пятница, 22 ноября 2013 г.

Иеговисты и свидетели Иеговы



Наверное каждому приходилось слышать как  свидетелей Иеговы называют  “иеговистами”.  Это наименование вошло  в публицистические, научные и справочные издания. Даже в толковых словаря русского и украинского языков термин “иеговисты”  закреплен за свидетелями Иеговы. Но мало кому  известно, что изначально термин  “иеговисты” не имел никакого отношения к свидетелям Иеговы  его применение к  этой  религиозной  организации не оправдано с научной точки  зрения  и не этично.
Дело в том, что  в 1846 году артиллерийский штабс-капитан царской армии Н. С. Ильин основал самобытное  религиозное течение (“секту”), которую назвал "Десное Братство", потом "Иисусова вера", дальше "Братопророческая и клевреть-ангельская вера" и впоследствии "Еговисты" [1]. На это обстоятельство я сослался в дискуссии с Александром Леонидовичем Дворкиным на форуме РАЦИРС. А. Дворкин заявил: “иеговизм - сектантское направление. К нему относятся и последователи штабс-кап. Ильина и Св. Иеговы. И те и другие отрицают Божество Христа и верят в бога, которого они называют Иеговой. Поэтому и те и другие классифицируются как иеговисты.”
2013-11-22_090521
На резонный вопрос, насчет различий между взглядами иеговистов-ильинцев и свидетелями Иеговы, Дворкин ответил: “несмотря на различия, как ильинцы, так и расселиты относятся к течению, именуемому по имени того существа, которого они почитают за Бога и которого они называют Иеговой. Поэтому наименование этого течения "Иеговизм" вполне корректно, нравится ли это кому-л. или нет.”  
2013-11-22_090640
Получив такие  ответы, я решил исследовать есть ли у  А. Дворкина основания для подобных заявлений. Первый вопрос который, я решил исследовать – есть ли  научные  основания  объединять в одну  группу иеговистов-ильинцев и свидетелей Иеговы. Второй вопрос – действительно ли не имеет значения, как  религиоведы  называют  религиозную организацию, особенно если это кому-то не нравится.
Для ответа на первый  вопрос следует сравнить основные положения теологии иеговистов и Свидетелей Иеговы, исследовать исторические  предпосылки возникновения этих религиозных течений и обратить внимание  на их идейных предшественников, возможность контактов этих движений между собой.
Основатель иеговистов-ильинцев - Николай Созонтович Ильин (1809(1812) – 1890). Данные о его происхождении довольно противоречивы. Ильин, по его собственным словам, был незаконнорождённым сыном генерала российской армии Паткуля и польской уроженки Тенчинской. Но в сектоведческих работах конца 19 начала 20 веков, говорится, что Ильин был незаконорожденным «солдатским» сыном [2]. Ильин был крещен как православный, но образование получил в Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1834 году он женился на лютеранке – Ольге Тиде. Живя в небольших городах он усердно занимался самообразованием, написал монографию «Руководство по морской артиллерии». Ильин был очень религиозным человеком и начинал как ревностный православный, но интересовался немецким пиетизмом, мистикой, особенно работами Иоганна Генриха Юнга-Штиллинга (эти работы  также повлияли на молокан). На  мировоззрение Ильина серьезно повлияли    журналы «Сионский Вестник», издаваемым мистиком и масоном А.Ф. Лабзиным , а  журнал «Маяк», в котором так же печатались статьи на мистическую тематику. К духовным поискам Ильина толкало несколько факторов – он очень болезненно воспринимал факт своего незаконного рождения, и именно это толкнуло его на поиски всеобщего братства. Ильин был знаком с православием, католицизмом, лютеранством, и его тяготило отсутствие религиозного единства с женой-лютеранкой. Так же Ильин тесно общался с евреями и его возмущала разобщенность евреев и христиан, а также разделения в самом христианстве. Постепенно Ильин разочаровался в православии и в 1842 году в журнале “Маяк”  была
опубликована его статья “Общая азбука в природе человека”  (полное название “К пополнению житницы истинного просвещения, первое зерно человеческого знания, умовый (т. е. теоретический. ) взгляд на общую азбуку в природе человека”). В этой статье была сделана попытка преобразовать русскую азбуку, приблизив ее к другим народам, и объединить человечество посредством общего языка. Так же Ильин высказал идею об объединении веры и науки. Окончательно разочаровавшись в православии Ильин стал создавать свое учение, стремясь вернуть церкви «первоапостольскую простоту». В 1846 году вокруг Ильина формируется группа единомышленников, в которую вошли -  родственники, близкие друзья уральские рабочие, предписанные к заводам крепостные крестьяне, представители низшего духовенства,а позднее и представители интеллигенции.  1850 году Ильин написал религиозно-философское сочинение «Сионская весть», в котором изложил основы своего учения. В 1856(1859?) году Ильин был арестован и предан суду. Медецинская комисия дважды признала его психически больным, и суд постановил отправить Ильина в Соловецкий монастырь, где Ильин пробыл 20 лет. После освобождения в 1879 году и до смерти в 1890 Ильин прожил в городе Митеево.
Теология Ильина, представляет собой достаточно оригинальную религиозно-философскую систему, которая, впрочем, имеет ряд  черт характерных для русского сектантства – антицерковный  характер, слабая разработанность, особенное внимание личным откровениям, отрицание “буквы” Писания. С точки  зрения религиоведения иеговизм (еговизм) имеет дуалистический, синкретический и хилиастический характер. По учению Ильина Солнечной системой  управляют  два бога – Егова и Сатана.   Егова и Сатана имеют телесную, человеческую природу, но различаются тем,  что первый -  бессмертен, второму же  смертен и ему будет положен будет конец. Часто Егову Ильин называл богочеловеом или Богоевреем. Иисус – это воплощенный Егова. Ильин делил людей на еговистов  – последователей Еговы (называя их так же “десными” – тех кто будет по правую руку Еговы) и  сатанистов(“ошуйных”).   От начала мира между Иеговой и Сатаной происходит борьба. которая должна завершится битвой – Армагеддоном. В результате  победит Егова, а его последователи получат  телесное  бессмертие. На тысячу лет будет установлена иерусалимская республика, после тысячи лет, Сатана освободится, произойдет еще одна битва с Еговой, в которойсатна и его последователи буду полностью уничтожены. После этого Земля будет  радикально преобразована и Егова будет ее периодически совершенствовать. Еговисты считают текст  Библии искаженным Сатаной, и хотя  признают, что в ней есть некоторые истины, практически ее не используют. Вместо Библии священной книгой в еговизме считается особая редакция последней библейской книги Откровения Св. Иоанна, известная как «Книга с Неба». Эта книга считается тайной и изучают её только члены еговистской общины. Помимо «Книги с Неба» статус священных писаний в еговизме имеют сочинения Ильина, который считается пророком.  Со всеми произведениями Ильина можно ознакомится на этом сайте. Практически ничего не известно ни  о количестве ни об богослужебной  практики еговистов. Предполагают что их осталось нсеколько тысяч в России, Украине и Казахстане. Детальное сравнение еговистов и Свидетелей Иеговы  приведено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ еговистов и свидетелей Иеговы
Иеговисты-ильинцы Свидетели Иеговы
Бог Существует много богов Строгие монотеисты
В Солнечной системе есть два равносильных Бога — Егова и Сатана.
Иегова - бог людей бессмертных и Сатана - бог смертных; по ним и все люди делятся на два разряда, на иеговистов и сатанистов.
Иегова – единственный властитель Вселенной. Сатана- падший  ангел.
Боги, так же как и люди, существуют только в телесной форме.  Егова – предвечно бессмертный человек, которого у  называют человекобогом Бог – дух. Имеет духовное, а не материальное тело.
Иисус Иисус тождественен Егове и был его временным земным воплощением Иисус – сын Бога, первая духовная личность созданная Иеговой.
Был рожден естественным образом Верят в непорочное зачатие
полностью отрицают существование души, духов и иных нематериальных сущностей в современном понимании не верят в существования  бессмертной души. Признают существование духовных личностей – ангелов, демонов.
Настоящий Мессия еще не пришел
Эсхатология Верят в  Армагеддон и установление 1000-летнего царства в Палестине. Люди получат телесное бессмертие. Верят в  Армагеддон. 1000-летнее царство будет установлено на всей Земле. Большинство людей будут жить на Земле. 144 000 будут соправителями Христа.
Библия Испорченная Сатаной, читать последователям не рекомендуется. Священное Писание вдохновленное Богом. Вся остальная литература – не вдохновлена Богом и используется как вспомогательная
Священное Писание – “Книга с неба” и все остальные работы Ильина.
Отношение к Закону Моисея Исполняют некоторые положения – празднуют субботу, не едят свинину Закон Моисея уже исполнен Христом, выполнять его не нужно, но в основе Закона и христианской этики лежат одни и те же принципы
Отношение к основателю Ильин – пророк Илья, получающий сверх-естественные откровения от Бога Рассел – пастор,  человек, публикующий  результаты своих исследований. не имеющий  пророческого дара, ошибающийся  и признающий свои ошибки.
Идейные предтечи Христианство, иудаизм, немецкий пиетизм, квакеры, Штиллинг, мистицизм Адвентизм, унитаризм,  Генри Грю, Джон Сторз, Вендел, Барбор
Религиоведческая классификация Синкретическое  религиозное течение Христианская реставрационисткая унитарная деноминация
С точки  зрения Дворкина раз еговисты и свидетели Иеговы называют Бога Иеговой, значит они принадлежат к одному направлению. Как мы можем видеть из таблицы –  в фундаментальных вопросах, взгляды еговистов и свидетелей Иеговы совершенно различны. Бога Ильин называет “ѢГОВА”(произносится “Егова”). Такая  транскрипция имени Бога. была распространена в России в XVIII  - первой половине  XIX. Его употребляли в литературных произведениях Державин,Кюхельбекер, Жуковский, Глинка, Пушкин. В русской дореформенной  орфографии сочетание букв –іе иногда произносилось как е: Іегова, Іерусалим. После  реформы  офорграфии  буква  ѣ была заменена буквой е, а і -  и. очевидно это привело  к исчезновению прочтения “Егова”,  и окончательному закреплению прочтения “Иегова”, это же привело к тому, еговистов стали называть иеговистами.
Но в статье  Букреева. А. Еговисты-Адонайцы [1] за 1927 год используется термин “еговисты”, а не  “иеговисты”. Из доступных источников термин “иеговисты” впервые встречается в записке МГБ СССР “О необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей”, датируемую 1950 годом. Как  известно, в СССР до 1939 года свидетелей Иеговы было очень мало, да и назывались они до1931 года “Исследователями Библии”, и в разных странах это название  сохранялось за ними в прессе и официальных документах еще 10-15 лет.  В 1939 году Западная Украина и Западная Белорусь были присоединены к СССР, а именно в этих регионах было большое количество свидетелей Иеговы.  Стоит отметить, что  в  греко-католических изданиях 1930-х годов, свидетелей Иеговы называют “Дослідниками Біблії”,  “русселітами”, но не  “єговістами”. После Второй Мировой Войны Западная Украина, Западная Беларусь, Молдавия,   опять оказались в  составе СССР. а также были присоединены Эстония, Латвия  и Литва. На этих териториях было достаточно большое количество Свидетелей Иеговы.  Термин “иеговисты” встречается в работах  А. Т. Москаленко “Кто такие иеговисты”, 1960, и “Секта иеговистов и ее реакционная сущность”. В  этих работах рассматривается деятельность как еговистов, которых автор называет иеговистами-ильинцами, и свидетелей Иеговы, которых автор называет иеговистами-русселитами.  Автор по сути, рассматривает еговистов и свидетелей Иеговы как две ветви одного движения, заявляя, что группа Исследователей Библии, организованная Расселом “сначала по вероучению мало чем отличалась от иеговистов ильинского направления.” В общем, работы А. Т. Москаленко были одними из первых работ про свидетелей Иеговы в СССР  и носили скорее  атеистическо-пропагандистский, чем исследовательский  характер, из-за чего изобиловали огромным количеством фактических ошибок. Исходя из этой  информации, можно сделать вывод, что термин “иеговизм” появился благодаря деятельности атеистов-пропагандистов, которых мало заботили вопросы этики, собственно исследования религиозных течений, а  только атеистическая пропаганда. такой подход привел к  появлению новых терминов, которые, в действительности породили терминологическую неопределенность. Так термин “иеговисты-ильинцы”  вносил путаницу, так как  ильницами, так же назывались жители воронежского села Ильинка, крестьяне которого в XIX веке  исповедовали иудаизм и называли себя евреями.  
Пытаясь объединить иеговистов и свидетелей Иеговы, советские авторы весьма поверхностно анализировали эсхатологию еговистов и свидетелей Иеговы, упуская из виду другие, более-фундаментальные  положения их теологии. Авторы заостряли внимание лишь на двух положениях – Армагеддоне и Тысячелетнем царстве.  Внешнее сходство эсхатологии еговистов и свидетелей Иеговы, объясняется лишь тем, что Ильин создал свое учение  на интерпретации книги Откровения, а значит эти положения были сходными у многих хиалистических течений. Рассел не считал Иегову и Сатану равными богами, не учил что Тысячелетнее царство будет установлено в Палестине, в отличии  от Ильина. Так же  Рассел верил в то что “малое стадо” получит небесную награду, что полностью приторочило учению Ильина. Странно, что современные  российские  сектоведы, в частности А. Дворкин, бежавший из СССР из-за политических убеждений, и  работавшего в США на антикоммунистические организации, например “Радио “Свобода””, используют в своей практике теории и терминологию созданные пропагандистами атеизма. 
Другой сектовед, подполковник  МВД, совмещавший звание с саном диакона, а теперь священник РПЦ и руководитель отдела по связям с армией и другими силовыми структурами,  А. И. Хвыля-Олинтер, писал, что: “ не только в Соединённых Штатах Америки  к XIX сложились предпосылки для формирования религиозного объединения, обожествляющего Иегову (далее идет ссылка на Н. С. Ильина).”  Но в  Европе имя Иеговы было известно со времен средневековья, и использовалось  в переводах, художественных произведениях. надписях в храмах. В XIX веке в США и имя Иеговы было  достаточно известно, а в конце XIX начале  XX века появляется несколько важных переводов Библии в  которых употребляюсь  имя Иеговы. Это привело к тому, что Исследователи Библии  постепенно осознали важность употребления имени Иеговы и стали уделять этому большое значение, и в 1931 года стали называется  свидетелями Иеговы.
Итак. нет никакого сходства  в теологических взглядах и предпосылках возникновения еговистов и свидетелей Иеговы. Но может эти группы контактировали между собой?
Среди последователей Ильина были не только рабочие  и крепостные крестьяне, его учение смогло заинтересовать некоторых представителей  русской и не только русской  интеллигенции. В конце 1860-х годов с Ильиным встретился английский  писатель и  путешественник Вильям Диксон. Ильин произвел на него впечатление и Диксон стал добиваться его освобождения.  Чернышев. М. В. в “Конспекте по сектоведению” приводит следующие  слова Ильина: “Сам Бог пророков Иегова на второй день моего заточения в Соловецкий монастырь в 1859 г. открыл мне, что я-то и есть именно тот, про которого сказано в 41 и 42 главах пророка Исаии и кто назван Светом всем народам и соединителям сонма иудеев в одну веру... Предъявленные Вами теперь мне сочинения писаны мною собственноручно и посланы мною как к Вам так и в Америку, где уже есть последователи Иеговы..." Действительно вполне вероятно, что взгляды Ильина могли распространится за пределы России  и могли даже возникнуть группы еговистов в Европе и США. Но никаких достоверных документальных сведений о них нет. Чернышев интерпретирует высказывание  Ильина таким образом : “Вот так встретились два в общем-то не имеющие ранее контакта вероучительные системы, излагающие свои концепции приблизительно в одном ключе.”  Но обратите внимание  на год – 1859. Рассел родился в 1852, а деятельность кружка Исследователей Библии началась в 1870-м. Так же известно, что Рассел часто упоминал с какими религиозными течениями он стыкался, кого считал своими единомышленниками. Так Рассел встречался во время своего визита в Кишинев, с мессианским евреем и миссионером Иосифом Рабиновичем, которого в переписке потом называл братом. Но нет не единого упоминания что бы Рассел или Рутерфорд контактировали с  последователями Ильина.
Осталось разобрать последний аргумент Дворкина – термин “иеговизм” происходит от имени существа, которому  поклоняются свидетели Иеговы, и поэтому термин “иеговизм” волне уместен нравится это свидетелям Иеговы  или нет. Уже  сама формулировка ответа –  назвать  Бога другой религии – существом, может показаться весьма оскорбительной. Действительно, в русском языке, согласно правилами словообразования, суфикс –изм, используется для образования имен существительных, которые представляют собою названия общественно-политических, научных или эстетических учений, направлений, систем, а также качеств, склонностей, действий или состояний, связанных с тем, что названо именами существительными, редко - глаголами, от которых соответствующие имена существительные образованы. Тем не менее, нет никаких правил регламентирующих самоназвания конфессий. В религиоведении не принято использовать названия конфессий, отличные от их самоназвания.( (Исключение – термин «буддизм», введенный европейскими учеными в XIX веке. Хотя самоназвание этой религии – Буддадхарма, или просто Дхарма, термин «буддизм», был без возражения принят последователями этой религии) Использование  кличек, часто оскорбительных для наименования конфессий, признак конфессиональной или обличительной литературы. Так  греко-католиков  иногда называют униатами, пятидесятников – трясунами, адвентистов – субботниками  и т. д. Для  представителей этих конфессий, ети названия  являются обидными и неприятными. В случае с названием  “еговизм”, вопросов не возникает – это самоназвание религиозной  группы, последователей Н. С. Ильина. С термином  “иеговизм” ситуация совершенно другая – в СССР,  этот термин  использовали как оскорбительное, уничижительное название деноминации, прибавля к нему эпитеты с негативной смысловой окраской. Статьи про свидетелей Иеговы совтетских времен, пестрели такими выражениями, как «иеговисткие вожди», «искалеченые иеговисты», «иеговисткие сети», «иеговисткая стряпня», которые вместе с обвинениями в антикомунистической деятельности, шпионаже, аморальности и т. д., способстовали тому, что термин «иеговизм» приобрел исключительно негативную смысловую нагрузку (ссылка). В связи с этим, слово «иеговизм», воспринимается свидетелями Иеговы как оскорбительное или неприятное. Уже одного этого достаточно, что бы порядочные люди, которые уважают религиозные чувства других, отказались от его употребления в  быту, публицистике и  научных статьях.
Выводы:
1. Еговисты и свидетели Иеговы совершенно разные по своему происхождению и теологии религиозные течения
2. Нет никаких свидетельств о связи  или контактах между  еговистами и свидетелями Иеговы
3. Термин “иеговизм” не оправдан с научной точки зрения в  введен, предположительно, пропагандистами атеизма
4. Из-за негативной  эмоциональной  окраски термин термин “иеговизм” не следует применять в СМИ и научных публикациях.

Использованная литература
1. Букреев А. Еговисты – Адонайцы. - "Баптист Украины" - 1927 год, № 5-6.
2. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. – Харьковь, 1910
.

11 комментариев:

  1. "Странно, что современные российские сектоведы, в частности А. Дворкин, бежавший из СССР из-за политических убеждений, и работавшего в США на антикоммунистические организации, например “Радио “Свобода””, используют в своей практике теории и терминологию созданные пропагандистами атеизма
    ". Никита Алексеевич Струве, родившийся в 1931 г. во Франции в эмигрантской семье, использовал в 1960 году такую же классификацию. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=243 Кстати, он жив до сих пор, лучше него ответить на вопрос, оценивал ли он указанные теорию и терминологию как нейтральные, имеющие чисто классификационное значение, никто не сможет.

    ОтветитьУдалить
  2. Судя по всему Струве использовал терминологию принятую в СССР и о свидетелях Иеговы, он высказывался в крайне негативном ключе, по сути повторяя обвинения, используемые коммунистами. Так что у меня нет оснований думать, что Струве был не предвзят. Так же это не отменяет того факта. что термин "иеговизм" не верен с научной точки зрения и не этичен, какой бы диссидент, академик и т. д., его не употреблял. Насколько мне известно в западном религиоведении такого термина, как "иеговизм" нет. Насчет классификации - то я кажется ясно показал, что свидетели Иеговы и иеговисты илинцы соврешенно не похожи на другу друга. Если использовать аналогию - они похожи друг на друга, как РПЦ на Церковь Божбей Материи Державаная, Иоанна Береславского.

    ОтветитьУдалить
  3. могу сказать скорее не как историк, а как один из Свидетелей Иеговы.
    1. Никаких скользких моментов относительно учений Свидетелей, я не нашел, вроде все так и есть;
    2. Об учениях иеговистов-ильинцев, я впервые обстоятельно прочитал в Вашей статье, до этого слышал что-то краем уха, но не вникал;
    3. Дворкина я не воспринимаю, как серьезного ученого. Когда под титулом профессора стоит человек, чья научная позиция "есть мнение мое и мнение глупое", я сразу же теряю к нему интерес. Тем более, что РПЦ его для того и кормит мясом, чтобы он показывал все остальные религии только в негативном свете;
    4. Насчет термина, я не считаю себя иеговистом, и когда меня так называют, прошу называть себя свидетелем. Но если кому-то удобно назвать СИ именно так и при этом не клеветать на эту религию, меня это не очень коробит. Например, так назвал СИ Солженицын ("Архипелаг", т.6 "40 дней Кенгира"). В любом случае Свидетели в мире известны лучше, чем ильинцы, и нек-рые используют такое искаженное название без злого умысла. Впрочем, благодаря таким статьям как Ваша многие научатся отличать Свидетелей от иеговистов

    ОтветитьУдалить
  4. Небольшое уточнение,имеющее существенное отличительное значение в точном понимании духовных истин:
    в сравнительном анализе вероучений СИ и еговистов о пророках ваша фраза -"Рассел-пастор,человек,публикующий результаты [СВОИХ] исследований,не имеющий пророческого дара...",точнее должна звучать так-"Расселл-пастор,человек,через которого действовал Бог,не имеющий пророческого дара[не получающий откровений свыше,но используемый Богом,как указывающий точное понимание Его Слова]..." см."Свидетели Иеговы возвещатели Царства Бога" стр.621-622.

    ОтветитьУдалить
  5. любопытно было прочитать про Ильинцев. Не знал, что до сих пор есть люди причисляющие себя к ним.
    В служении, если сталкиваюсь с таким обращением к себе, то либо просто поправляю, говоря, что бы свидетели Иеговы, либо (было пару раз) интересуюсь у человека, уместно ли использовать имя Бога, записанное в Библии в качестве унизительной клички по отношению к кому либо? Например, называть христиан - "иисусохристистами".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. *** Например, называть христиан - "иисусохристистами"*** Как насчет ИЕЗУИТОВ? Их религиозная организация именуется по имени Иисуса.

      Удалить
    2. Иезуиты - это орден в Католической церкви, а не самостоятельная отдельная религиозная организация. Есть большая разница между самоназванием религиозной организации - оно может быть любым, по выбору ее организаторов или последователей, и названиями которые дают религиозной общине в обществе. Если такие названия не приминаются последователями и считаются оскорбительными, применять их к религиозной организации неэтично. так же следует учитывать что притезии можно предявлять только к названиям юридических лиц - два юридических лица не могут иметь одинакового названия.

      Удалить
  6. но 2 сходства в этих 2 деноминациях есть и первая сходство это имя бога в транскрипцией на славянский язык и 2 сходство журнал сионский вестник который изучали адвентисты и потом это вестник сионский начал называться журнал золотой век который исследовали последователи точного толкования библейских пророчеств .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть еще сходство - обе деноминации употребляли слова Бог и Христос-)))
      Насчет журналов вы явно что-то напутали.. "Сионский вестник" был никак не связан с адвентистами в США. Ну а журнал "Золотой Век" стал издаваться только в 20 веке.

      Удалить
  7. Филип твоих комментариев тут опубликовано более чем достаточно. Я так же обнаружил что ты мой блог комментируеш на некоторых форумах, искажая смысл моих сообщений. Напомню , что блог - не форум, и полемика здесь не желательна, а критические и дельные замечания я ценю. Но поскольку. тебе лично, нужна не дискуссия, а повод поныть - твои комментарии не по делу будут удалятся.

    ОтветитьУдалить
  8. 1. Занимаясь стихоплетением на сайте Стихи.ру, я наткнулся на настоящего ильинца. Он называет себя "Еговистом" и в своих стихах Бога называет старым русским именем "Егова". Так во времена Пушкина и ранее это название было общеупотребительным.
    2. А вот наименование "Иеговисты" появилось за долго до времён Советской власти. В религиоведческой литературе практиковались два термина "Яхвисты" и "Иеговисты". Первое принадлежало тем, кто Бога называл Яхве (Ягве), а другие в противоположность им назывались "Иеговисты", придерживаясь традиционного имени Творца.
    Как бы американо-подданный член РПЦ нас не называл, главное для нас быть верными Свидетелями Иеговы.

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.