В 2014 году организация “Pew Reseach Center” провело исследование религоз-ной жизни американцев основано на телефонных интервью с более чем 35000 респондентов из всех 50 штатах. Результаты этого исследования попали на глаза блогеру из числа бывших свидетелей Иеговы П. Талызину. Поверхностно проанализировав данные Талызин пришел к выводу, что “это малочисленная, необразованная, бедная и дряхлеющая религия со среднеплинтусовой нравственностью и высоким самомнением”. Впрочем такое мнение о свидетелях Иеговы у него было и раньше. Мы же посмотрим, что же данные говорят в действительности.
1. Демография: Свидетелей Иеговы в США 0,8 %. Немного, на первый взгляд, но следует учитывать, что исследование проводилось на основании телефонного опроса и исследователи учитывали только самоидентификацию респондентов. В действительности человек может называть себя членом определенной деноминации, но не принимать никакого участия в ее деятельности, не руководствоваться ее принципами в повседневной жизни. Если исследователям нужно узнать точное последователей какой-то религии, они вводят в опрос вопросы связанные с соблюдением каких-то ритуалов, частотой посещения церкви. В данном случае этого не было.Исследователи отметили, что разные религии используют разные критерии для членства, и что некоторые из них не удаляют из списков бывших членов. Если кто-то называл себя католиком, или баптистом это еще ни о чем не говорило, но если кто-то называл себя свидетелем Иеговы, то вероятность, что этот человек действительно активный член общины очень высока. А теперь обратим внимание на динамику численности христианских конфессий в США за 7 лет – с 2007 по 2014 год. Согласно выводам “Pew Reseach Center” в США наблюдается снижение численности основных христианских деноминаций – если в 2007 христианами себя считали 78,4%, то в 2014 только 70,6%. Причем сокращение численности происходит за счет католиков - численость сократилась на 4,8% и традиционных протестантов - на 3,4%. А вот численность свидетелей Иеговы за 7 лет осталась стабильной – 0,7% в 2007 году и 0,8%.
Исследователи отмечают рост численности внеконфесионалов, агностиков, атеистов – на целых 6.1%
2. Возраст. Талызин заявляет, что контингент свидетелей Иеговы заметно постарел. Это действительно так, по сравнению с 2007 годом процент молодежи в возрасте 18-29 лет сократился на 6%, процент пожилых 54-60 лет увеличился на 4%. Но если сравнить возрастной состав свидетелей Иеговы с другими религиями, можно сделать вывод, что их возрастной состав мало отличается от других религий. Так же отмечается старение контингента многих традиционных религий и существенное омоложение группы людей, которые не относят себя ни к одной из религиозных группы. Большое количество молодежи среди евреев и мормонов можно объяснит, тем что для этих групп характерны многодетные семьи и высоким уровнем традиционализма и изоляции, что делает затруднительным выход из еврейских и мормонских общин.
3. Этнический состав. Свидетели продолжают двигаться в сторону цветного разнообразия. Тут вопросов не возникает, свидетели Иеговы заботятся о всех этнических и языковых группах, что делает их проповедь эмигрантам весьма эффективной. Интересно, что среди свидетелей Иеговы приблизительно равное соотношение белых, афроамериканцев и латиноамериканцев, а так же высок уровень смешанных браков.
4. Семейное положение. Талызин заявил, что у свидетелей Иеговы целых 12% разводов, и сравнил их с 5% разводов у индуистов и 7-8% разводов у мормонов и мусульман. Здесь он допустил несколько ошибок. Первая ошибка – подмена понятий – исследователи выясняли какой процент разведенных среди свидетелей Иеговы, а не уровень разводов в группе свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы – занимающаяся активной миссионерской деятельностью, что означает постоянный приток новых последователей. Среди них могут быть и разведенные люди. Так же следует учитывать что среди свидетелей Иеговы, много религиозно разделенных семей – 36%, которые могут распадаться, причем далеко не обязательно по вине свидетелей Иеговы. Следует отметить следующе – уровень разводов в США приблизительно одинаков среди всех христианских деноминаций и в среднем составляет 12%, что подтверждает предположение, о причинах уровня разведенных среди свидетелей Иеговы. И так если учесть эти данные, то уровень разводов среди пар свидетелей Иеговы будет приблизительно 7-8%, что меньше чем у других христианских деноминаций. Сравнение свидетелей Иеговы и индуистов по уровню разводов некорректно, так как это совершенно разные социальные группы. Индуисты в США это в первую очередь эмигранты, сохраняющие религиозные традиции своей родины. Для эмигрантов крайне важны семейные отношения так как семья единственная опора в новом социуме. В индуизме браки до сих пор заключаются по воле родителей, отношение к разводам крайне негативное, дольно низкое и правовое положение жены. Терпеть плохое обращение мужа, а также всех его родственников считается одной из священных обязанностей жены в индуизме. Для мормонов и мусульман так же характерно негативное отношение к разводам и в США данные группы живут дольно обособлено. В целом уровень разводов в США достигает 50% так что 12% свидетелей Иеговы сравнительно не большее число и отнюдь не показатель моральности.
5. Образование и доходы. Уровень доходов среди свидетелей Иеговы, а так же количество людей с высшим образованием действительно не высок. Впрочем свидетели Иеговы не делают доходы и образование самоцелью и показателем успехом. У них другие жизненные ценности и ориентиры. Если вспомнить слова Иисуса то “легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное”. Стремление к простой и скромной жизни, одна из отличительных черт свидетелей Иеговы, которая противоречит ценностям современного потребительского общества.
6. Дети. Талызин пишет: “каков процент воспитанных Свидетелями детей, продолжает исповедовать эту религию в зрелом возрасте? Поразительно, но у СИ здесь самый низкий показатель - всего 34 %!” Но в отчете речь идет совершено о другом. Данная таблица показывает какой процент верующих были воспитаны в данной религиозной группе, а сколько перешли в нее из других деноминаций. Наверное предубежденность ослепляет и Талызин не понял очевидного. Свидетели Иеговы проводят наиболее активную миссионерскую деятельность в мире, естественно, что среди их последователей будет больше выходцев их других религиозных традиций, чем среди остальных религий. Эти данные совершенно не говорят о том, сколько детей свидетелей Иеговы исповедует религию своих родителей. Следует отметить один важный нюанс – в большинстве случаев свидетелями Иеговы становятся люди не ассоциирующие себя ни с одной религией, агностики и атеисты, что свидетельствует о определенном успехе проповеди свидетелей Иеговы этим категориям населения.
7. Гендерное соотношение. Действительно серьезную проблему в демографии свидетелей Иеговы Талызин пропустил. Речь идет о гендерном соотношении. Среди свидетелей Иеговы 35% мужчин и 65% женщин. Это в общем соответствует тенденциям – в христианских религиях женщин больше чем мужчин. Чем менее уважаемая религия, и чем более строги ее нормы, тем больше в такой религии женщин, и меньше мужчин. Дело в том, что для мужчины гораздо важнее его социальный статус, общественное мнение, мужчины гораздо меньше склонны следовать правилам и религиозным нормам. Такая же проблема была и у первых христиан – оппоненты называли их религией женщин, детей и бедняков.
Краткие выводы: демографические и статистические показатели свидетелей Иеговы подвержены тем же тенденциям что и показатели общества в целом. В то время как численность традиционных христианских религий сокращается, численность свидетелей Иеговы остается стабильной, и даже по не многу растет. Свидетели Иеговы успешно проповедуют и обращают агностиков и атеистов. За исключением гендерной диспропорции нет оснований говорить о серьезных проблемах у свидетелей Иеговы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.