вторник, 29 января 2013 г.

Караимы и имя Бога


Караимы(ивр. קָרָאִים – читающие) – тюркоязычная народность, традиционно исповедующая караимизм, также называют  последователей этой  религии вне зависимости от национальности. Караимизм является направлением иудаизма,не признающим раввинистическо-талмудической традиции. По мнению отдельных религиоведов он является четвертой авраамической религией (наряду с иудаизмом, христианством и исламом).  Караимизм возник второй половине VIII века, когда  жившие на территории Аббасидского халифата(современный Ирак),  не поддерживающие авторитет раввинов и неверящие устный закон, пошли за ученым вождем по имени Анан бен Давид. Анан провозгласил право каждого еврея без ограничений изучать единственный источник истинной религии — Еврейские Писания (Танах), оставляя без внимания раввинские толкования и Талмуд. Одним из главных принципов  Анана бен Давида был: «Тщательно исследуйте Тору  и не доверяйте моему мнению», и очень легко заметить в нем сходство с протестантским принципом Sola scriptura – только писание. К сожалению караимы как и протестанты  не всегда следовали этому  принципу и сохранили ряд не библейских традиций, часть которых переняли и у своих главных оппонентов – представителей  талмудического иудаизма. Сегодня караимы это очень маленькая религиозная группа насчитывающая всего около 22 000 человек.


Одним из вопросов в котором еврейская традиция вступает в конфликт со Священным Писанием является вопрос о допустимости употребления имени Бога в форме Иегова или Яхве, в религиозной практике и повседневной жизни. У современных караимов нет единого мнения по этому вопросу. Караимы понимали Третью заповедь несколько иначе чем ортодоксальные иудеи, считавшие что произношение имени Бога недопустимо в любом случае. В издании "Катехизис, или основы караимского закона Божия" Я. Дувана (1890 год) Третья  заповедь объясняется следующим образом:
В. Что повелевает нам третья заповедь?
О. Третья заповедь запрещает нам:
1) произносить имя Бога напрасно, в бесполезных и суетных разговорах.
2) Проклинать имя Бога, богохульствовать.
3) Произносить ложную присягу Его именем.
Но относительно употребления имени Бога, тот же источник указывает что: “произносить Его с высоким благоговением, только в нужное время, когда обращаемся к Нему с молитвой, просьбой или благодарностью”. 

Караимы в богослужебной  практике используют только тексты на еврейском языке, и на русский имя Бога переводят как Господь или Превечный. Не произношение тетраграмматона традиционно объясняется неизвестностью правильного произношения имени. По данным Неемии Гордона, существовало две фракции караимов, одна из них запрещала произношение имени, другая использовала его. Караимский  мудрец 10 века Кириксани упоминал, что караимы произносящие имя, обосновались в Персии. Это вполне согласуется с тем, что Персия  была важным еврейским центром вплоть до 13 века, и поскольку была достаточно удалена от Галлилеи и Вавилона, персидские  евреи  были избавлены от влияния раввинских инноваций вплоть до  7 века.

Но такое мнение характерно не для всех караимов. Некоторые современные караимские учителя  и исследователи считают возможным и необходимым употребления имени Бога в религиозной  практике. Среди таких учителей и исследователей – Мордехай Альфандари, Йоханан Загантов , Неемия Гордон, Гершом Киприсчи. Споры в етой групе ведутся насчет правильности произношения имени, некоторые  используют варианты Иегова, Яхве, или произносят по-буквенно.

Мордехай Альфандари родился в еврейской семье в Нью-Йорке. В возрасте 9mordecai_alfandari лет он читал исторический роман, о царствовании царя Давида, в котором встретил имя “Иегова” и  спросил у родителей кому оно принадлежит.Они ответили ему, что Иегова был богом христианского культа в Бруклине, имея ввиду Свидетелей Иеговы, и что евреи не верят в него.  Но Альфанадари вскоре  узнал что имя Иегова принадлежало богу Израиля и это побудило его к поиску правды об этом имени и возвращения  его употребления в среде караимов. Он окончил раввинскую школу, познакомился с литературой караимов что и  определило его взгляды. так же он начал вести миссионерскую деятельность, считая что Израиль должен нести свет народам. К сожалению воспитанная предубежденность к христианству, не позволила ему  поближе  познакомится со свидетелями Иеговы. Ссылаясь на  Иоиля 3:5 Альфандари говорил что спасение невозможно без призвания имени Иеговы, а критикам, которые обвиняли его в фамильярности отвечал, что замена имени Бога словом “Адонай” (Господь) является осквернением и недопустима.

Приводя аргументы в  защиту употребления имени Бога, Йоханан Загантов  говрит что запрета на употребление имени нет и в Мишне, В частности он ссылается на трактат Брахот 9:5, где говорится:”ЧТОБЫ [люди] ПРИВЕТСТВОВАЛИ ДРУГ ДРУГА [называя] ИМЯ Б-ГА, ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Рут 2, 4): "И ВОТ ПРИШЕЛ БОАЗ ИЗ БЕЙТ-ЛЕХЕМА, И СКАЗАЛ ЖНЕЦАМ: "Г-СПОДЬ С ВАМИ!" А ОНИ ОТВЕТИЛИ: "ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ Г-СПОДЬ!" И [еще] СКАЗАНО (Шофтим 6, 12): "Г-СПОДЬ С ТОБОЙ, ДОБЛЕСТНЫЙ БОГАТЫРЬ!" И ГОВОРИТСЯ (Мишлей 23, 22”.  Но это не единственное упоминание о важности употребления имени в Мишне, так в Тосефта Брахот 6:20 написано что тот, кто начинает и заканчивает молитву с Имени - мудрец, кто начинает так, а заканчивает иначе - невежа, а кто и начинает и заканчивает – мин. Также Загантов указывает  на тот,факт что  у слова Адонай и тетраграмматона разные огласовки,что указывает на несоответствие действительности заместительной теории происхождения имени Иегова.

Современный караимский исследователь Неемия Гордон, в своей статье "Произношение имени", указывает на некоторые аспекты академической дискуссии относительно произношения имени как Яхве или Иегова. Он указывает на масоретскую  практику “кере-кетив” -- вместо формы, присутствующей втексте (арам.: кетив – "написано"), следует читать другое слово или слова (арам.: кере или кери – "должно читать"). Даная практика была связана с тем, что масореты  рассматривали текст Танаха как священный и не вносили в него изменения, а накопившиеся разночтения указывались на полях. Слова для которых применялось кере-кетив обозначались втексте  специальным символом – кругом над словом. Но во всех местах писания, где встречается ЙГВГ около него нет этого символа и примечания на полях “читать Адонай”. Опоненты заявляют, что в данном случае наблюдается случай когда слово всегда читается иначе чем написано -- Qere Perpetuum. Но тетраграмма ЙГВГ является единственным примером  Qere Perpetuum, и  поэтому данная теория весьма сомнительна. Интересным  является разбор возникновение формы прочтения тетраграммы – Йове, котоаря встечается у  Теодорита. Гордон делает допущение, что данная форма появилась в  результате неправильного произношения в греческом языке самаритянского слова Yafeh – красивый, прекрасный, которое часто применялось к  Богу в  самаритянской культуре. Это также подтверждается фактом, что самаритяне перестали использовать имя Иеговы еще раньше евреев. В кодексе Алеппо и нескольких других манускриптах ЙГВГ имеет огласовку Yehovih (i взято от elohim – Бог). Также у масоретов существовала традиция опускать огласовку возле he ה, но этого не наблюдается при использовании формы Yehovih. Единственным возможным объяснением этого парадокса, может быть то что масореты  знали что Yehovih не является точным прочтением в отличии от Yehovah.

Гершом Киприсчи (Гахам Центрального Духовного Правления  и ректор Духовной Академии Русских Караимов Заграницей) использует имя Иегова в своих работах и приводит его в символах веры караимов, цитаты из которых я привожу ниже:
КАРАИМСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ВЕРСИЯ, 10 век

Слушай, Израиль, ИЕГОВА Бог Наш, ИЕГОВА Един!
Един Бог Наш, Велик Он, Господин наш, Свято и Ужасно великое Имя Его во веки веков!
ИЕГОВА, Бог наш и Бог (пра)отцов наших есть Бог Единый. Истина!
На основе Сиддур Муаллим Фадель - Молитвенник Благочестивого Учителя (рукописное собрание Авраама Фирковича, СПБг).
КАРАИМСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ ТУВ ТААМ.
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ВЕРСИЯ. 12-13 век.
Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую. (Пс.,119(118):66)                                                                                                            
Верьте ИЕГОВЕ Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. (2 Пар., 20:20)
И убоялся народ ИЕГОВЫ и поверил ИЕГОВЕ и Моше\Моисею, рабу Его. Истина!
ИЕГОВА, Бог наш и Бог (пра)отцов наших есть Бог Единый. Истина!
И Моше\ Моисей, раб Его, пророк Его, посланник верный, избранник Его, желанный и возлюбленный Им, которого он наделил знаками и чудесами. Истина!
В то время, когда традиционные направления христианства и иудаизма, используют всевозможные отговорки что бы не использовать имя Иеговы, несмотря  на данные библеистики, лингвистики, археологии, истории, опровергающих обоснованность подобных традиций, стремление очень небольшой  и малоизвестной  группы караимов вернуть имя Иеговы на надлежащее ему место, внушает уважение и доказывает что имя Иеговы невозможно вытеснить из памяти человечества.


Уважаемые караимы, автор просит прощения за возможные допущенные ошибки  и неточности. Буду благодарен если вы укажите мне на них.

37 комментариев:

  1. --В то время, когда традиционные направления христианства и иудаизма, используют всевозможные отговорки что бы не использовать имя Иеговы, несмотря на данные библеистики, лингвистики, археологии, истории, опровергающих обоснованность подобных традиций, стремление очень небольшой и малоизвестной группы караимов вернуть имя Иеговы на надлежащее ему место, внушает уважение и доказывает что имя Иеговы невозможно вытеснить из памяти человечества.

    Что-то не совсем понятно, какая связь у караимов с христианством..Да и вообще-то, чтобы понять, где надлежащее место для божьего имени и прочих вещей, есть пример и учения самого Христа. Можете показать места из доступных оригинальных рукописей, где Иисус употреблял тетраграмматон? Буду признателен..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас разве есть афтографы апостолов? Нет. Практически все рукописи котрые дошли до нас отредактированы и н содержат слов Господь и Бог. Апотсолы часто цитировали Еврейские Писания . в оом числе и стихи с тетраграмой. У Вас есть основания предполагать, что они следовали еврейской традиции замены имени словом Господь?

      Удалить
    2. Караимы являются наследниками древнейших традиций. По сути они своеобразные протестанты в мире иудаизма. Но конечно они со временем переняли многое у своих оппонентов - раввинов.

      Удалить
    3. Ни в каких ДОСТУПНЫХ рукописях действительно нет имени Бога. Но до не давнего времени то же самое было с септуагинтой. Все таки нашлись фрагменты септуагинты с именем Бога, вписанном на иврите.

      Учитывая всемирный заговор всех религий против имени Бога, естественно предположить, что его быстро удалили. И, как и в случае с септуагинтой, невозможно исключать что рано или поздно они будут обнаружены.

      Удалить
    4. Очень сомнительно что кто то рискнет о них публично заявить. Возможно такие рукописи хранятся в архивах или существуют ввиде палимпсестов. Но узнаем ли мы оних или нет - вопрос случая.

      Удалить
  2. Я спросил у караима по имени Либор Ниссим Валко. Он переводчик караимских книг, и вообще активист различных караимских организаций, ведет караимские проекты в интернете. Вот что он мне ответил:

    "Шалом Лев, правильная транскрипция еврейского слова יְהוָה => Йэhоваh."

    "Шалом Лев, на самом деле большинство караимов не произносить имя Бога (это влияние талмудистов), они используют выражение Адонай, даже если Тора не запрещает произносить имя Бога.

    В Танахе используется יהוהимя Бога 8286 раз, сокращенная форма יה используется 50 раз, например в выражении haллэлу-Йаh (хвал Йаh יה) или в именах Элийаhу, Овадйаh, Шемайаhу, Йеhошефат, Йеhоседек.

    Является ли нарушением Торы произносить имя Бога, которое частью имя?

    Тора использует в заповеди слово нокев, это не значит не произносить имя Бога, но не богохульствить имя Бога"
    (конец цитаты)

    Автор блога! Уберите каптчу! Она мого времени отбирает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв. Кстати, о караимах меня надоумило написать, упоминание о них в вашей статье.
      К сожалению не могу убрать премодерацию, иначе просто утону в оскорблениях,угрозах и прочем.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  3. Продолжаем общение в другом блоге.

    --Учитывая всемирный заговор всех религий против имени Бога, естественно предположить, что его быстро удалили. И, как и в случае с септуагинтой, невозможно исключать что рано или поздно они будут обнаружены.

    What? Лев, вы о чем, простите? И как это вообще связано с отсутствием тетраграмматона в рукописях греческих писаний? Ведь таковых не много не мало- а несколько тысяч все-таки есть. Но это может говорить о следующем: либо 1) Бог не в состоянии сохранить свое слово и донести его без искажений(что маловероятно, даже не взирая на какой-то химерный "всемирный заговор"); либо 2)Это и есть волей Бога, ведь Иоанна 5:22"Отец не судит никого, но весь суд передал Сыну, 23 чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, который его послал";и Деяния 4:12 "И ни в ком другом нет спасения, потому что под небом нет другого имени, данного людям, которым мы должны спастись».
    Поймите, я не против того, что имя Бога JHWH, но ведь через Сына ясно выражена его воля.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://chivchalov.blogspot.com/2012/10/blog-post_20.html
      http://chivchalov.blogspot.com/2012/09/blog-post_24.html

      Удалить
    2. Выражение "Алилуйя" вам ничего не напоминает?

      Удалить
    3. Сергей! Вы ссылки из блога Чивчалова дали в ответ на возражение Георгия
      "Деяния 4:12 "И ни в ком другом нет спасения, потому что под небом нет другого имени, данного людям, которым мы должны спастись""

      Я хочу добавить ссылки на то что касается имени в тексте НЗ.
      http://chivchalov.blogspot.com/2011/05/blog-post_20.html
      http://chivchalov.blogspot.com/2012/04/nomina-sacra.html

      Ну и в моем блоге я исследовал лишь один момент - тетраграмматон в НЗ на иврите. Все известные мне переводчики на иврит не только в цитатах из ВЗ повставляли т-н, но и в другие места. Еврейские библеисты в этом вопросе согласны с СИ. http://levhudoi.blogspot.co.il/2011/09/blog-post_10.html

      Удалить
    4. Я писал:
      "Учитывая всемирный заговор всех религий против имени Бога, естественно предположить, что его быстро удалили. И, как и в случае с септуагинтой, невозможно исключать что рано или поздно они будут обнаружены"

      George Souled ответил:
      "как это вообще связано с отсутствием тетраграмматона в рукописях греческих писаний? Ведь таковых не много не мало- а несколько тысяч все-таки есть"

      -Георгий, я не понял что вам не понятно? Септуагинта тоже ведь на греческом и ничего. Тыщу лет думали что в ей нет Иеговы а несколько лет назад нашли таки что есть. Почему вам кажется странным что тот же фокус не могли сделать древние переписчики с греческими текстами НЗ, учитывая всемирный заговор религий против имени Бога?

      Удалить
    5. Георгий:

      "Но это может говорить о следующем: либо

      1) Бог не в состоянии сохранить свое слово и донести его без искажений (что маловероятно, даже не взирая на какой-то химерный "всемирный заговор")"

      Спасибо за вопрос, Георгий. Тот же самый аргумент можно привести и в пику православным. Нет ни одного древне-греческого текста, который полностью соответствует Синодальному или старославянскому переводу. Прежде всего нет самого главного для всех тринитариев - "Отец, слово и Святый дух, и сии три суть едино" (1 Ин 5:7). И многих других.

      Более того, нет 2-х древнегреческих рукописей полностью совпадающих. Все разные.

      Давайте разберемся что между "словом Бога" (СБ) и физическим текстом есть разница.

      Начнем с того, что "СБ" - понятие духовное, а конкретная рукопись - понятие
      физическое.

      И давайте вспомним "Буква убивает, дух животворит".

      СБ - это смысл, понимание, а рукопись - это текст, набор букв, написанных чернилами или еще чем-то.

      Каким образом Бог собирается сохранять тексты? Чудесным? Некий переписчик заменяет Иегова на Господь, но чудесным образом, молекулы чернил слова "Господь" выстроятся в "Иегова"? Нет. Бог действует через людей. Одни люди будут искажать тексты, другие - исправлять, полагаясь на дух текста, а не на букву. Одни служат Дьяволу другие - Богу. История с Тертраграммами в Септуагинте доказала правоту моих слов.

      И в этом нет ничего нового:
      Иер 8:8
      "Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»?
      А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь".

      И как сказал Екклисиаст "Нет ничего нового под солнцем, что было то и будет".

      Удалить
    6. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    7. Вы так быстро прочитали книгу, ссылку на которую я вам дал? Сомневаюсь.
      Кстати что бы не возникало подобных вопросов, прочитайте так же приложение к ПМП, и знакомтесь с английским вариантом перевода.
      И почему увас нет притеснений к переводам Нового Завета на иврит? Во многих таких переводах им Иегова стоит там же где и в ПНМ.

      Удалить
    8. Георгий! Давайте имя в НЗ обсудим у меня в соответствующей теме http://levhudoi.blogspot.co.il/2011/09/blog-post_10.html мне понравился ваш подход.

      Удалить
    9. Сергей, почему вы удалилили мой комент? Ответьте пожалуйста.

      Удалить
    10. Я указал причину выше и посоветовал вам сначала разобраться в вопросе, а потом давать комментарии.
      Вторая причина - комментарии должны касается тематики статьи, а я Новый Завет и имя Бога в ней не затрагивал.

      Удалить
  4. В рассуждениях Свидетелей Иеговы об изначальном присутствии тетраграммы в Новом Завете, на мой взгляд, есть неразрешимый парадокс. С одной стороны в публикациях Общества Сторожевой Башни недвусмысленно заявляется: «Иегова Бог позаботился о том, чтобы предохранить Свое Слово не только от ошибок переписчиков, но также и от попыток других внести добавления. Библия сама содержит Божье обещание, что Его Слово будет сохранено для нас в неизмененном виде» («Жить вечно» гл. 5 с. 53 абз. 20). С другой стороны утверждается: «Христианские» переписчики, не любящие Иегову, удалили имя Бога из греческих рукописей Библии» («Апогей Откровения», гл. 7 с. 35 абз. 9). Если Имя было удалено, следовательно, имело место серьезная порча оригинального текста. Как в таком случае можно говорить о неповрежденном характере библейского текста?! Так же неясно и другое: если переписчики смогли с такой методичностью удалить Имя во всех рукописях, то где гарантия того, что они не удалили (или наоборот не добавили) еще что-нибудь важное? Если Свидетели Иеговы все-таки хотят признавать текст Библии неиспорченным, им придется согласиться с тем, что тетраграммы в Новом Завете никогда не было. А вы как думаете Сергей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно почему правосавные рассуждают так будто бы о текстологии никогда не слышали. Известны тысячи ошибок, разночтений, десятки еслине сотни вставок. Не ужжеливыне знаетет что к нам не дошла ни одна не отредактированная рукопись?
      http://www.bibleist.ru/biblio/furuli.pdf

      Удалить
    2. Сергей, этот вопрос нужно задать не мне (я о текстологии как раз прекрасно знаю), а авторам этих слов: «Иегова Бог позаботился о том, чтобы предохранить Свое Слово не только от ошибок переписчиков, но также и от попыток других внести добавления. Библия сама содержит Божье обещание, что Его Слово будет сохранено для нас в неизмененном виде» («Жить вечно» гл. 5 с. 53 абз. 20).

      Удалить
    3. Несмотря на наличе ошибок и разночтений, все же установить содержание текста Библии возможно. так же заметет что вы обсуждаете не статью посвященную текстологии, поэтому свои придирки оставте.

      Удалить
    4. Сергей, не уходите от проблемы. Это же очевидно: текст либо изменялся, либо нет. Если изменялся, то где гарантия у вас, что содержание осталось аутентичным? Если скажете, что Иегова позаботился об этом, тогда почему он не позаботился о сохранении Имени ЙГВГ в Новом Завете?

      Удалить
    5. А кто вам сказал что не озаботился? Следов удаления имени более чем достаточно, и есть исследователи которые на это указывают.
      Изменения в текстах конечно были но, существование большого количества источников позволяет выявить такие изменения.
      Ваш вопос из разряда, где был Бог когда взрывали храмы, почему не озаботился.

      Удалить
    6. Скажем так, есть маргинальные теории об удалении имени из НЗ, которые не получили поддержки у серьезных ученных. Если Имя удалили, у вас нет никаких гарантий, что изменили еще чего-нибудь.

      А вопрос мой не из такого разряда. Разрушение храмов не повреждает истину, а порча священного текста еще как.

      Удалить
    7. Эти теории имеют более чем серьезные доказательства. Я уже говорил вам что меняли достаточно много и достаточно часто. Замена имени произошла очень рано, поетму стого периода и нет рукописей 1-2 век н. е.. Поскольку честность христиан всем известна, даже если рукопись с именем будет найдена, мы врядли о ней узнаем.

      Удалить
  5. Хамло вы брат , просто хамло и неуч

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему хамло? Что случилось?

      Удалить
    2. Да ничего, обычный комент отсупника. Решил оставить, что бы не говорили, что я не пропускаю неугодные мне коменты.

      Удалить
  6. Господа гусары!

    Предлагаю вернуться к обсуждению темы караимов, а не всего, что связано с именем Бога. Для этого есть много других статей и сайтов.

    ОтветитьУдалить
  7. Люди! Почему вы отказываетесь обсудить имя в НЗ на моем блоге в специальной теме именно по этому вопросу? http://levhudoi.blogspot.co.il/2011/09/blog-post_10.html

    Это какой то заговор или тут вам медом намазано?

    Сергей Афанасьев! Зачем вы сами способствуете обсуждению не вашей темы о караимах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уже не способствую.
      Я так подозреваю, что господа сектоведыи миссионеры впервые услышали о краиммах, и им теперь не до имени Бога. Они напряженно думают отнести караимов прост к сектам или к тоталитарным-)))))))).

      Удалить
  8. Люди!
    Православные!

    Бывшие СИ!

    George Souled, Игорь Кондрашев!

    Ау!!!!!!!!!!!!!!!!

    Все кто меня слышит!

    Почему вы отказываетесь обсудить имя в НЗ на моем блоге в специальной теме именно по этому вопросу? http://levhudoi.blogspot.co.il/2011/09/blog-post_10.html

    Это какой то заговор или тут вам медом намазано?

    Вы хоть объясните причины вашего отсутствия в моей теме.

    Вас ждать или не ждать?

    ОтветитьУдалить
  9. Серней! уберите в статье двойные пробелы и сделайте пустые строки между абзацами - тогда легче будет читаться.

    ОтветитьУдалить
  10. честно говоря не понятно, что собственно доказывают караимы?

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.