Наверное каждому приходилось слышать как свидетелей Иеговы называют “иеговистами”. Это наименование вошло в публицистические, научные и справочные издания. Даже в толковых словаря русского и украинского языков термин “иеговисты” закреплен за свидетелями Иеговы. Но мало кому известно, что изначально термин “иеговисты” не имел никакого отношения к свидетелям Иеговы его применение к этой религиозной организации не оправдано с научной точки зрения и не этично.
Дело в том, что в 1846 году артиллерийский штабс-капитан царской армии Н. С. Ильин основал самобытное религиозное течение (“секту”), которую назвал "Десное Братство", потом "Иисусова вера", дальше "Братопророческая и клевреть-ангельская вера" и впоследствии "Еговисты" [1]. На это обстоятельство я сослался в дискуссии с Александром Леонидовичем Дворкиным на форуме РАЦИРС. А. Дворкин заявил: “иеговизм - сектантское направление. К нему относятся и последователи штабс-кап. Ильина и Св. Иеговы. И те и другие отрицают Божество Христа и верят в бога, которого они называют Иеговой. Поэтому и те и другие классифицируются как иеговисты.”
На резонный вопрос, насчет различий между взглядами иеговистов-ильинцев и свидетелями Иеговы, Дворкин ответил: “несмотря на различия, как ильинцы, так и расселиты относятся к течению, именуемому по имени того существа, которого они почитают за Бога и которого они называют Иеговой. Поэтому наименование этого течения "Иеговизм" вполне корректно, нравится ли это кому-л. или нет.”
Получив такие ответы, я решил исследовать есть ли у А. Дворкина основания для подобных заявлений. Первый вопрос который, я решил исследовать – есть ли научные основания объединять в одну группу иеговистов-ильинцев и свидетелей Иеговы. Второй вопрос – действительно ли не имеет значения, как религиоведы называют религиозную организацию, особенно если это кому-то не нравится.
Для ответа на первый вопрос следует сравнить основные положения теологии иеговистов и Свидетелей Иеговы, исследовать исторические предпосылки возникновения этих религиозных течений и обратить внимание на их идейных предшественников, возможность контактов этих движений между собой.
Основатель иеговистов-ильинцев - Николай Созонтович Ильин (1809(1812) – 1890). Данные о его происхождении довольно противоречивы. Ильин, по его собственным словам, был незаконнорождённым сыном генерала российской армии Паткуля и польской уроженки Тенчинской. Но в сектоведческих работах конца 19 начала 20 веков, говорится, что Ильин был незаконорожденным «солдатским» сыном [2]. Ильин был крещен как православный, но образование получил в Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1834 году он женился на лютеранке – Ольге Тиде. Живя в небольших городах он усердно занимался самообразованием, написал монографию «Руководство по морской артиллерии». Ильин был очень религиозным человеком и начинал как ревностный православный, но интересовался немецким пиетизмом, мистикой, особенно работами Иоганна Генриха Юнга-Штиллинга (эти работы также повлияли на молокан). На мировоззрение Ильина серьезно повлияли журналы «Сионский Вестник», издаваемым мистиком и масоном А.Ф. Лабзиным , а журнал «Маяк», в котором так же печатались статьи на мистическую тематику. К духовным поискам Ильина толкало несколько факторов – он очень болезненно воспринимал факт своего незаконного рождения, и именно это толкнуло его на поиски всеобщего братства. Ильин был знаком с православием, католицизмом, лютеранством, и его тяготило отсутствие религиозного единства с женой-лютеранкой. Так же Ильин тесно общался с евреями и его возмущала разобщенность евреев и христиан, а также разделения в самом христианстве. Постепенно Ильин разочаровался в православии и в 1842 году в журнале “Маяк” была
опубликована его статья “Общая азбука в природе человека” (полное название “К пополнению житницы истинного просвещения, первое зерно человеческого знания, умовый (т. е. теоретический. ) взгляд на общую азбуку в природе человека”). В этой статье была сделана попытка преобразовать русскую азбуку, приблизив ее к другим народам, и объединить человечество посредством общего языка. Так же Ильин высказал идею об объединении веры и науки. Окончательно разочаровавшись в православии Ильин стал создавать свое учение, стремясь вернуть церкви «первоапостольскую простоту». В 1846 году вокруг Ильина формируется группа единомышленников, в которую вошли - родственники, близкие друзья уральские рабочие, предписанные к заводам крепостные крестьяне, представители низшего духовенства,а позднее и представители интеллигенции. 1850 году Ильин написал религиозно-философское сочинение «Сионская весть», в котором изложил основы своего учения. В 1856(1859?) году Ильин был арестован и предан суду. Медецинская комисия дважды признала его психически больным, и суд постановил отправить Ильина в Соловецкий монастырь, где Ильин пробыл 20 лет. После освобождения в 1879 году и до смерти в 1890 Ильин прожил в городе Митеево.
опубликована его статья “Общая азбука в природе человека” (полное название “К пополнению житницы истинного просвещения, первое зерно человеческого знания, умовый (т. е. теоретический. ) взгляд на общую азбуку в природе человека”). В этой статье была сделана попытка преобразовать русскую азбуку, приблизив ее к другим народам, и объединить человечество посредством общего языка. Так же Ильин высказал идею об объединении веры и науки. Окончательно разочаровавшись в православии Ильин стал создавать свое учение, стремясь вернуть церкви «первоапостольскую простоту». В 1846 году вокруг Ильина формируется группа единомышленников, в которую вошли - родственники, близкие друзья уральские рабочие, предписанные к заводам крепостные крестьяне, представители низшего духовенства,а позднее и представители интеллигенции. 1850 году Ильин написал религиозно-философское сочинение «Сионская весть», в котором изложил основы своего учения. В 1856(1859?) году Ильин был арестован и предан суду. Медецинская комисия дважды признала его психически больным, и суд постановил отправить Ильина в Соловецкий монастырь, где Ильин пробыл 20 лет. После освобождения в 1879 году и до смерти в 1890 Ильин прожил в городе Митеево.
Теология Ильина, представляет собой достаточно оригинальную религиозно-философскую систему, которая, впрочем, имеет ряд черт характерных для русского сектантства – антицерковный характер, слабая разработанность, особенное внимание личным откровениям, отрицание “буквы” Писания. С точки зрения религиоведения иеговизм (еговизм) имеет дуалистический, синкретический и хилиастический характер. По учению Ильина Солнечной системой управляют два бога – Егова и Сатана. Егова и Сатана имеют телесную, человеческую природу, но различаются тем, что первый - бессмертен, второму же смертен и ему будет положен будет конец. Часто Егову Ильин называл богочеловеом или Богоевреем. Иисус – это воплощенный Егова. Ильин делил людей на еговистов – последователей Еговы (называя их так же “десными” – тех кто будет по правую руку Еговы) и сатанистов(“ошуйных”). От начала мира между Иеговой и Сатаной происходит борьба. которая должна завершится битвой – Армагеддоном. В результате победит Егова, а его последователи получат телесное бессмертие. На тысячу лет будет установлена иерусалимская республика, после тысячи лет, Сатана освободится, произойдет еще одна битва с Еговой, в которойсатна и его последователи буду полностью уничтожены. После этого Земля будет радикально преобразована и Егова будет ее периодически совершенствовать. Еговисты считают текст Библии искаженным Сатаной, и хотя признают, что в ней есть некоторые истины, практически ее не используют. Вместо Библии священной книгой в еговизме считается особая редакция последней библейской книги Откровения Св. Иоанна, известная как «Книга с Неба». Эта книга считается тайной и изучают её только члены еговистской общины. Помимо «Книги с Неба» статус священных писаний в еговизме имеют сочинения Ильина, который считается пророком. Со всеми произведениями Ильина можно ознакомится на этом сайте. Практически ничего не известно ни о количестве ни об богослужебной практики еговистов. Предполагают что их осталось нсеколько тысяч в России, Украине и Казахстане. Детальное сравнение еговистов и Свидетелей Иеговы приведено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ еговистов и свидетелей Иеговы
Иеговисты-ильинцы | Свидетели Иеговы | |
Бог | Существует много богов | Строгие монотеисты |
В Солнечной системе есть два равносильных Бога — Егова и Сатана. Иегова - бог людей бессмертных и Сатана - бог смертных; по ним и все люди делятся на два разряда, на иеговистов и сатанистов. | Иегова – единственный властитель Вселенной. Сатана- падший ангел. | |
Боги, так же как и люди, существуют только в телесной форме. Егова – предвечно бессмертный человек, которого у называют человекобогом | Бог – дух. Имеет духовное, а не материальное тело. | |
Иисус | Иисус тождественен Егове и был его временным земным воплощением | Иисус – сын Бога, первая духовная личность созданная Иеговой. |
Был рожден естественным образом | Верят в непорочное зачатие | |
полностью отрицают существование души, духов и иных нематериальных сущностей в современном понимании | не верят в существования бессмертной души. Признают существование духовных личностей – ангелов, демонов. | |
Настоящий Мессия еще не пришел | ||
Эсхатология | Верят в Армагеддон и установление 1000-летнего царства в Палестине. Люди получат телесное бессмертие. | Верят в Армагеддон. 1000-летнее царство будет установлено на всей Земле. Большинство людей будут жить на Земле. 144 000 будут соправителями Христа. |
Библия | Испорченная Сатаной, читать последователям не рекомендуется. | Священное Писание вдохновленное Богом. Вся остальная литература – не вдохновлена Богом и используется как вспомогательная |
Священное Писание – “Книга с неба” и все остальные работы Ильина. | ||
Отношение к Закону Моисея | Исполняют некоторые положения – празднуют субботу, не едят свинину | Закон Моисея уже исполнен Христом, выполнять его не нужно, но в основе Закона и христианской этики лежат одни и те же принципы |
Отношение к основателю | Ильин – пророк Илья, получающий сверх-естественные откровения от Бога | Рассел – пастор, человек, публикующий результаты своих исследований. не имеющий пророческого дара, ошибающийся и признающий свои ошибки. |
Идейные предтечи | Христианство, иудаизм, немецкий пиетизм, квакеры, Штиллинг, мистицизм | Адвентизм, унитаризм, Генри Грю, Джон Сторз, Вендел, Барбор |
Религиоведческая классификация | Синкретическое религиозное течение | Христианская реставрационисткая унитарная деноминация |
С точки зрения Дворкина раз еговисты и свидетели Иеговы называют Бога Иеговой, значит они принадлежат к одному направлению. Как мы можем видеть из таблицы – в фундаментальных вопросах, взгляды еговистов и свидетелей Иеговы совершенно различны. Бога Ильин называет “ѢГОВА”(произносится “Егова”). Такая транскрипция имени Бога. была распространена в России в XVIII - первой половине XIX. Его употребляли в литературных произведениях Державин,Кюхельбекер, Жуковский, Глинка, Пушкин. В русской дореформенной орфографии сочетание букв –іе иногда произносилось как е: Іегова, Іерусалим. После реформы офорграфии буква ѣ была заменена буквой е, а і - и. очевидно это привело к исчезновению прочтения “Егова”, и окончательному закреплению прочтения “Иегова”, это же привело к тому, еговистов стали называть иеговистами.
Но в статье Букреева. А. Еговисты-Адонайцы [1] за 1927 год используется термин “еговисты”, а не “иеговисты”. Из доступных источников термин “иеговисты” впервые встречается в записке МГБ СССР “О необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей”, датируемую 1950 годом. Как известно, в СССР до 1939 года свидетелей Иеговы было очень мало, да и назывались они до1931 года “Исследователями Библии”, и в разных странах это название сохранялось за ними в прессе и официальных документах еще 10-15 лет. В 1939 году Западная Украина и Западная Белорусь были присоединены к СССР, а именно в этих регионах было большое количество свидетелей Иеговы. Стоит отметить, что в греко-католических изданиях 1930-х годов, свидетелей Иеговы называют “Дослідниками Біблії”, “русселітами”, но не “єговістами”. После Второй Мировой Войны Западная Украина, Западная Беларусь, Молдавия, опять оказались в составе СССР. а также были присоединены Эстония, Латвия и Литва. На этих териториях было достаточно большое количество Свидетелей Иеговы. Термин “иеговисты” встречается в работах А. Т. Москаленко “Кто такие иеговисты”, 1960, и “Секта иеговистов и ее реакционная сущность”. В этих работах рассматривается деятельность как еговистов, которых автор называет иеговистами-ильинцами, и свидетелей Иеговы, которых автор называет иеговистами-русселитами. Автор по сути, рассматривает еговистов и свидетелей Иеговы как две ветви одного движения, заявляя, что группа Исследователей Библии, организованная Расселом “сначала по вероучению мало чем отличалась от иеговистов ильинского направления.” В общем, работы А. Т. Москаленко были одними из первых работ про свидетелей Иеговы в СССР и носили скорее атеистическо-пропагандистский, чем исследовательский характер, из-за чего изобиловали огромным количеством фактических ошибок. Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что термин “иеговизм” появился благодаря деятельности атеистов-пропагандистов, которых мало заботили вопросы этики, собственно исследования религиозных течений, а только атеистическая пропаганда. такой подход привел к появлению новых терминов, которые, в действительности породили терминологическую неопределенность. Так термин “иеговисты-ильинцы” вносил путаницу, так как ильницами, так же назывались жители воронежского села Ильинка, крестьяне которого в XIX веке исповедовали иудаизм и называли себя евреями.
Пытаясь объединить иеговистов и свидетелей Иеговы, советские авторы весьма поверхностно анализировали эсхатологию еговистов и свидетелей Иеговы, упуская из виду другие, более-фундаментальные положения их теологии. Авторы заостряли внимание лишь на двух положениях – Армагеддоне и Тысячелетнем царстве. Внешнее сходство эсхатологии еговистов и свидетелей Иеговы, объясняется лишь тем, что Ильин создал свое учение на интерпретации книги Откровения, а значит эти положения были сходными у многих хиалистических течений. Рассел не считал Иегову и Сатану равными богами, не учил что Тысячелетнее царство будет установлено в Палестине, в отличии от Ильина. Так же Рассел верил в то что “малое стадо” получит небесную награду, что полностью приторочило учению Ильина. Странно, что современные российские сектоведы, в частности А. Дворкин, бежавший из СССР из-за политических убеждений, и работавшего в США на антикоммунистические организации, например “Радио “Свобода””, используют в своей практике теории и терминологию созданные пропагандистами атеизма.
Другой сектовед, подполковник МВД, совмещавший звание с саном диакона, а теперь священник РПЦ и руководитель отдела по связям с армией и другими силовыми структурами, А. И. Хвыля-Олинтер, писал, что: “ не только в Соединённых Штатах Америки к XIX сложились предпосылки для формирования религиозного объединения, обожествляющего Иегову (далее идет ссылка на Н. С. Ильина).” Но в Европе имя Иеговы было известно со времен средневековья, и использовалось в переводах, художественных произведениях. надписях в храмах. В XIX веке в США и имя Иеговы было достаточно известно, а в конце XIX начале XX века появляется несколько важных переводов Библии в которых употребляюсь имя Иеговы. Это привело к тому, что Исследователи Библии постепенно осознали важность употребления имени Иеговы и стали уделять этому большое значение, и в 1931 года стали называется свидетелями Иеговы.
Итак. нет никакого сходства в теологических взглядах и предпосылках возникновения еговистов и свидетелей Иеговы. Но может эти группы контактировали между собой?
Среди последователей Ильина были не только рабочие и крепостные крестьяне, его учение смогло заинтересовать некоторых представителей русской и не только русской интеллигенции. В конце 1860-х годов с Ильиным встретился английский писатель и путешественник Вильям Диксон. Ильин произвел на него впечатление и Диксон стал добиваться его освобождения. Чернышев. М. В. в “Конспекте по сектоведению” приводит следующие слова Ильина: “Сам Бог пророков Иегова на второй день моего заточения в Соловецкий монастырь в 1859 г. открыл мне, что я-то и есть именно тот, про которого сказано в 41 и 42 главах пророка Исаии и кто назван Светом всем народам и соединителям сонма иудеев в одну веру... Предъявленные Вами теперь мне сочинения писаны мною собственноручно и посланы мною как к Вам так и в Америку, где уже есть последователи Иеговы..." Действительно вполне вероятно, что взгляды Ильина могли распространится за пределы России и могли даже возникнуть группы еговистов в Европе и США. Но никаких достоверных документальных сведений о них нет. Чернышев интерпретирует высказывание Ильина таким образом : “Вот так встретились два в общем-то не имеющие ранее контакта вероучительные системы, излагающие свои концепции приблизительно в одном ключе.” Но обратите внимание на год – 1859. Рассел родился в 1852, а деятельность кружка Исследователей Библии началась в 1870-м. Так же известно, что Рассел часто упоминал с какими религиозными течениями он стыкался, кого считал своими единомышленниками. Так Рассел встречался во время своего визита в Кишинев, с мессианским евреем и миссионером Иосифом Рабиновичем, которого в переписке потом называл братом. Но нет не единого упоминания что бы Рассел или Рутерфорд контактировали с последователями Ильина.
Осталось разобрать последний аргумент Дворкина – термин “иеговизм” происходит от имени существа, которому поклоняются свидетели Иеговы, и поэтому термин “иеговизм” волне уместен нравится это свидетелям Иеговы или нет. Уже сама формулировка ответа – назвать Бога другой религии – существом, может показаться весьма оскорбительной. Действительно, в русском языке, согласно правилами словообразования, суфикс –изм, используется для образования имен существительных, которые представляют собою названия общественно-политических, научных или эстетических учений, направлений, систем, а также качеств, склонностей, действий или состояний, связанных с тем, что названо именами существительными, редко - глаголами, от которых соответствующие имена существительные образованы. Тем не менее, нет никаких правил регламентирующих самоназвания конфессий. В религиоведении не принято использовать названия конфессий, отличные от их самоназвания.( (Исключение – термин «буддизм», введенный европейскими учеными в XIX веке. Хотя самоназвание этой религии – Буддадхарма, или просто Дхарма, термин «буддизм», был без возражения принят последователями этой религии) Использование кличек, часто оскорбительных для наименования конфессий, признак конфессиональной или обличительной литературы. Так греко-католиков иногда называют униатами, пятидесятников – трясунами, адвентистов – субботниками и т. д. Для представителей этих конфессий, ети названия являются обидными и неприятными. В случае с названием “еговизм”, вопросов не возникает – это самоназвание религиозной группы, последователей Н. С. Ильина. С термином “иеговизм” ситуация совершенно другая – в СССР, этот термин использовали как оскорбительное, уничижительное название деноминации, прибавля к нему эпитеты с негативной смысловой окраской. Статьи про свидетелей Иеговы совтетских времен, пестрели такими выражениями, как «иеговисткие вожди», «искалеченые иеговисты», «иеговисткие сети», «иеговисткая стряпня», которые вместе с обвинениями в антикомунистической деятельности, шпионаже, аморальности и т. д., способстовали тому, что термин «иеговизм» приобрел исключительно негативную смысловую нагрузку (ссылка). В связи с этим, слово «иеговизм», воспринимается свидетелями Иеговы как оскорбительное или неприятное. Уже одного этого достаточно, что бы порядочные люди, которые уважают религиозные чувства других, отказались от его употребления в быту, публицистике и научных статьях.
Выводы:
1. Еговисты и свидетели Иеговы совершенно разные по своему происхождению и теологии религиозные течения
2. Нет никаких свидетельств о связи или контактах между еговистами и свидетелями Иеговы
3. Термин “иеговизм” не оправдан с научной точки зрения в введен, предположительно, пропагандистами атеизма
4. Из-за негативной эмоциональной окраски термин термин “иеговизм” не следует применять в СМИ и научных публикациях.
Использованная литература
1. Букреев А. Еговисты – Адонайцы. - "Баптист Украины" - 1927 год, № 5-6.
2. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. – Харьковь, 1910
.
"Странно, что современные российские сектоведы, в частности А. Дворкин, бежавший из СССР из-за политических убеждений, и работавшего в США на антикоммунистические организации, например “Радио “Свобода””, используют в своей практике теории и терминологию созданные пропагандистами атеизма
ОтветитьУдалить". Никита Алексеевич Струве, родившийся в 1931 г. во Франции в эмигрантской семье, использовал в 1960 году такую же классификацию. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=243 Кстати, он жив до сих пор, лучше него ответить на вопрос, оценивал ли он указанные теорию и терминологию как нейтральные, имеющие чисто классификационное значение, никто не сможет.
Судя по всему Струве использовал терминологию принятую в СССР и о свидетелях Иеговы, он высказывался в крайне негативном ключе, по сути повторяя обвинения, используемые коммунистами. Так что у меня нет оснований думать, что Струве был не предвзят. Так же это не отменяет того факта. что термин "иеговизм" не верен с научной точки зрения и не этичен, какой бы диссидент, академик и т. д., его не употреблял. Насколько мне известно в западном религиоведении такого термина, как "иеговизм" нет. Насчет классификации - то я кажется ясно показал, что свидетели Иеговы и иеговисты илинцы соврешенно не похожи на другу друга. Если использовать аналогию - они похожи друг на друга, как РПЦ на Церковь Божбей Материи Державаная, Иоанна Береславского.
ОтветитьУдалитьмогу сказать скорее не как историк, а как один из Свидетелей Иеговы.
ОтветитьУдалить1. Никаких скользких моментов относительно учений Свидетелей, я не нашел, вроде все так и есть;
2. Об учениях иеговистов-ильинцев, я впервые обстоятельно прочитал в Вашей статье, до этого слышал что-то краем уха, но не вникал;
3. Дворкина я не воспринимаю, как серьезного ученого. Когда под титулом профессора стоит человек, чья научная позиция "есть мнение мое и мнение глупое", я сразу же теряю к нему интерес. Тем более, что РПЦ его для того и кормит мясом, чтобы он показывал все остальные религии только в негативном свете;
4. Насчет термина, я не считаю себя иеговистом, и когда меня так называют, прошу называть себя свидетелем. Но если кому-то удобно назвать СИ именно так и при этом не клеветать на эту религию, меня это не очень коробит. Например, так назвал СИ Солженицын ("Архипелаг", т.6 "40 дней Кенгира"). В любом случае Свидетели в мире известны лучше, чем ильинцы, и нек-рые используют такое искаженное название без злого умысла. Впрочем, благодаря таким статьям как Ваша многие научатся отличать Свидетелей от иеговистов
Небольшое уточнение,имеющее существенное отличительное значение в точном понимании духовных истин:
ОтветитьУдалитьв сравнительном анализе вероучений СИ и еговистов о пророках ваша фраза -"Рассел-пастор,человек,публикующий результаты [СВОИХ] исследований,не имеющий пророческого дара...",точнее должна звучать так-"Расселл-пастор,человек,через которого действовал Бог,не имеющий пророческого дара[не получающий откровений свыше,но используемый Богом,как указывающий точное понимание Его Слова]..." см."Свидетели Иеговы возвещатели Царства Бога" стр.621-622.
любопытно было прочитать про Ильинцев. Не знал, что до сих пор есть люди причисляющие себя к ним.
ОтветитьУдалитьВ служении, если сталкиваюсь с таким обращением к себе, то либо просто поправляю, говоря, что бы свидетели Иеговы, либо (было пару раз) интересуюсь у человека, уместно ли использовать имя Бога, записанное в Библии в качестве унизительной клички по отношению к кому либо? Например, называть христиан - "иисусохристистами".
*** Например, называть христиан - "иисусохристистами"*** Как насчет ИЕЗУИТОВ? Их религиозная организация именуется по имени Иисуса.
УдалитьИезуиты - это орден в Католической церкви, а не самостоятельная отдельная религиозная организация. Есть большая разница между самоназванием религиозной организации - оно может быть любым, по выбору ее организаторов или последователей, и названиями которые дают религиозной общине в обществе. Если такие названия не приминаются последователями и считаются оскорбительными, применять их к религиозной организации неэтично. так же следует учитывать что притезии можно предявлять только к названиям юридических лиц - два юридических лица не могут иметь одинакового названия.
Удалитьно 2 сходства в этих 2 деноминациях есть и первая сходство это имя бога в транскрипцией на славянский язык и 2 сходство журнал сионский вестник который изучали адвентисты и потом это вестник сионский начал называться журнал золотой век который исследовали последователи точного толкования библейских пророчеств .
ОтветитьУдалитьЕсть еще сходство - обе деноминации употребляли слова Бог и Христос-)))
УдалитьНасчет журналов вы явно что-то напутали.. "Сионский вестник" был никак не связан с адвентистами в США. Ну а журнал "Золотой Век" стал издаваться только в 20 веке.
Филип твоих комментариев тут опубликовано более чем достаточно. Я так же обнаружил что ты мой блог комментируеш на некоторых форумах, искажая смысл моих сообщений. Напомню , что блог - не форум, и полемика здесь не желательна, а критические и дельные замечания я ценю. Но поскольку. тебе лично, нужна не дискуссия, а повод поныть - твои комментарии не по делу будут удалятся.
ОтветитьУдалить1. Занимаясь стихоплетением на сайте Стихи.ру, я наткнулся на настоящего ильинца. Он называет себя "Еговистом" и в своих стихах Бога называет старым русским именем "Егова". Так во времена Пушкина и ранее это название было общеупотребительным.
ОтветитьУдалить2. А вот наименование "Иеговисты" появилось за долго до времён Советской власти. В религиоведческой литературе практиковались два термина "Яхвисты" и "Иеговисты". Первое принадлежало тем, кто Бога называл Яхве (Ягве), а другие в противоположность им назывались "Иеговисты", придерживаясь традиционного имени Творца.
Как бы американо-подданный член РПЦ нас не называл, главное для нас быть верными Свидетелями Иеговы.