Сегодня некоторые российские общественные деятели считают что вправе решать какие жертвы нацизма заслуживают памяти, а о каких вспоминать не следует. О том, что жертвами Геноцида были не только евреи, в России предпочитают не вспоминать, или стараются приуменьшить, подвергнуть сомнению трагедию и мужество отдельных групп или даже обвинить их колларабоционизме с нацистским режимом. Больше всего в этом отношении достается, преследуемым в России, свидетелям Иеговы. Сегодня, во всех европейских странах Свидетели Иеговы признаются жертвами нацизма. На эту тему пишутся научные стать и монографии, в мемориальных комплексах жертв нацизма существуют экспозиции посвященные Свидетелям Иеговы, именами погибших в тюрьмах и лагерях свидетелей Иеговы называются улицы. Опровергнуть мужество свидетелей Иеговы перед лицом нацизма, пытается только небольшое число маргиналов, состоящая из людей который неспособны проявить себя в науке, иначе как делая сенсационные опровержения общепризнанных фактов, или питающие неприязнь к свидетелям Иеговы по идеологическим или религиозным мотивами. Именно их идеи взяли на вооружение российские сектоведы, добавив к ним свою “фирменную” ложь.
Наиболее отвратительно обвинение свидетелей Иеговы в сотрудничестве с нацистами, благодаря чему их жизнь в лагерях была вполне сносной. Документальных доказательств этому обвинители предоставить не могут, но вход идут косвенные упоминания свидетелей Иеговы другими узниками лагерей, заявления, что на фотографиях свидетели Иеговы выглядят лучше других узников и прочая демагогия. Но в действительности за этими обвинениями не стоит ничего кроме незнания истории, религиозной ненависти и клинической психопатии обвинителей. Я решил проанализировать наиболее вопиющие высказывания критиков, Всем известный православный сектовед Александр Дворкин заявил следующее 42 мин.21 с. – 45 мин. 54с :
“Дело в том, что нацистам очень понравились свидетели Иеговы. Своей жизнью внутри секты они приучены к доносительству. Нацисты это отметили, отметили доносительство и исполнительность свидетелей Иеговы, стали назначать их каппо – то есть своими помощниками по лагерю, низшая административная должность. И были очень довольны. Есть такая книга, «Берлинские дневники» , которую написала русская эмигрантка княжна Васильчикова. Она жила в Германии, участвовала в антинацистском сопротивлении, была арестована и сидела в тюрьме. И она рассказывает, что верующие разных христианских конфессий помогали друг другу: они сообщали, в какой камере находится священник данной конфессии, носили исповедальные записки. Скажем, католики помогали православным, лютеране помогали и католикам, и православным и т. д. – все помогали друг другу, все чувствовали свою солидарность.В этой тюрьме свидетели Иеговы работали на кухне и развозили пищу по камерам. Когда христиане узнали, что верующие люди развозят пищу по камерам, то есть могут передвигаться между камерами без конвоя и, соответственно, могут передавать записка, они обратились к ним за помощью. Свидетели Иеговы немедленно сообщили руководству тюрьмы.Были произведены дополнительные аресты, несколько человек расстреляли. Это, опять же, на совести свидетелей”http://www.stop-sekta.ru/svideteli-iegovy/iegovy-v-vov (Скорее всего статья составлена из высказываний Дворкина).
Я нашел “Берлинские дневники” княжны Васильчиковой, но не обнаружил в них этого эпизода. Вот что Васильчикова пишет о свидетелях Иеговы:
“Убирали камеры, разносили еду и раздавали бритвенные приборы вспомогательный персонал из евреев, других политических заключенных или членов секты «свидетели Иеговы». За исключением последних, которые в силу своей этики неучастия чаще всего отказывались помогать товарищам по несчастью, эти люди часто были единственным связующим звеном между заключенными и внешним миром.”
Это единственное упоминание о свидетелях Иеговы в дневнике, никаких историй о том что кого-то по их вине расстреляли в дневнике нет. Щеголяющий степенью доктора философии по истории Дворкин, мог бы поинтересоваться в каком положении было духовенство в лагерях и какие казни вообще применялись. Так расстрел применялся к военнопленным или заключенным высокого происхождения, остальных просто вешали. Васильчикова пишет что представители духовенства, осуществляли свою деятельность “подкупив охранников или как-то иначе заручившись их благосклонностью”.Так что история рассказанная Дворкиным, является откровенной ложью.
Но на основании того, что свидетели Иеговы упомянуты в числе вспомогательного персонала лагеря и отказе их помогать другим заключенным, критики делают выводы, что свидетели Иеговы сотрудничали с администрацией. Если рассмотреть контекст упоминания свидетелей Иеговы Васильчиковой, то становится ясно, что свидетели Иеговы отказывались участвовать в религиозной деятельности других конфессий и подпольной политической деятельности. Думаю всем очевидна разница между отказом от участия и выдаче других заключенных администрации.Дворкин идет еще дальше заявляя, что “что большая часть заключенных иеговистов относительно хорошо устраивалась в нацистских концлагерях. Нацистам весьма нравились послушные и исполнительные «свидетели Иеговы», и они часто назначали сектантов полицаями и своими административными помощниками, а те добросовестно служили своим хозяевам”. Филолог по образованию, Дворкин, использует негативно окрашенное слово “полицай”, означающие, человека из местного населения, выполняющего полицейские функции на оккупированной нацстами территории. Никаких полицаев в лагерях не было, там были сначала обычные тюремные охранники, а потом военные из спецдивизий СС и резервистов, непригодных к военной службе. Поскольку свидетели Иеговы были в лагерях именно из-за отказа брать в руки оружие, и могли выйти из лагеря просто подписав документ с отречением от веры, нахождение их в числе лагерной охраны совершенно не вероятно. В своих публичных лекциях Дворкин так же заявляет, что свидетели Иеговы в лагерях были капо, старостами, административными помощниками и. т. и жили в общем не плохо.
“На самом деле, адепты секты бруклинистов жили в концлагерях в статусе особой, не сильно притесняемой фашистами касты. Они привлекались к такой работе, которая не была изнурительной, как то парикмахеры, ремонтники, сапожники и прочее, что не только не лишало их жизни, но и оставляло время на проповедь среди заключенных.”
В качестве доказательства подобных утверждений приводятся фотографии “упитанных, в аккуратных костюмчиках, которые с широкой улыбкой выходят из концлагеря.” в сравнении с “обычными узниками концлагеря”. И вот тут кроется несколько подвохов. Кого считать обычным узником концлагеря? Ведь были разные категории заключенных, с разным к ним отношением. В качестве “обычных узников концлагерей критики приводят” фотографии узников лагерей смерти. Но концентрационный лагерь и лагерь смерти не одно тоже. Лагеря смерти возникли гораздо позднее концлагерей, в 1942, и отправляли туда преимущественно по национальному признаку и тех кто уже не мог работать. Изначально концентрационные лагеря строились для перевоспитания и запугивания противников нацистского режима. Условия в разных лагерях были очень разными, отличалось и отношение к разным группам заключенных. Так же отношение к заключенным менялось со временем.
Вот какие фотографии критики приводят в доказательство своих слов о “несильно притесняемых нацистами” свидетелях Иеговы.
На первом рисунке группа освобожденных людей, естественно они улыбаются от радости. Когда сделано фото не известно. Сколько времени пробыли освобожденные в лагере тоже не известно. Так же следует учесть, что после освобождения лагерей заключенных не сразу отпускали домой – многие из них были больны, страдали педикулезом, инфекционными заболеваниями и т. д. Бывшим заключенным оказывалась помощь прямо в лагерях и лишь потом они отправлялись домой. Не следует исключать вариант, что это фото постановочное – сделанное через некоторое время после освобождения на встрече друзей. Критики конечно, не вспомнят тот факт что освобожденный после окончания срока Леопольд Энгляйнтнер весил всего лишь 28 кг, и после жестокого обращения в лагере никогда не мог иметь детей. А ведь сотрудники центра Иринея Лионского, с его биографией знакомы.
Вторая фотография, не имеет отношения к свидетелям Иеговы. На ней изображены польские заключенные освобожденные из лагеря Дахау. На сайте Liberating the Holocaust выложены и другие фото, среди которых есть и улыбающиеся бывшие узники и узницы, которые выглядят сравнительно лучше чем узники барака 11 (барака смертников). Неужели все они колларабоцонисты, надзиратели т. д.? Вряд ли, как только лагеря были освобождены заключенных которые сотрудничали с администрацией или убивали, или передавали военным властям. Так что тем не приходилось радоваться освобождению.
Свидетели Иеговы были одними из первых узников лагерей в 1933-1934 годах. Вот фотографии того времени. Как видите все узники выглядят примерно одинаково. Лагеря того времени предназначались для перевоспитания несогласных. Условия там были достаточно суровы. В 1936 году многих заключенных выпустили, под подписку о неразглашении и дал возможность покинуть Германию.
По сути обвинения свидетелей Иеговы в том, что они были в лучшем положении, означают, что их обвиняют в том, что они выжили. Выживанию свидетелей Иеговы в лагерях способствовало ряд факторов, и это было отнюдь не благосклонность нацистов. Уважение врага нужно было заслужить, причем отнюдь не стукачеством, как утверждают критики. Здесь играли роль разные факторы – национальность, срок заключения, мировоззрение, психологический настрой, профессия. и т. д. Практически все заключенные свидетели Иеговы были немцами по происхождению и их заключали на определенный срок, по окончанию которого те могли выйти на свободу. Правда не надолго – их опять арестовывали по тем же обвинениям. О психологии заключенных в лагере писали психиатры Бруно Бетельгейм и Виктор Франкл, которые сами были узниками. Франкл отмечал, что для выживания в лагере, главным было наличие цели в жизни. Бетельгейм писал, что : “самый большой враг заключенного — не СС, а свой же брат заключенный.”. Свидетели Иеговы как искрение верующие люди имел цель в жизни. В отличии от евреев, недоумевавших, как Бог мог так поступать с ними и попадавших из за это состоянии фрустрации, свидетели Иеговы были гораздо более подготовленными к преследованиям. Они были доказательством истинности их веры, испытанием которое нужно было пройти. Не смотря на тяжелейшие условия, библейские принципы которым следовали свидетели Иеговы помогали им выжить. Лагерное начальство свидетели Иеговы рассматривали как власти, которым следует подчинятся(в то время существовало иное понимание Рим. 13:2, но это не влияло на отношение к властям). Будучи трудолюбивыми, свидетели Иеговы работали в лагерях, следуя принципу . И самое главное – свидетели Иеговы оставались сплочённой группой, члены которой оказывали духовную и материальную помощь как друг к другу так и к другим заключенным. Вот что пишет Бруно Бетельгейм, о свидетелях Иеговы находившихся в концлагерях Дахау и Бухенвальд в 1938-1939 годах:
“ Я имею в виду «Свидетелей Иеговы», которые показали не только необычно высокие образцы человеческого достоинства, но и казались защищенными от разрушительного воздействия тех условий, перед которыми не выстаивали, как я считал согласно психоанализу, высоко интегрированные личности.”
“Такие узники совести, как Свидетели Иеговы стойко переносили заключение, благодаря строгой религиозности. Поскольку их преступление заключалось в отказе от службы в армии, им предлагали взять оружие в руки в обмен на свободу. Они упорно отказывались.
Свидетели Иеговы были хорошими товарищами, корректными и отзывчивыми и спорили только по религиозным вопросам. За их трудолюбие и исполнительность их часто назначали старостами, при этом они никогда не издевались над другими заключенными и не пользовались положением для достижения привилегий.”
Задумывались ли критики, каких трудов стоило свидетелям Иеговы проявлять все эти качества в концлагере? Как видим, очевидец, узник и известный психиатр ни словом не осуждает свидетелей Иеговы даже если они были старостами. на оборот староста- свидетель Иеговы, давал дополнительные возможности выжить своим подчиненным. Бетельгейм использует слово “староста”, так в концлагерях называли руководителей рабочих команд. Капо были более высоким рангом в лагерной иерархии, и поскольку от них требовалось сотрудничество с администрацией лагеря, свидетели Иеговы не могли занимать подобные должности.
Со временем администрация лагерей поняла, что свидетели Иеговы не представляют никакой угрозы. Высокие чины лагерной администрации стали использовать свидетелей Иеговы как парикмахеров, брать в прислугу, доверять им своих детей. Свидетели Иеговы даже работали уборщиками в Аненербе. И тут критики, из числа традиционных христиан находят, в чем упрекнуть свидетелей Иеговы. Ведь те имели возможность убить офицеров лагерной охраны, даже самого Гиммера. Но ведь такой поступок полностью противоречил бы христианской этике! Да и что бы изменило такое убийство? Случаи когда заключенные из числа военнопленных, или доведенные до крайности евреи нападали и убивали охрану были. Заканчивалось это все очень плачевно – нацисты мстили всему лагерю, казня заключенных за действия нескольких человек. Если бы хоть один свидетель Иеговы причинил вред офицерам, попытался напасть на охрану и т. д., эти самым он обрек бы на смерть сотни заключенных, подорвал репутацию своих собратьев по вере, обрекая их на смерть.
Еще одно “доказательство” сотрудничества свидетелей Иеговы с нацистами – наличие в лагерях литературы свидетелей Иеговы. Якобы нацисты сами проносили в лагеря литературу, что бы способствовать распространению пацифистских настроений среди заключенных. Действительно, среди нацистов имеющих отношение к лагерям, были люди сочувствующие свидетелям Иеговы. Среди них Феликс Керстен, личный врач Гиммера, у которого работали свидетели Иеговы в прислуге. Этот человек тайно провозил в лагеря литературу. Иногда свидетели Иеговы работающие при администрациях, могли тайно распечатывать копии.
Те кто искажает, старается приуменьшить или игнорирует то через,что довелось пройти свидетелям Иеговы в нацистских концлагерях, по сути готовят почву для повторения таких же преследований в наше время. Не может быть оправдания для такой позиции православного журналиста, узнавшего в прошлом году о смерти Леопольда Энгляйнтнера: “Мало ли сектантов шло на гибель из-за своих заблуждений?”. При этом журналист даже не удосужился ознакомится с биографией этого мужественного человека. За последний месяц, я трижды прочитал, что о свидетелях Иеговы надо сообщать в полицию, что они должны сидеть в тюрьме. Этого не должно быть в стране, которая гордится своей победой над фашизмом.
Очень хорошая статья, Сергей!
ОтветитьУдалитьХорошо освещена тема про свидетелей - "типа полицаев". Действительно, "капо" зачастую назначались, просто заключенные-ветераны концлагеря. А свидетели Иеговы одними из первых попали туда.
Немного не до конца расскрыта тема о попадании в лагеря литературы, хотя материалы на эту тему есть.
Но это не беда ;)
Скажу, по секрету всему свету, что я перестал верить отступникам и читать их блоги, как раз после прочтения (Кажется у Талызина) статьи, подобной дворкиновской - с фотографиями, якобы жирующих свидетелей и т.п.
Ну, думаю, дойти до такого, чтоб прировнять СИ к фашистам???
Это вы уж явно перегнули, господа "остапы"!
С тех пор, я ещё не раз ловил их на вранье.
Ещё раз спасибо, Сергей.
Насчет капо - то термин не однозначный. Эта должность была связана с насилием, тесным сотрудничеством с администрацией лагеря, и была неприемлема для свидетелей Иеговы. Впрочем на эту должнсоть из бы и не нанзначали - не подходили по психологическим характеристикам. Могли назаначать бригадирами рабочих кооманд - там где нужно было выпонять работу. Там где нужно было издеваться - назначали политических,из числа коммунистов или уголовников.
ОтветитьУдалитьДворкин прямо заявляет о родстве иедологий "иеговизма и фашизма". Ну что сделать - больной человек. Вообщето сектоведение в Европе стало разввиаться именно в нацисткой Германии, и всех германских сектоведов, включая действующих сейчас обучали люди ранее так или иначе связанные с нацистами.
Свидетели Иеговы все оказалисьв концлагере за отка служить вармии.Они держались едва
ОтветитьУдалитьли не еще более стойко,чем политические.Благодаря сильным религиознымубеждениям,
они не утратили своей личности,поскольку единственная и хвинав глазах СС состояла в
нежелании служить с оружием в руках, им часто предлагали свободу,если они все-таки
согласятся служитьвопрекисвоим убеждениям, ноонистойкоотвергали такиепредложения.
Иеговисты,какправило,былилюдьмидостаточноограниченнымиистремилисьтолькок
одному— обратитьдругих всвоюверу.В остальномже онибылихорошимитоварищами,
надежными,воспитаннымии всегда готовымиприйтина помощь.Онипочтине вступали в
споры иссоры, былипримернымиработниками,ипотомуизнихнередковыбирали
надзирателей,итогдаонидобросовестноподгонялизаключенныхинастаивали,чтобы те
выполнялиработукачественноив срок.Ониникогдане оскорблялидругих заключенных,
всегда быливежливы,ивсеравноэсэсовцыпредпочиталиихв качествестаршихза
трудолюбие, ловкостьисдержанность.
Эрих Фром. Анатомия человеческой деструктивности
Копировал из pdf, извините за отсутствие пробелов.
Как видете Фром употребляет термин надхиартели в отношении свидетелей Иеговы., рчлоему жевы не упомянули эту цитату в своей статье?
Да мне знакома эта цитата. Я не знаю какое слово употребил Фромм, так как не владею немецким,а вы приводите перевод. Кстати Фромм не мог употреблять термин "иеговисты" - он есть только в языках народов бывшего СССР благодаря атеистической пропаганде. Сам Фромм бежал в США после прихода Гитлера к власти в 1933 году и не был узником лагерей. Говоря о свидетелях Иеговы, он опирается на работу Бруно Бетельгейма, и я не видел нужды давать цитату из вторичного источника, так как стаья итак достаточно громоздкая.
ОтветитьУдалить