврийском был Бог вместе с двумя ангелами, которые были посланы для осуждения Содома Другим, всегда пребывающим выше небес, никому не являвшимся и никогда прямо не беседовавшим. (здесь и далее Иустин доказывает что Богом,явившимуся Аврааму с двумя ангелами ,был Иисус)
Тот, Который в Писании представляется являвшимся Аврааму, Иакову и Моисею и называется Богом, есть иной, нежели Бог Творец всего, - иной, разумею, по числу, а не по воле, ибо я утверждаю, что Он делал только то, что сотворившему все Богу. выше Которого нет другого Бога, угодно было, чтоб Он делал и говорил.
один из тех трех есть Бог и впрочем называется ангелом, потому что, как я прежде сказал, Он возвещает волю Бога Творца всего тем, кому угодно Ему открыть ее;
ужели вы теперь, друзья, не понимаете, что один из этих трех, Который есть Бог и Господь и служит Сущему на небесах, есть Господь тех двух ангелов? Ибо в то время, как они отправились в Содом, Он остался и беседовал с Авраамом, как рассказано это у Моисея; когда Он после беседы удалился, Авраам возвратился в свое место. А когда Он пришел (в Содом), то уже не два ангела беседуют с Лотом, но Он Сам, как показывает слово (Божие), Который есть также Господь, принявшие от Господа на небе, т. е. от Творца всего, поручение совершить суд над Содомом и Гоморрою, изображенный в Писании гак: "Господь излил на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба" (Быт. 18.33; 19.1,10,16,25). РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 56
Тот, Который являлся патриархам и назван Богом, называется также ангелом и Господом чтобы из этого вы поняли, что Он служит Отцу всего. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 58
Тот Бог , который говорил Моисею, что Он Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, будет не Творец вселенной, но Тот, Который, как было показано, явился Аврааму и Иакову, Который служит воле Творца всего и в суде над Содомом служил также Его совету. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 60
как начало прежде всех тварей, Бог родил из Себя Самого некоторую разумную силу, которая от Духа Святого называется также славою Господа. то Сыном, то премудростью, то ангелом, то Богом, то Господом и Словом; Сам Он называет Себя также "вождем воинства", когда Он явился в образе человеческом Иисусу Навину . Ибо Он имеет все эти названия и от служения Своего воле Отеческой и от рождения по воле Отца.
(Иисус) Слово премудрости, то Самое, Которое есть Бог, рожденный от Отца всего, Слово и Премудрость и Сила и Слава Родившего; Оно чрез Соломона говорит так: "если Я возвещу вам то, что бывает ежедневно, - перечислю то, что есть от века. Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились; прежде всех холмов Он рождает Меня. Бог сотворил страну и пустыню и возвышенности, обитаемые под небом. Когда Он приготовлял небо, Я была с Ним, и когда Он определял престол Свой на ветрах, когда укреплял верхние облака и когда установлял источники бездны, когда утверждал основание земли, Я была с Ним, устрояя все. Мною Он радовался и Я ежедневно веселилась пред Ним во всякое время. потому что Он веселился совершив вселенную и веселился о сынах человеческих. Итак, Мой сын, послушай Меня. Блажен муж, который послушается Меня и человек, который будет следовать путям Моим, бодрствуя ежедневно при дверях Моих, наблюдая пороги Моих входов: ибо пути Мои суть пути жизни, и хотение уготовано от Господа. Но согрешающие против Меня нечестивы в отношении к своим собственным душам, и ненавидящие Меня любят смерть" (Пр.8.21-26).
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 61
приведу слова самого Моисея, из которых можем несомненно узнать, что Бог говорил к Какому-то от Него различному по числу и разумному Существу. Вот эти слова: "И сказал Бог: вот Адам стал, как один из Нас, чтобы знать доброе и злое"(Быт.3.22). Говоря "как один из Нас", Он указал на число Лиц, соприсущих друг другу, и по крайней мере двух.
Писание чрез Соломона показывает, что это самое порождение, называемое у Соломона премудростью, рождено Богом и как начало прежде всех тварей.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 62
-Пусть Он будет-возразил Трифон,-как показывают писания, Господь, Христос и Бог для вас язычников, которые от Его имени и называетесь все христианами; но нам, служителям Бога, Который создал и Его Самого, нет нужды исповедывать Его и поклоняться Ему. (Это слова Трифона Иудея к Иустину. Примечательно то,что Иустин не опровергает утверждение Трифона,что Бог создал Иисуса, а только доказывает ему,что Иисус достоин славы как назначеный Богом Царь : - "Боже, суд Твой дай царю. и правду Твою сыну царскому: пусть Он судит народ Твой с правдою и бедных Твоих с рассуждением. Пусть горы примут мир для народа и холмы правду. Он будет судить бедных народа и спасет сынов людей неимущих и смирит клеветника, и Он пребудет вместе с солнцем и прежде луны в роды родов" и проч. "Прежде солнца пребывает имя Его, и все племена земные благословятся чрез Него, все народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Который один творит дивное; и благословенно имя славы Его в век и в век века; и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет" (Пс.71.1-5, - 17,19). ).
Вспомните и другие слова, сказанные как я уже упомянул, также Давидом, в которых показано, что Он имеет придти с вышних небес и опять возвратится в тоже место, дабы вы призвали Его и Богом свыше пришедшим и человеком, бывшим среди человеков и имеющим опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 64
- И в книге Исхода Моисей таинственно возвестил, как мы также знаем, что имя Самого Бога, которое, по его словам, не было открыто ни Аврааму, ни Иакову, было Иисус. Сказано так: "и сказал Господь Моисею: скажи этому народу: вот Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим, чтобы он охранял тебя в пути, чтобы ввел тебя в землю, Мною приготовленную для тебя. Внимай Ему и слушайся Его, не восставай против Него, ибо Он не простит тебя; потому что имя Мое на Нем" (Исх. 20.22). Итак кто ввел отцов ваших в землю? Вникните наконец, что это был муж, названный именем Иисус, а прежде именовавшийся Авсием. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что имя того, который говорил Моисею: "имя Мое на Нем", было Иисус.
Итак, если мы знаем, что Бог являлся в столь различных образах Аврааму, Иакову и Моисею, то зачем сомневаемся и не хотим верить, что Он, по воле Отца всего, мог родиться от Девы человеком, особенно когда имеем столько мест из Писания, из которых ясно можно понять, что и это произошло по воле Отца?
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 75
Исаия называет Его "Ангелом великого совета" (Ис. 9.6), то не предсказывал ли. что Он имел быть Учителем того, чему научил по пришествии Своем? Он один открыто возвестил великие намерения Отца относительно всех тех, которые были или будут угодны Ему, так равно относительно отпавших от Его воли человеков и ангелов.
Давид предсказал, что "Он родится из чрева прежде солнца и луны" и показал, что Он, будучи Христос, есть Бог сильный и достопокланяемый.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 76
всякий демон побеждается и покоряется чрез заклинание именем этого Самого Сына Божия, "перворожденного всей твари" (Кол.1.15) РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 85
Тот же Иаков хвалится. что он с жезлом перешел реку. Он же говорил, что видел лестницу, и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог, но то не был Отец, как мы доказали из Писания. И когда Иаков на этом же месте излил елей на камень, то от Самого явившегося ему Бога получил свидетельство, что он помазал столп Богу явившемуся ему. А мы доказали, что Христос во многих местах Писания таинственно назван камнем;
Он получил от Отца названия: Царя, Христа, Священника, Ангела и другие подобные тому имена, какие Он имеет или имел.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 86
кто любит Бога всем сердцем и всею силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого бога, и согласно с волею Божией будет почитать того Ангела, которого любит Сам Господь Бог. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 93
Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 96
мы признаем Его (Иисуса) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей.. И так как в писаниях Его апостолов написано, что Он Сын Божий, то и мы называем Его Сыном, и знаем, что Он существует прежде всех тварей и произошел от Отца силою и волею Его:
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 100
сверх того Он показывает, что и Сам будет спасен тем же Богом, но не хвалится тем, что Он сделает что-нибудь Своею волею и силою. Так он поступал и на земле. Когда некто "казал Ему: учитель благий! то Он отвечал: "зачем ты называешь Меня благим? Один только благ, это Отец мой небесный".
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 101
Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога сотворившего все и у Него одного искать спасения и помощи.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 102
Он был Единородный у Отца всего, собственно от Него рожденный, как Слово и Сила
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 105
Он (Иисус) увещевал всех боящихся Бога хвалить Бога за помилование всего рода верующих людей
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 106
молимся, чтобы все вы хоть теперь раскаялись и получили милость от Всеблагого и многомилостивого Отца всего - Бога.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 108
Между тем совершенно нет, ни одного народа,-варваров или эллинов, или другим каким-нибудь именем называемых, кочующих, или бездомных, или ведущих пастушескую жизнь и живущих в палатках 353), между которыми не были бы приносимы молитвы и благодарения Отцу и Творцу всего именем распятого Иисуса.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 117
Иаков боролся с Тем, кто только явился, как служитель воли Отца, а на самом деле Бог, Сын, рожденный прежде всех творений.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 125
Если бы вы, Трифон. знали, кто Тот, Который назван Ангелом великого совета, у Иезекииля- Мужем, у Даниила-подобным Сыну человеческому у Исаии-Отроком, у Давида-Христом и достопокланяемым Богом, у многих Христом и Камнем, у Соломона-Премудростью, у Моисея-Иосифом, Иудою и Звездою, у Захарии-Востоком и еще у Исаии- Страдальцем, Иаковом, Израилем, Жезлом, Цветом, Камнем краеугольным и Сыном Божиим, если бы вы знали это, то не хулили бы Того, Который уже пришел, родился, страдал и вознесся на небо. Который и опять придет и тогда восплачут двенадцать колен ваших. Если бы вы поняли пророческие слова, то но отвергали бы того, что Он есть Бог, Сын Единого нерожденного и неизреченного Бога.
Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его.
в то время, как люди ваши пожелали есть мяса и Моисей не поверил Тому, Который назвав здесь Ангелом, когда Он обещал им насыщение от Бога,- тогда Он, будучи и Бог и Ангел посланный от Отца, как повествуется, сказал и сделал это.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 126
неизреченный Отец и Господь всего не приходит в какое-либо место, не ходит, не спит и не встает, но пребывает в Своей стране, какая бы она ни была, ясно видит и слышит, не глазами ил0 ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает и никто из нас не скрыт от Него; Он недвижим и необъемлем каким-либо местом, ни даже целым миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир. Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь или быть видимым кому-нибудь или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него, и сам Моисей не мог войти в Скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою, и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа, но она видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его,
Ибо если не так будем понимать Писания, то выйдет, что Отец и Господь всего не был на небесах, когда Моисеем сказано: "И послал Господь на Содом огонь и серу от Господа с неба" (Быт. 19.24), и еще когда сказано Давидом: "поднимите ворота ваши, князи, и поднимитесь вы, ворота вечные, и внидет Царь славы" (Пс. 23.7) и "Господь сказал Господу моему: сиди по правую сторону Мою, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 100.1).
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 127
Христос, Который есть Господь и по естеству Бог , Сын Божий. силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом.
эта Сила (Иисус) рождена от Отца силою и волею Его, но не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца, подобно всем прочим вещам, которые делятся и раздробляются, и не остаются теми же, какими были прежде разделения; и для примера я взял то, как мы видим, что от огня зажигаются другие огни, тогда как нисколько не уменьшился тот огонь, от которого могут загореться многие огни, а остается таким же.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 128
Когда говорит: "Господь низвел огонь с неба" (Быт. 19.24), то этим пророческое слово указывает на двоих по числу: одного, находящегося на земле, Который, говорит Писание, сошел видеть вопль Содомлян, а другого, пребывающего на небесах, Который есть Господь Господа, находившегося на земле, как Отец и Бог, и Виновник того, что Он могуществен и есть Господь и Бог.
.. по свидетельству Писания, это Порождение рождено от Отца прежде всех тварей; и что Рожденное ест по числу другое от Рождающего, с этим всякий согласится.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 129
Апология 1.8
Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем..Нас обвиняют в безумии за то, что мы после неизменного и вечного Бога и Отца всего даем второе место распятому человеку. Апология 1.13
теперь посредством Сына следуем Единому Богу нерожденному..предали себя благому и нерожденному Богу. Апология 1.14
А что поклоняться должно одному Богу, так убеждает Он: "наибольшая заповедь есть следующая: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи от всего сердца твоего и от всей крепости твоей, Господу Богу, сотворившему тебя" (Мк.12.30). Когда некто подошел к Нему и сказал: "Учитель благий!", Он сказал в ответ: "никто не благ, как только один Бог, сотворивший все" (Мф. 19.16,17). Если же найдутся такие, которые не так живут как учил Христос, те-да будет известно- не христиане, хотя и произносят языком учение Христово: ибо Он учил, что не те спасутся, которые только говорят, но те, которые и дела делают. Он сказал так: "не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдет в царствие небесное, но исполняющий волю Отца Моего, который на небесах. Апология 1.16
..Он, Слово Божие, родился от Бога особенным образом и выше обыкновенного рождения..Апология 1.22
Иисус Христос, единый собственно Сын, родившийся от Бога, Слово Его и первенец и сила..Апология 1.23
..мы чрез Иисуса Христа презрели всех их (языческих богов) и посвятили себя рожденному и бесстрастному Богу..Апология 1.25
отец всего Бог возведет Христа, по воскресении Его из мертвых, на небо и удержит Его до тех пор, пока поразит враждующих на него демонов, и пока не исполнится число праведных и добродетельных, которых он предуведал , и для которых не привел еще в исполнение своего определения ..Апология 1.45
Мы научены, что Христос есть перворожденный Бога..По воле Отца всего и Господа Бога, Он родился как человек чрез деву и был назван 1исусом. был распят, умер и воскрес я восшел на небо..Апология 1.46
..а язычники, никогда не слыхавшие о Христе дотоле, пока апостолы Его не пришли из Иерусалима, не возвестили о Нем, и не сообщили пророчеств, - с радостью и верою отстали от идолов и предались чрез Христа нерожденному Богу. Апология 1.49
Он Первенец нерожденного Бога. Апология 1.53
..демоны о том только и стараются, чтобы отвести людей от Бога Творца и Его Перворожденного Христа Бога. Апология 1.58
..омываются тогда водою (крещения) во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Апология 1.61
Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом и апостолом, ибо Он возвещает все, что должно знать..И так иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы, по воле Отца, для спасения верующих Ему, и претерпел уничижение и страдание, чтобы смертью и воскресением своим победить смерть. Апология 1.63
..За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Отца Создателя всего, чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святого. Апология 1.67
Мы научены и убеждены и веруем, что Ему приятны только те, которые подражают Ему в Его совершенствах,- в целомудрии, правде и человеколюбии, и во всем, что достойно Бога, Который не именуется никаким определенным именем. Апология 1.10
Напротив Отцу всего, нерожденному, нет определенного имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец Бог Творец Господь и Владыка, - это не суть имена, во названия, взятые от благодеяний и дел Его. И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном Слово, прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил - хотя и называется Христом потому что помазан и потому что чрез Него Бог устроил все..Аполоия 2.6
Мы, после Бога, почитаем и любим Слово (Иисуса) .Апология 2. 13
Не будет никогда и от века не было другого Бога, Трифон, так я начал говорить ему,-кроме Того, который сотворил и устроил все нами видимое; и не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем одного и того же, который вывел отцов ваших из земли египетской рукою крепкою и мышцею высокою, не на другого кого уповаем (ибо нет другого), кроме того, на которого и вы,-Бога Авраама, Исаака и Иакова. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 11
..вы распяли Его, единого непорочного и праведного человека, язвами которого исцеляются все приходящие чрез Него к Отцу .. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 17
Лот необрезанный спасся из Содома потому что ангелы и сам Господь вывели его. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 19
мы всегда молим Бога чрез Иисуса Христа..-дабы мы после обращения к Богу чрез Христа были непорочны. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 30
Господь всего Отец возводит Его от земли и посаждает Его одесную Себя, доколе наконец положит врагов в подножие ног Его (Пс. 109.1) РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 32
слова псалма ясно проповедуют о вечном царе, то есть о Христе; ибо Христос назван царем, священником, Богом, Господом, Ангелом и человеком, начальником воинств, камнем, отроком рождаемым, сперва подъемлющим страдание, а потом восходящим на небо и опять имеющим придти со славою и наконец имеющим царство вечное, как я вам и доказываю из всех писании..те из язычников которые чрез Иисуса распятого познали Творца всего Бога. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 34
позволь мне прежде привести пророчества, какие хочу, для доказательства, что Христос от Духа Святого называется Богом и Господом..Вот псалом Давида: ..Пс 23.6-10. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 36
этого Христа признали Сыном Божиим, Который был прежде утренней звезды и луны..РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 45
Христос есть Бог..Он, будучи Бог, от начала существовал, как Сын Творца всего и родился человеком от девы..Он существовал прежде и по воле Отца благоволил родиться как человек...РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 48
явившийся Аврааму при дубе Мамврийском был Бог вместе с двумя ангелами, которые были посланы для осуждения Содома Другим, всегда пребывающим выше небес, никому не являвшимся и никогда прямо не беседовавшим. (здесь и далее Иустин доказывает что Богом,явившимуся Аврааму с двумя ангелами ,был Иисус)
Тот, Который в Писании представляется являвшимся Аврааму, Иакову и Моисею и называется Богом, есть иной, нежели Бог Творец всего, - иной, разумею, по числу, а не по воле, ибо я утверждаю, что Он делал только то, что сотворившему все Богу. выше Которого нет другого Бога, угодно было, чтоб Он делал и говорил.
один из тех трех есть Бог и впрочем называется ангелом, потому что, как я прежде сказал, Он возвещает волю Бога Творца всего тем, кому угодно Ему открыть ее;
ужели вы теперь, друзья, не понимаете, что один из этих трех, Который есть Бог и Господь и служит Сущему на небесах, есть Господь тех двух ангелов? Ибо в то время, как они отправились в Содом, Он остался и беседовал с Авраамом, как рассказано это у Моисея; когда Он после беседы удалился, Авраам возвратился в свое место. А когда Он пришел (в Содом), то уже не два ангела беседуют с Лотом, но Он Сам, как показывает слово (Божие), Который есть также Господь, принявшие от Господа на небе, т. е. от Творца всего, поручение совершить суд над Содомом и Гоморрою, изображенный в Писании гак: "Господь излил на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба" (Быт. 18.33; 19.1,10,16,25). РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 56
Тот, Который являлся патриархам и назван Богом, называется также ангелом и Господом чтобы из этого вы поняли, что Он служит Отцу всего. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 58
Тот Бог , который говорил Моисею, что Он Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, будет не Творец вселенной, но Тот, Который, как было показано, явился Аврааму и Иакову, Который служит воле Творца всего и в суде над Содомом служил также Его совету. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 60
как начало прежде всех тварей, Бог родил из Себя Самого некоторую разумную силу, которая от Духа Святого называется также славою Господа. то Сыном, то премудростью, то ангелом, то Богом, то Господом и Словом; Сам Он называет Себя также "вождем воинства", когда Он явился в образе человеческом Иисусу Навину . Ибо Он имеет все эти названия и от служения Своего воле Отеческой и от рождения по воле Отца.
(Иисус) Слово премудрости, то Самое, Которое есть Бог, рожденный от Отца всего, Слово и Премудрость и Сила и Слава Родившего; Оно чрез Соломона говорит так: "если Я возвещу вам то, что бывает ежедневно, - перечислю то, что есть от века. Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились; прежде всех холмов Он рождает Меня. Бог сотворил страну и пустыню и возвышенности, обитаемые под небом. Когда Он приготовлял небо, Я была с Ним, и когда Он определял престол Свой на ветрах, когда укреплял верхние облака и когда установлял источники бездны, когда утверждал основание земли, Я была с Ним, устрояя все. Мною Он радовался и Я ежедневно веселилась пред Ним во всякое время. потому что Он веселился совершив вселенную и веселился о сынах человеческих. Итак, Мой сын, послушай Меня. Блажен муж, который послушается Меня и человек, который будет следовать путям Моим, бодрствуя ежедневно при дверях Моих, наблюдая пороги Моих входов: ибо пути Мои суть пути жизни, и хотение уготовано от Господа. Но согрешающие против Меня нечестивы в отношении к своим собственным душам, и ненавидящие Меня любят смерть" (Пр.8.21-26).
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 61
приведу слова самого Моисея, из которых можем несомненно узнать, что Бог говорил к Какому-то от Него различному по числу и разумному Существу. Вот эти слова: "И сказал Бог: вот Адам стал, как один из Нас, чтобы знать доброе и злое"(Быт.3.22). Говоря "как один из Нас", Он указал на число Лиц, соприсущих друг другу, и по крайней мере двух.
Писание чрез Соломона показывает, что это самое порождение, называемое у Соломона премудростью, рождено Богом и как начало прежде всех тварей.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 62
-Пусть Он будет-возразил Трифон,-как показывают писания, Господь, Христос и Бог для вас язычников, которые от Его имени и называетесь все христианами; но нам, служителям Бога, Который создал и Его Самого, нет нужды исповедывать Его и поклоняться Ему. (Это слова Трифона Иудея к Иустину. Примечательно то,что Иустин не опровергает утверждение Трифона,что Бог создал Иисуса, а только доказывает ему,что Иисус достоин славы как назначеный Богом Царь : - "Боже, суд Твой дай царю. и правду Твою сыну царскому: пусть Он судит народ Твой с правдою и бедных Твоих с рассуждением. Пусть горы примут мир для народа и холмы правду. Он будет судить бедных народа и спасет сынов людей неимущих и смирит клеветника, и Он пребудет вместе с солнцем и прежде луны в роды родов" и проч. "Прежде солнца пребывает имя Его, и все племена земные благословятся чрез Него, все народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Который один творит дивное; и благословенно имя славы Его в век и в век века; и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет" (Пс.71.1-5, - 17,19). ).
Вспомните и другие слова, сказанные как я уже упомянул, также Давидом, в которых показано, что Он имеет придти с вышних небес и опять возвратится в тоже место, дабы вы призвали Его и Богом свыше пришедшим и человеком, бывшим среди человеков и имеющим опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 64
- И в книге Исхода Моисей таинственно возвестил, как мы также знаем, что имя Самого Бога, которое, по его словам, не было открыто ни Аврааму, ни Иакову, было Иисус. Сказано так: "и сказал Господь Моисею: скажи этому народу: вот Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим, чтобы он охранял тебя в пути, чтобы ввел тебя в землю, Мною приготовленную для тебя. Внимай Ему и слушайся Его, не восставай против Него, ибо Он не простит тебя; потому что имя Мое на Нем" (Исх. 20.22). Итак кто ввел отцов ваших в землю? Вникните наконец, что это был муж, названный именем Иисус, а прежде именовавшийся Авсием. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что имя того, который говорил Моисею: "имя Мое на Нем", было Иисус.
Итак, если мы знаем, что Бог являлся в столь различных образах Аврааму, Иакову и Моисею, то зачем сомневаемся и не хотим верить, что Он, по воле Отца всего, мог родиться от Девы человеком, особенно когда имеем столько мест из Писания, из которых ясно можно понять, что и это произошло по воле Отца?
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 75
Исаия называет Его "Ангелом великого совета" (Ис. 9.6), то не предсказывал ли. что Он имел быть Учителем того, чему научил по пришествии Своем? Он один открыто возвестил великие намерения Отца относительно всех тех, которые были или будут угодны Ему, так равно относительно отпавших от Его воли человеков и ангелов.
Давид предсказал, что "Он родится из чрева прежде солнца и луны" и показал, что Он, будучи Христос, есть Бог сильный и достопокланяемый.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 76
всякий демон побеждается и покоряется чрез заклинание именем этого Самого Сына Божия, "перворожденного всей твари" (Кол.1.15) РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 85
Тот же Иаков хвалится. что он с жезлом перешел реку. Он же говорил, что видел лестницу, и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог, но то не был Отец, как мы доказали из Писания. И когда Иаков на этом же месте излил елей на камень, то от Самого явившегося ему Бога получил свидетельство, что он помазал столп Богу явившемуся ему. А мы доказали, что Христос во многих местах Писания таинственно назван камнем;
Он получил от Отца названия: Царя, Христа, Священника, Ангела и другие подобные тому имена, какие Он имеет или имел.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 86
кто любит Бога всем сердцем и всею силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого бога, и согласно с волею Божией будет почитать того Ангела, которого любит Сам Господь Бог. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 93
Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 96
мы признаем Его (Иисуса) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей.. И так как в писаниях Его апостолов написано, что Он Сын Божий, то и мы называем Его Сыном, и знаем, что Он существует прежде всех тварей и произошел от Отца силою и волею Его:
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 100
сверх того Он показывает, что и Сам будет спасен тем же Богом, но не хвалится тем, что Он сделает что-нибудь Своею волею и силою. Так он поступал и на земле. Когда некто "казал Ему: учитель благий! то Он отвечал: "зачем ты называешь Меня благим? Один только благ, это Отец мой небесный".
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 101
Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога сотворившего все и у Него одного искать спасения и помощи.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 102
Он был Единородный у Отца всего, собственно от Него рожденный, как Слово и Сила
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 105
Он (Иисус) увещевал всех боящихся Бога хвалить Бога за помилование всего рода верующих людей
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 106
молимся, чтобы все вы хоть теперь раскаялись и получили милость от Всеблагого и многомилостивого Отца всего - Бога.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 108
Между тем совершенно нет, ни одного народа,-варваров или эллинов, или другим каким-нибудь именем называемых, кочующих, или бездомных, или ведущих пастушескую жизнь и живущих в палатках 353), между которыми не были бы приносимы молитвы и благодарения Отцу и Творцу всего именем распятого Иисуса.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 117
Иаков боролся с Тем, кто только явился, как служитель воли Отца, а на самом деле Бог, Сын, рожденный прежде всех творений.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 125
Если бы вы, Трифон. знали, кто Тот, Который назван Ангелом великого совета, у Иезекииля- Мужем, у Даниила-подобным Сыну человеческому у Исаии-Отроком, у Давида-Христом и достопокланяемым Богом, у многих Христом и Камнем, у Соломона-Премудростью, у Моисея-Иосифом, Иудою и Звездою, у Захарии-Востоком и еще у Исаии- Страдальцем, Иаковом, Израилем, Жезлом, Цветом, Камнем краеугольным и Сыном Божиим, если бы вы знали это, то не хулили бы Того, Который уже пришел, родился, страдал и вознесся на небо. Который и опять придет и тогда восплачут двенадцать колен ваших. Если бы вы поняли пророческие слова, то но отвергали бы того, что Он есть Бог, Сын Единого нерожденного и неизреченного Бога.
Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его.
в то время, как люди ваши пожелали есть мяса и Моисей не поверил Тому, Который назвав здесь Ангелом, когда Он обещал им насыщение от Бога,- тогда Он, будучи и Бог и Ангел посланный от Отца, как повествуется, сказал и сделал это.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 126
неизреченный Отец и Господь всего не приходит в какое-либо место, не ходит, не спит и не встает, но пребывает в Своей стране, какая бы она ни была, ясно видит и слышит, не глазами ил0 ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает и никто из нас не скрыт от Него; Он недвижим и необъемлем каким-либо местом, ни даже целым миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир. Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь или быть видимым кому-нибудь или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него, и сам Моисей не мог войти в Скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою, и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа, но она видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его,
Ибо если не так будем понимать Писания, то выйдет, что Отец и Господь всего не был на небесах, когда Моисеем сказано: "И послал Господь на Содом огонь и серу от Господа с неба" (Быт. 19.24), и еще когда сказано Давидом: "поднимите ворота ваши, князи, и поднимитесь вы, ворота вечные, и внидет Царь славы" (Пс. 23.7) и "Господь сказал Господу моему: сиди по правую сторону Мою, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 100.1).
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 127
Христос, Который есть Господь и по естеству Бог , Сын Божий. силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом.
эта Сила (Иисус) рождена от Отца силою и волею Его, но не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца, подобно всем прочим вещам, которые делятся и раздробляются, и не остаются теми же, какими были прежде разделения; и для примера я взял то, как мы видим, что от огня зажигаются другие огни, тогда как нисколько не уменьшился тот огонь, от которого могут загореться многие огни, а остается таким же.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 128
Когда говорит: "Господь низвел огонь с неба" (Быт. 19.24), то этим пророческое слово указывает на двоих по числу: одного, находящегося на земле, Который, говорит Писание, сошел видеть вопль Содомлян, а другого, пребывающего на небесах, Который есть Господь Господа, находившегося на земле, как Отец и Бог, и Виновник того, что Он могуществен и есть Господь и Бог.
.. по свидетельству Писания, это Порождение рождено от Отца прежде всех тварей; и что Рожденное ест по числу другое от Рождающего, с этим всякий согласится.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 129
Выводы на основании высказываний Иустина:
1. Для Иустина Отец это-1. Истинный Бог. Апология 1.13
2. Единственный Бог нерожденный. Апология 1.14
3. Отец всего. Апология 1.45
4. Владыка всего. Апология 1.61
5. Создатель всего. Апология 1.67
6. Господь всего Отец. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 32
7. Христиане стремятся пребывать с Богом, Отцом и Создателем всего мира. Апология 1.8
8. Христиане следуют Единому Богу нерожденному..предали себя благому и нерожденному Богу. Апология 1.14
9. Поклоняться нужно только Богу Отцу. Апология 1.16
10. Христиане презрели всех языческих богов и посвятили себя рожденному и бесстрастному Богу..Апология 1.25
11. язычники с радостью и верою отстали от идолов и предались чрез Христа нерожденному Богу. Апология 1.49
12. За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Отца Создателя всего. Апология 1.67
13. Христиане всегда молятся Богу Отцу через Иисуса. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 30
14. Мы должны надеяться на Бога Отца сотворившего все и у Него одного искать спасения и помощи.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 102
15. У Отца нет определенного имени. Он выше любых имен. Апология 1.10. Апология 2.6
16. Имя которое было открыто Моисею-это имя Иисус. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 75
17.Неизреченный Бог Отец не приходит в какое либо место, Он недвижим и необъемлем каким-либо местом и даже миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир. Он никогда и никому не являлся на земле и ни с кем не разговаривал. Все явления Бога в Ветхом Завете ,это явления Иисуса. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 127
В высказываниях Иустина о Боге Отце видна одна важная мысль,которая отличает его Богопочитание от религиозной практики большинства современных тринитарных церквей . Если в центре духовной жизни и поклонении тринитарных христиан на первом месте стоит Иисус,а Бог Отец практически предан забвению,то Иустин как раз именно Отца ставит в центр духовной жизни христианина,как мы это видим у апостолов и самого Господа Иисуса. Иустин говорит о том,что христиане должны следовать за Богом Отцом, пребывать постоянно с Ним, предавать себя Ему,поклоняться Ему,молиться Ему в своих нуждах и благодарить Его!
2. Для Иустина Иисус это-
1. Сын истинного Бога. . Апология 1.13
2. Единый собственно Сын, родившийся от Бога, Слово Его и первенец и сила.Апология 1.23
3. Первенец нерожденного Бога. Апология 1.53
4. Вечный царь. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 34
5. Бог и Господь. . РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 36
6. Был прежде утренней звезды и луны. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 45
7. Бог, рожденный от Отца всего, Слово и Премудрость и Сила и Слава Родившего.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 61
8. По утверждению Трифона- Бог создал Иисуса. Иустин это не опровергал. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 64
9. Произошел от Отца силою и волею Его:
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 100
10. Единородный у Отца всего, собственно от Него рожденный, как Слово и Сила
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 105
11.вечный Священник Бога. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 96
12. Иисус учит нас, что все мы должны надеяться на Бога сотворившего все и у Него одного искать спасения и помощи.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 102
13. (Иисус) увещевал всех боящихся Бога хвалить Бога за помилование всего рода верующих людей
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 106
14. Служитель воли Отца.
РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ 125
15. Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте. Апология 1.13
16. Мы, после Бога, почитаем и любим Слово (Иисуса) .Апология 2.13
В учении Иустина Иисус принципиально не равен Отцу. Для него Иисус исполнитель воли Отца, Его слово и слава. Второй другой Бог,который ниже Отца.
3. Иустин о св.Духе-" Но как Его (Бога), так и пришедшего от Него Сына ..равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною."
Апология 1.6
" Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем..Нас обвиняют в безумии за то, что мы после неизменного и вечного Бога и Отца всего даем второе место распятому человеку. Апология 1.13
..омываются тогда водою (крещения) во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Апология 1.61
О св.Духе Иустин упоминает ещё только в словооборотах,типа : "св.Дух пророческий сказал.." и всё.
В своих трудах Иустин почти ничего не говорит о св.Духе. Нет ни одного ясного высказывания ни о поклонении ему,ни о его почитании. В отличаи от Иисуса Христа, ни разу не называет св.Дух Богом.
Слова из Апологии 1.6 «Но как Его (Бога), так и пришедшего от Него Сына ..равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною» нельзя рассматривать как бесспорное свидетельство о поклонении св.Духу или существовании Бога троицы. Эта цитата из Иустина полностью выглядит так:
«Но как Его, так и пришедшего от Него Сына и предавшего нам это учение, вместе с воинством прочих, последующих и уподобляющихся Ему благих ангелов, равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною»
Заметим, что после Бога и пришедшего от Него Сына, Иустин говорит о добрых ангелах,и только в самом конце говорит о св.Духе. И подитоживает предложение словами : «чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною».
вопрос: Говорит ли здесь Иустин о поклонении ангелам на равне с Богом Отцом? Или к ангелам Иустин относит только слова : «воздавая честь словом и истиною»? Любой тринитарный христианин согласится,что Иустин не в коем случае не говорит о поклонении ангелам, а только о воздании чести словом, о проявлении уважения к ним. Тогда можно задать другой вопрос: Если слова «чтим и поклоняемся» не могут относиться к ангелам, хотя Иустин упоминает о них сразу после Отца и Сына и перед св.Духом, почему тогда слова «чтим и поклоняемся» должны относиться именно к св.Духу? Не разумнее ли предположить,что в этом отрывке и к св.Духу Иустин относит только слова о проявлении уважения,учитывая вообще все высказывания Иустина о Боге и св.Духе в его трудах?
4. Верил ли Иустин в троицу?
Вопросы:
1. Если Иустин поклонялся Богу в трёх лицах, почему тогда только Отца именует единственным истинным Богом,единственным Владыкой всего, но никогда так не называет Сына или св.Духа?
2. Если Иустин верил в Бога,как состоящего из трех равных совечных личностей, почему подчеркивает неравенство и подчиненность Сына по отношению к Отцу и говорит, что он произошел от Отца силою и волею Его?
3. Если св.Дух третья личность Божества, почему Иустин не разу не называет св.Дух Богом?
4. Почему Иустин просто не сказал,что Отец,Сын и св.Дух это один Бог?
Слова из Апологии 1.6 «Но как Его (Бога), так и пришедшего от Него Сына ..равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною» нельзя рассматривать как бесспорное свидетельство о поклонении св.Духу или существовании Бога троицы. Эта цитата из Иустина полностью выглядит так:
«Но как Его, так и пришедшего от Него Сына и предавшего нам это учение, вместе с воинством прочих, последующих и уподобляющихся Ему благих ангелов, равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною»
Заметим, что после Бога и пришедшего от Него Сына, Иустин говорит о добрых ангелах,и только в самом конце говорит о св.Духе. И подитоживает предложение словами : «чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною».
вопрос: Говорит ли здесь Иустин о поклонении ангелам на равне с Богом Отцом? Или к ангелам Иустин относит только слова : «воздавая честь словом и истиною»? Любой тринитарный христианин согласится,что Иустин не в коем случае не говорит о поклонении ангелам, а только о воздании чести словом, о проявлении уважения к ним. Тогда можно задать другой вопрос: Если слова «чтим и поклоняемся» не могут относиться к ангелам, хотя Иустин упоминает о них сразу после Отца и Сына и перед св.Духом, почему тогда слова «чтим и поклоняемся» должны относиться именно к св.Духу? Не разумнее ли предположить,что в этом отрывке и к св.Духу Иустин относит только слова о проявлении уважения,учитывая вообще все высказывания Иустина о Боге и св.Духе в его трудах?
4. Верил ли Иустин в троицу?
Вопросы:
1. Если Иустин поклонялся Богу в трёх лицах, почему тогда только Отца именует единственным истинным Богом,единственным Владыкой всего, но никогда так не называет Сына или св.Духа?
2. Если Иустин верил в Бога,как состоящего из трех равных совечных личностей, почему подчеркивает неравенство и подчиненность Сына по отношению к Отцу и говорит, что он произошел от Отца силою и волею Его?
3. Если св.Дух третья личность Божества, почему Иустин не разу не называет св.Дух Богом?
4. Почему Иустин просто не сказал,что Отец,Сын и св.Дух это один Бог?
Хорошая подборка цитат. Спасибо.
ОтветитьУдалить