воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Отношение свидетелей Иеговы к ненависти

Свидетелей Иеговы  обвиняют в воспитании ненависти к бывшим членам их религиозной организации, критикам, другим конфессиям, и вообще к людям которые не разделяют их взглядов. Обосновывается это, как впрочем и многие другие обвинения, методами манипуляции с  цитатами. Вырывание нужной цитаты из контекста, составление списка цитат, предвзятая трактовка, искажение значения используемых в цитате понятий,  искажение цитат при переводе и еще десятки различных уловок позволяют, на первый взгляд, правдоподобно доказать что свидетели Иеговы считают ненависть вполне приемлемым и даже необходимым чувством. Но разве вы слышали, что бы свидетели Иеговы пикетировали богослужения других конфессий, совершали нападения на представителей других религий, совершали акты вандализма, требовали ограничить  права других религий? Разве с гримасой  ненависти к вам подходили свидетели Иеговы на улице, или приходили к Вам домой? Даже при богатом воображении сложно воспринять искреннюю и благожелательную улыбку свидетелей Иеговы , как  признак ненависти. Этих простых и очевидных вопросов вполне достаточно для того.что бы заподозрить, что в обвинении свидетелей Иеговы в ненависти что-то не так. Но с другой стороны есть цитаты, подлинность  которых никто не подвергает сомнению. Может свидетели Иеговы такие искусные лицемеры и обманщики? Или может критики что-то не понимают,искажают или недоговаривают? Для того что бы разобраться в этих вопросах нужно исследовать контекст, используемых критиками, цитат, установить как свидетели Иеговы понимают понятие “ненависть”, сравнить понимание и применение этого понятия в других религиозных конфессиях и деноминациях, и главное рассмотреть, что под ненавистью подразумевается в Библии.
Наиболее известная цитата, используемая  для обвинения свидетелей Иеговы в ненависти взята из  журнала “Сторожевая Башня” за 1 октября 1952 года:
«Мы должны ненавидить в истеннейшем значении, т.е. относиться с крайней и живой неприязнью, рассматривать как нечто противное, гнусное, мерзкое, испытывать отвращение. Конечно любой ненавистник Бога недостоин жить на его прекрасной земле : Как вы поступаете с кем-нибудь, кто Вам неприятен или противен, кого Вы не переносите и ненавидите? Ответ прост. Вы уходите от него или удаляете его из вашего присутствия».
Вот как выглядит абзац из которого взята эта цитата в оригинале:
*** w52 10/1 p. 599 par. 11 A Strong Refuge Today ***Haters of God and his people are to be hated, but this does not mean that we will take any opportunity of bringing physical hurt to them in a spirit of malice or spite, for both malice and spite belong to the Devil, whereas pure hatred does not. We must hate in the truest sense, which is to regard with extreme and active aversion, to consider as loathsome, odious, filthy, to detest. Surely any haters of God are not fit to live on his beautiful earth. The earth will be rid of the wicked and we shall not need to lift a finger to cause physical harm to come to them, for God will attend to that, but we must have a proper perspective of these enemies. His name signifies recompense to the enemies.
Для непредвзятого читателя владеющего английским языком все предельно ясно,  антикультист Уолтер Мартин в своей книге “Царство Культов” умудряется заявить, что “чем эта [чистая] ненависть отличается от всем нам известной, «Сторожевая башня» даже не пытается объяснить”.  Хотя из содержания цитаты очевидно, что под ненавистью имеется ввиду не желание  причинить вред ненавистникам Бога, а избегание общения с такими людьми. В следующем абзаце той же статьи говорится: “What do you do with anything loathsome or repugnant that you detest and abhor? The answer is simple. You get away from it or remove it from your presence. You do not want to have anything at all to do with it. This must be exactly our attitude toward the haters of Jehovah”.  Наверное оборот “ненавидить в истеннейшем значении”  используется для предания цитате дополнительного негативного оттенка, хотя возможно что это ошибка переводчика, поскольку фраза “truest sense” означает “прямое значение слова”.
Для многих, употребление слова “ненавидеть” в значении “испытывать отвращение”, “относится с неприязнью”, покажется  странным и неправомерным. Это не удивительно так, как  существуют разные определения ненависти. Вот опредления ненависти из нескольких словарей:
Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
НЕНАВИСТЬ  Глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или объекту. Обычно считается, что ненависть характеризуется (а) желанием причинить вред или боль объекту эмоции (б) чувствами удовольствия от неудач объекта.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
НЕНАВИСТЬ  – стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.
Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.
Ненависть  (от не- и навидеть «охотно смотреть») – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-л., чему-л., часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции.
Ненависть, ненавидеть. Н. (ее противоположность - -> любовь) - это эмоциональное неприятие ч.-л. или к.-л. В своих крайних ф-мах Н. может проявляться в попытках уничтожить ненавидимое.
Обвиняя свидетелей Иеговы в ненависти, критики стараются приписать им ненависть, в обычном, наиболее распространенном значении “интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или объекту”, “желанием причинить вред или боль”, хотя сами свидетели Иеговы используют  это слово по отношению к противникам в значении “эмоциональное неприятие”.
Значение каком используется слово “ненависть” свидетелями Иеговы, главным и непосредственным образом влияет использование этого понятия в Библии. В статье “Сторожевой башни”  за 15 июля 1992 года “Христос возненавидел беззаконие – а ты?” говорилось: “В Слове Бога слово «ненависть» употребляется в трех различных значениях. Есть ненависть, которая вызывается злобой и которая ищет возможности причинить вред своему объекту… . Далее, слово «ненависть» употребляется в Писаниях в смысле меньше любить. Например, Иисус сказал: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Луки 14:26). И есть еще одно значение слова «ненависть», которое нас особенно интересует здесь. Оно содержит мысль такого сильного чувства неприязни или сильного отвращения к кому-нибудь или к чему-нибудь, что мы избегаем иметь что-либо общее с таким человеком или предметом.”
В той же статье про отношение к  отступничеству сказано:
*** w92 15/7 с. 12 абз. 19 Христос возненавидел беззаконие – а ты? ***19 Обязанность ненавидеть беззаконие также относится к любой деятельности отступников. Наше отношение к отступникам должно быть таким же, как и у Давида, который заявил: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистию ненавижу их; враги они мне» (Псалом 138:21, 22). Современные отступники имеют общие цели с «человеком греха [беззакония, НМ]», духовенством христианского мира (2 Фессалоникийцам 2:3). Поэтому мы как верные Свидетели Иеговы не имеем абсолютно ничего общего с ними.
Применение в данном случае Псалма 138:21, 22 вызывает возражения со стороны критиков, что якобы Руководящий совет ставит себя на место Бога, поскольку отступники отказались лишь от взглядов свидетелей Иеговы, но остаются  преданными христианами верными Богу. Но при этом критики  упускают из виду, ближайший контекст Псалма 138, где раскрываются кто имеется ввиду под противниками Бога:  Псалом 139:19, 20: 19 О, если бы ты, Боже, убил нечестивого! Тогда удалились бы от меня виновные в кровопролитии, 20 Которые высказывают о тебе свои собственные мысли. Они, твои недруги, используют твоё имя недостойно.  Ненавистником Бога,является не  только, человек который отрицает существование Бога или клевещущий  на него, но и тот кто сознательно действует в разрез с принципами и требованиями установленными Иеговой.  В”Сторожевой  Башне” за 1 октября 1993 подчеркивалось что таких людей нужно ненавидеть в библейском смысле этого слова, тоесть не иметь с ними ничего общего:
*** w93 1/10 с. 19 абз. 15 «Испытай меня, Боже» ***Некоторые отступники заявляют, что знают Бога и служат ему, но отвергают учения и требования, изложенные в его Слове. Другие утверждают, что верят Библии, но отвергают организацию Иеговы и активно пытаются препятствовать ее деятельности. Когда они умышленно избирают совершение такого зла, после того как познали, что́ есть правильно, когда эти злые люди становятся такими закосневшими во зле, что оно становится неотъемлемой частью их личности, тогда христианин должен ненавидеть (в библейском смысле этого слова) тех, кто полностью отдается злу. Истинные христиане разделяют чувства Иеговы в отношении таких отступников и не интересуются отступническими идеями. Напротив, они ‘гнушаются’ тех, кто сделал себя врагом Бога, но оставляют право отмщения за Иеговой (Иов 13:16; Римлянам 12:19; 2 Иоанна 9, 10).
Почему мы должны относится ко злу именно с ненавистью? Человек образ Божий, он наделен разумом, может думать, чувствовать, ощущать. В Библии мы не однократно читаем.что Бог  проявляет чувства –  Он может радоваться, любить, огорчатся, ненавидеть. В традиционном христианстве описания этих чувств воспитается, как  антропоморфизм, примерно так же как воспринимаются выражения что у Бога есть руки, глаза, сердце. Но при этом игнорируется то, что Бог не является безликим высшим разумом, он Личность, и по его образу созданы другие личности во Вселенной. Бог который является Любовью, не может быть терпимым или безразличным ко злу:
Притчи 6:16—19: 16 Шесть вещей ненавидит Иегова, и даже семь отвратительны его душе: 17 высокомерные глаза, лживый язык и руки, проливающие невинную кровь, 18 сердце, строящее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к беззаконию, 19 лжесвидетель, говорящий ложь, и всякий, сеющий раздоры между братьями.
Исаия 61:8: 8 Я, Иегова, люблю справедливость и ненавижу грабёж и неправедность...

Псалом 5:5, 6: ...И хвастливые не будут стоять перед твоими глазами. Ты ненавидишь всех делающих зло.  6 Ты истребишь говорящих ложь. Проливающий кровь и совершающий обман отвратителен для Иеговы.
Поскольку Иегова  ненавидит зло, он ожидает  от нас такого же отношения:
Притчи 8:13: 13 Страх перед Иеговой в том, чтобы ненавидеть зло...

Псалом 97:10: Любящие Иегову, ненавидьте зло. Он хранит души преданных ему, От рук нечестивых избавляет их.

Псалом 101:3: Не положу перед своими глазами негодной вещи. Дела тех, кто отпадает от праведности, я ненавижу, Эти дела не пристанут ко мне.

Притчи 13:5: Праведный ненавидит лживое слово, а нечестивые ведут себя постыдно и навлекают на себя позор.

Притчи 16:6: Любящей добротой и истиной искупается грех, и в страхе перед Иеговой человек удаляется от зла.

Римлянам 12:9: Любовь ваша да будет нелицемерна. Пусть нечестие вызывает у вас отвращение, держитесь добра.
В Рим. 12:9 использована форма слова ἀποστυγέω, означающего “с ужасом отворачиваться, тж. питать отвращение, ненавидеть”.  Такое отношение ко злу является залогом духовной безопасности – если мы вид,вкус или запах пищи вызывает у нас отвращение, то очевидно что такая пища может быть опасна для нашего физического здоровья, и мы избавимся от нее. Так  же и чувство отвращения ко злу, служит предупреждением об опасности, помогает избавится  от контакта со злом, но в отличии от физического отвращения, это чувство нужно воспитывать в себе исследуя требования Иеговы и познавая его личность.
Несмотря на то что взгляд свидетелей Иеговы имеет прочные библейские основания, критики называют его нехристианским, “ветхозаветным”. Действительно у иудеев очень похожие отношение  к ненависти ко злу. В статье  “Пути праведников. Ненависть” сказано:”Но вот ненависть, которая обязательна, — это ненависть к нечестивцу, не слушающему укоризн и увещеваний. Заповедано ненавидеть его, как сказано: «Страх пред Всевышним — ненависть ко злу» (Мишлей 8; 13); и сказано: «Ведь ненавидящих Тебя ненавижу и с восстающими на Тебя ссорюсь! Лютой ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (Теилим 139; 21—22). Ненавидь ложь и обман!”.  Одна православная активистка Таисия Хелендарова, написала на сайте “Свидетели Иеговы. Кто они?”, что “ОСБ для оправдания ненависти к людям (!!!) ссылается на один псалом, еще и додумывая за царя Давида массу вещей. … Кстати, я давно знала, что ОСБ всецело живет Ветхим Заветом, а не Новым Заветом, игнорируя массу заповедей Христа, которые я приводила в своем посте…”. Автор была настолько предубеждена, что не поинтересовалась как Псалом 139: 21-22 рассматривается в православных источниках. Вот два примера:
"Не должно нам, христианам,- священнословит св. свщмч. Вавила, епископ Антиохийский,- никого из людей ни укорять, никому не досаждать (...) ибо не должно безчестить создание Божие, сотворенное по образу Божию и по подобию. Однако, если кто возстает на Бога и наносит оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почтения, но вполне справедливо его возненавидеть, как врага Господня, по слову Давида: "не ненавидящие ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистью возненавидех я; во врази быша ми" (Пс. 138, 21-22)" (Четья-Минея, сентябрь 4)
В авторитетном православном комментарии псалмов блаженного Феодорита Киррского Псалом 139: 21-22  комментируется  так:
“«Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех? и о вразех Твоих истаях?» «Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми». Твоей предан я любви, Владыка; одно с Тобою хочу и любить и ненавидеть. Поэтому, привязанных к благоугождению Тебе и люблю и почитаю, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но скорбя о них, истаеваю от скорби. Хотя ненавижу их, как беззаконных, но сожалею о них, как о людях; по естественному состраданию принужден плакать о них, но гнушаюсь ими опять по великому их лукавству.”
(Гнушаться - презирать, отвращаться с негодованием, с омерзением;
Гнусный - гадкий, мерзкий, скверный, поганый, подлый, безнравственный или непристойный" (В. Даль))
Оказывается православным можно использовать Псалом 139(138): 21-22,  и никто их не обвинит в том что они следуют Ветхому Завету, православные смогут говорить о ненависти к нечестивцам без риска. что их попытаются изобразить ненавистниками всего человечества. Но стоит нечто подобное написать свидетелям Иеговы, как тут же поднимается шум. И сразу православные забывают о высказывании одного из виднейших православных деятелей XIX века святителя Филарета: "Люби врагов своих, рази врагов отечества и гнушайся врагами Божиими". Не стоит забывать о том, что  если под ненавистью к врагам Иеговы, свидетели Иеговы  понимают избегание таких людей, неучастие в их делах, игнорирование их выпадов, но ни в коем случае не применения  насилия в любой форме, то ненависть православных к врагам Божиим, может выражаться и в форме  агрессивных действий. Иоанн Златоуст, например считал, что богохульника можно и нужно ударить по лицу, даже не смотря на то что это нарушение закона(  “Беседы о статуях”). Есть множество исторических примеров преследования православными тех кого они считали еретиками, сектантами, есть такие случаи и сейчас. Но пока не известно ни одного случая, что бы свидетель Иеговы сознательно причинил вред представителю другой религии или отступнику.

Далеко не все противники свидетелей Иеговы, стали ими сознательно. Многие из них введены в заблуждение религиозными родителями, пропагандой в  СМИ, обижены на своих родственников, ставших свидетелями Иеговы. В отношении к таким людям применимы слова Матфея 5:44: А я говорю вам: не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует. Следующая подборка цитат показывает,как свидетели Иеговы понимают и применямают эти слова:
*** w95 15/6 с. 5 Конец ненависти во всем мире ***Устная иудейская традиция учила, что ‘ненавидеть врага’ — это правильно. Но Иисус говорил, что мы должны любить не только друга, но и врага. Это трудно, но возможно. Любить врага не означает любить его образ действий и дела. Греческое слово, которое мы находим в этих стихах в сообщении Матфея, происходит от слова а·га́·пе, которое означает любовь, основанную на принципах. Человек, который проявляет а·га́·пе — любовь, основанную на принципах,— делает добро даже врагу, который ненавидит его и плохо с ним обращается. Почему? Потому что поступая так он подражает Христу и побеждает ненависть. Один специалист по греческому языку заметил: «[А·га́·пе] помогает победить природную склонность сердиться и таить горечь». Но действенна ли такая любовь в сегодняшнем мире, наполненном ненавистью?

*** g98 22/10 с. 7 Смогут ли все люди любить друг друга? ***Наказ Иисуса Христа любить врагов своих согласуется с библейской притчей: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притчи 25:21; Матфея 5:44).
*** w01 1/1 с. 17 абз. 15 Как далеко простирается ваша любовь? ***Даже если нам противодействуют, мы стараемся «побеждать зло добром» (Римлянам 12:19—21).

*** w05 15/12 с. 23 абз. 17 Кому подчиняешься ты — Богу или людям? ***Наши враги находятся в опасном положении: они действуют против Бога. Следуя указанию Иисуса, мы не боимся их, но молимся за преследующих нас (Матфея 5:44). Мы молимся, чтобы тем, кто, как Савл из Тарса, стал противником Бога по неведению, Иегова милостиво открыл глаза на истину (2 Коринфянам 4:4).
Также не могут быть объектом ненависти в любом смысле , этого слова братья, которые совершают проступки в следствии собственного несовершенства. Не являясь закоренелыми грешниками они нуждаются в  исправлении и поддержке, но что можно терпимо относится к их ошибкам, повторяя их в собственной жизни., закрывать глаза на проступки братьев и не пытаться кротостью тактом  помочь им исправлять свои ошибки.
Молча переносить насмешки и ложные обвинения, терпеть унижение от тех к кому пришел с добрым намерением рассказать о библейской истине, требует мужества, силы духа и исключительной преданности Иегове. И нам стоит молится о тех кто ежедневно сталкивается с испытанием своей веры и своих христианских качеств.

 

6 комментариев:

  1. Спасибо большое за статью, брат Сергей. Она резко отличается от статей отступников. Например, они почти никогда не цитируют Писание и не пишут так аргументированно как это делаешь ты. Они судят субъективно, ты - объективно. Я убедился, что у отступников нездоровая цель. Они стремятся к тому, чтобы первенствовать друг с другом: кто из них будет более искусен в клевете направленной на свидетелей Иеговы. Это подобно конкурсу. Знаю одного отступника, любящего участвовать в конкурсах подобного рода. Он облажался и это очевидно!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за хороший разбор темы, Сергей. Могу добавить, что в статье A Strong Refuge Today (w52 10/1) я вообще не нашел ни слова об исключенных и даже об отступниках. Там просто говорится о Сатане и тех, кто ненавидит Иегову. Тогда как в интернете, по-видимому, гуляет сфабрикованная цитата: "Вообще не должны разговаривать с изгнанным человеком и даже приветствовать его... Мы должны ненавидеть их в прямом смысле этого слова, то есть относиться к ним с крайним и явным отвращением, считать их отвратительными, гнусными, питать к ним отвращение".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий, но ведь и об отступниках также говорят, что они занимают сторону сатаны и ненавидят Иегову. Может быть, конечно, не все, но...

      Удалить
  3. Отступничество - это чума всех времен и народов! В истории, у Иеговы Бога всегда были отступники, отступавшие от Него, его законов, норм и истины. Современный народ Бога изнутри очищается от всех таких людей, начинающих разрушать то, что созидал Христос. Есть некоторые "свидетели Иеговы", тесно общающиеся на форумах с отступниками и поддерживающие их. Поверьте, такие люди в собрании не на долго. О некоторых таких горе-свидетелях старейшины уже знают, так что их пребывание в среде народа Бога - это только вопрос времени (конечно, если они не одумаются). Так что советую некоторым таким "горе-свидетелям" определиться. Если не хотите быть СИ - вас никто не держит, но если вы хитростью и ложью продолжаете формально быть СИ, поддерживая отступников, вы будете обязательно исключены из собрания. Не сомневайтесь, 100%!

    ОтветитьУдалить
  4. увы как такого отступничества не существует в братстве си а есть так называемый само изоляционизм проповедников братства си от братства си и за того что у кого то из братства си возникли сомнения в учениях или организованных нормах организациях или кто совершил грех и по дошли они к старейшинам а старейшины оказались эмоциональные не всегда владеющие своим духом и в силу занятости и их не выслушали и не поняли результат пошло общение через книги или телевизор или интернет онлайн у этих си заблудившихся со старейшинами собрания и это старейшины восприняли в штыки и получилось ситуация как в комнате смеха с кривыми зеркалами которые искажают зрительный образ человека и другой человек кажется совершенно другим чем он есть на самом деле в реальной жизни и хотя в комнате смеха весело но в реальной жизни это ситуация не веселая а грустная ибо будь общение старейшин с паствой продуктивнее то в братстве си бы состоял не 8 миллионов а 16 миллионов в братстве си состояло бы ибо эти 8 миллионов готовых присоединиться к братству си находятся в состояний не живые не мертвые ибо пресса и телевизор не очень хороший способ общение со старейшинами собрания братства си ибо пресса много и телевизор и интернет много искажает в угоду своего рейтинга .харлан евгений

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.