суббота, 22 ноября 2014 г.

Чилийские свидетели Иеговы чествуют флаг?

 

Несколько недель назад в блогах критиков свидетелей Иеговы появилась информация о том что свидетели Иеговы в  Чили вывешивали флаги во время национального праздника.Так же критики вспомнили что флаги были в местах проведения международных конгрессов. Конечно. это послужило поводом для обвинения свидетелей Иеговы в двойных стандартах, нарушении нейтралитета  и т. д. Некоторые отступники заявили, что нейтральность свидетелей Иеговы зависит от того в какой части мира они живут, и как это влияет на финансы. По сути критики просто использовали повод, и  их совершенно не интересовали нюансы отношения свидетелей Иеговы к флагу.

В Чили во время национального праздника Fiestas Patrias вывешивание флага на всех общественных зданиях является обязательным. Нарушение  этого закона влечет  за собой  штраф размером в 40 000 чилийских песо (это около 80 долларов) и больше. Как вести себя свидетелям Иеговы в подобной ситуации – это вопрос совести.

В “Сторожевой Башне” за 15 сентября 2002 года говорилось: “С другой стороны, если подъем или спуск флага не являются частью особой церемонии, тогда подобные действия не более чем выполнение работы по подготовке здания к эксплуатации, такой, как отпирание и запирание на замок дверей, а также открывание и закрывание окон. В подобных случаях флаг просто служит эмблемой государства, и его подъем или спуск наряду с выполнением других повседневных заданий является делом, решение по которому принимает каждый лично в согласии с обученной по Библии совестью (Галатам 6:5). Кого-то совесть может побудить обратиться к начальнику с просьбой поручить подъем или спуск флага кому-то еще. Совесть другого христианина может позволить ему такие действия, если они не входят ни в какую церемонию. Какое бы решение не принял истинный Божий служитель, он должен «иметь чистую совесть» перед Богом (1 Петра 3:16). В Библии ничего не указывает на то, что нельзя работать или находиться в общественных зданиях, над которыми поднят флаг, таких, как муниципальные здания и школы. Также флаг может быть изображен на почтовых марках, на автомобильных номерных знаках и на других предметах, изготовленных по распоряжению правительства. Пользоваться ими еще не значит участвовать в поклонении изображениям. Роль здесь играет не само по себе наличие флага, а то, как человек себя ведет в связи с этим.”   И так если закон требует вывешивать флаг во время национальных праздников некоторые свидетели Иеговы, могут считать вывешивание флага приемлемым и рассматривать его только как символ государства. Вывешивание флага, конечно не сопровождается, какими-либо церемониями. Кто-то может принять другое решение и избегать любого использования  государственной символики, и это тоже  его право. Вывешивание флага христианином, конечно , может задеть совесть других. К сожалению, один из блогеров-свидетелей задался вопросом почему свидетели Иеговы вывешивают флаги, а не платят штраф. Здесь нужно учитывать следующее – флаг вывешивается не добровольно, христианин просто выполняет предписание  закона, как законопослушный гражданин. Рассуждать о том кому следует  платить штраф, легко, если это не касается человека лично. Чили  довольно развитая страна, но для большинства 80 долларов это ощутимая сума. Да дело не только в штрафе – массовое  игнорирование свидетелями Иеговы требования закона, который по сути не противоречит их принципам, может повлечь за собой серьезные последствия. Свидетели Иеговы ведут себя аналогичным образом, если дело касается участия в  выборах – если закон страны предполагает обязательное участие в выборах всех граждан, свидетели Иеговы будут его выполнять, но что будет  делать свидетель Иеговы в кабинке для голосования его личное  дело. Категорически неприемлемым для свидетелей Иеговы является только участие в патриотических церемониях – отдавании чести флагу, клятвах верности и т. д. Все остальное – дело личного выбора.

Для того что бы показать якобы наличие у свидетелей Иеговы двойных стандартов критики приводят цитаты и принципы, которые касаются совершенно других ситуаций. Например, для сравнения приводится ситуация в Бенине: “В одной местности на севере (Гука) были арестованы и задержаны на 72 часа все братья (но не сестры) целого собрания. Это было сделано для того, чтобы заставить братьев не проповедовать и повторять политические лозунги, что они отказались сделать. [...] Братьям сказали, что они могли бы встречаться в своем Зале Царства, если повесят флаг перед ним, а также до и после каждой встречи они отведут время для пения политических песен и лозунгов. Братья знали, что они не могут этого сделать, и были вынуждены впредь встречаться в домах братьев.” (yb97 с. 96 Бенин) В даном случае власти требовали от свидетелей Иеговы участвовать в  патриотических церемониях и вести политическую пропаганду. Постоянное наличие флагов на, или около здания характерно, только  для госучреждений, или в даном случае, указывало бы на приверженности свидетелей Иеговы  правящему режиму в Бенине. Не удивительно, что в такой ситуации свидетели Иеговы отказались от предложения властей.

Вторая цитата на эту тему: “Подтверждают ли факты обвинение, предъявленное лжерелигии? Автор одной книги пишет: «В истории цивилизаций... всегда объединялись две силы, образовывавшие двойной союз. Это война и религия. И из всех основных мировых религий... ни одна не предавалась [войнам] так, как [христианский мир]» («Preachers Present Arms»). Ряд лет назад в газете «Сан» (Ванкувер, Канада) заявлялось: «Слабостью, возможно, всей организованной религии, является то, что церковь встает под национальный флаг... В какой из войн противники не утверждали, что Бог на их стороне?» Доказательство этого высказывания вы можете увидеть на примере какой-нибудь церкви в вашей местности. Алтарь очень часто украшен национальными флагами. Как вы думаете, под какой бы флаг встал Иисус? Вот уже многие века звучат сказанные им некогда слова: «Царство Мое не от мира сего»! (Иоанна 18:36).”  (w96 15/4 с. 13, абз. 12). В даной цитате  использована образная фраза “церковь стает под национальный флаг”, которая подразумевает, что традиционные религии поддерживают патриотические и националистические устремления в своих странах вплоть до того, используют флаги в культовых сооружениях, во время богослужений, хотя власти этого и не требуют. Такое использование флагов, указывает  на приверженность и поддержку религиозных лидеров определенных политических систем, тогда как  простое вывешивание флага, по требованию закона, это лишь выражение уважения к власти и закону.
Впрочем, иногда, в местах где свидетели Иеговы проводят свои богослужения могут быть флаги и другая национальная символика. Так  бывает, когда свидетели Иеговы проводят  богослужения в  арендованных помещениях. В таких случаях, опять же из уважения, свидетели Иеговы не снимают и не закрывают государственную символику. Если  например, на каком-то стадионе будет флаг государства, то он там и останется, вешать, или снимать флаги специально свидетели Иеговы не будут.

Поскольку  многие критики свидетелей Иеговы – это бывшие свидетели Иеговы, игнорирование описанных выше нюансов, и основанная на искажении принципов критика  свидетелей Иеговы, говорит о или о низком уровне компетенции, или же о сознательном искажении взглядов свидетелей Иеговы. В любом случае это ставит под сомнение  в достоверности информации и честности критиков. Если кого-то задевают те, или иные действия собратьев, то  лучше всего проверить что писалось по этому поводу ранее,  и если что-то не понятно спросить у старейшин собрания. Если человек честный с собой и другими, то разъяснений вполне достаточно, для того что бы все стало на свои места. На задетой совести публично акцентируют внимание потенциальные, или действующие отступники – для них важен любой  повод, негативно эмоционально повлиять на соверующих. Не стоит этому  поддаваться, а если такое и произошло – старайтесь  глубоко исследовать вопрос, который вас интересует, или вызывает сомнения, не стесняйтесь спрашивать старейшин и тогда все станет на свои места.

четверг, 13 ноября 2014 г.

Отступники и семья

 

В нескольких прошлых статьях я уже показывал, как  дезинформация  со стороны антикультистов и отступников вредит отношениям в религиозно-разделенных семьях. Я утверждал что антикультистов заботит не благополучие семей, а только борьба с неугодными им религиозными движениями. Антикультисты остаются в  выигрыше при любом раскладе – если им удалось “вытащить” человека, то это реклама  действенности их методов, если же семья  развалилась, то это стает еще одним примером опасности сект. В США и Европе существуют  группы отступников, которые участвуют как эксперты  в бракоразводных процессах, делах об опеке над детьми, разделе имущества которые касаются свидетелей Иеговы. Похоже, что и российские отступники активно перенимают  подобную практику. В России  общество запугано свидетелями Иеговы до такой степени, что при их появлении люди вызывают полицию. будто речь идет об опасных преступниках. Понятно, что в таких условиях если чей-то родственник станет свидетелем Иеговы то это вызовет беспокойство. Предвзятое  отношение к свидетелям Иеговы со стороны полиции, прокуратуры, судов некоторые люди  пытаются  использовать для  своих целей – например лишить свидетеля Иеговы родительских прав, получить более выгодную позицию в бракоразводном процессе, опорочить профессиональную, или деловую репутацию человека. В таких случаях отступники  предлагают свою “помощь”, которая ранее сводилась к тому, что человека поддерживали в убеждении, что  во всем виноваты свидетели Иеговы, что он жертва “тоталитарной секты” и т. д. . Сейчас они, похоже вышли на новый уровень. Во-первых изменилась риторика отступников – раньше критиковались какие-то исторические моменты, цитаты их публикаций, часто вырванные из контекста, или искаженные. Особенно отличается в этом группа Станислава КовтунаОпровергнуть подобные  обвинения было сравнительно не сложно. Теперь используется новая тактика – главный  упор делается  на эмоциональные, злобные и оскорбительные обвинения, которые не подтверждаются аргументами и фактами которые можно проверить. На аргументы  можно найти контраргументы, на  негативные или искаженные факты – десятки  правдивых и позитивных. Но невозможно опровергнуть чужие эмоции и впечатления, даже если  они нагнетаются  искусственно. Во-вторых отступники действительно стали привлекаться к делам против свидетелей Иеговы как  открыто в качестве свидетелей ( дело 16 в Таганроге), так и завуалировано – при заявлений против свидетелей Иеговы в правоохранительные  органы.

Недавно одна из российских отступнических групп опубликовала заявление в прокуратуру некой  гражданки Валентины Зверевой  из Омска. По заявлению отступников, они вели с ней довольно продолжительную переписку. В конце концов появилось  заявление в прокуратуру города Омска на предмет вмешательства религиозного культа в личную и семейную жизнь, сделанное по сотрудников Представительства по правам человека в г. Омске. В заявлении представлена довольно сильно урезанная и отредактированная версия истории с довольно сильными искажениями взглядов свидетелей Иеговы.  На мой взгляд формулировка “вмешательства религиозного культа в личную и семейную жизнь” выглядит абсурдно. Любая  религия  контролирует именно личную жизнь человека, формируя его совесть, нравственные идеалы и устремления.  Но, к сожалению.  сейчас религию воспринимают только со внешней стороны обрядов и  ритуалов, а жизнь в соответствии с религиозными убеждениями выглядит странно.
История Зверевой начинается классически: Не зная, и даже не подозревая всей подоплёки, как самого учения, так и этих «учителей», я наивно полагала, что библейские нормы могут только помочь и улучшить моральный климат в семье и взаимоотношения в целом.”   Далее Зверева обвиняет свидетелей Иеговы в том, что все вышло совсем на оборот, все хорошее в отношениях было уничтожено, а раннее существовавшие  проблемы  приняли  неотвратимый характер. Библейские  принципы действуют  лучше всего, если их применяют  оба супруга. Зверевой  никто не мешал ознакомится  со взглядами свидетелей Иеговы, и это отнюдь не означало что она должна была их принять. Понимание и уважение религии которую выбрал муж, могло укрепить отношения. Судя по тому что Зверева употребляет аббревиатуру ОСБ как синоним религиозной организации свидетелей Иеговы, считает руководителей свидетелей Иеговы  “патологическими лжецами”, “лицемерами” и т. д, легко сделать вывод, что сведения о свидетелях Иеговы ею были взяты  не из личного общения, а из источников, которые  ей  предоставили отступники. О каком доверии в семье  может идти речь, если жена за спиной у мужа общается с явными противниками его взглядов, использует полученные знания  что бы разрушить его убеждения? Зверева признает, что проблемы в семье были и раньше, но как всегда в подобных случаях, старается  их приуменьшить и всю вину переложить на старейшину местного собрания свидетелей Иеговы, который проводил изучение  с ее  мужем.

Что же так  не нравилось Зверевой?  Главные претензии у  нее по поводу принципа главенства  мужа, который якобы  навязывал старейшина: “муж глава. Правда, глава необычный – не на основе ответственности, заботы и внимания, а по принципу: «Я делаю что хочу, а ты обязана слушаться и повиноваться. А если я не прав – терпеть и смиряться»”  Если обратиться к официальным изданиям свидетелей Иеговы, то легко можно убедиться, что принцип главенства подразумевает совершенно другое:

*** lv гл. 4 с. 41, абз. 12 Почему нужно уважать власть? ***Таким образом, муж не должен уклоняться от своих обязанностей, а мужественно исполнять их; не должен он быть и деспотичным или грубым, но, напротив, любящим, добрым и благоразумным. Муж помнит о том, что его власть в семье относительна: она никогда не превосходит власть Иеговы.

*** fy гл. 11 с. 132—133, абз. 11 Храните мир в вашем доме ***Если у твоей жены другая вера, то особенно старайся проявлять уважение к своей спутнице жизни и учитывать ее чувства. Она взрослый человек, и имеет право на определенную свободу в том, чтобы иметь свои религиозные убеждения, даже если ты с ними не согласен. Не ожидай, что, как только ты расскажешь ей о своей вере, она тут же откажется от убеждений, которых придерживается уже долгое время, ради чего-то нового. Вместо того чтобы резко заявлять, что религиозные обычаи, которыми так долго дорожили она и ее семья,— ложные, старайся терпеливо рассуждать с ней на основании Писания. Если ты посвящаешь много времени делам собрания, жена, возможно, чувствует себя покинутой. «Я хочу, чтобы ты уделял мне больше времени!» — может быть, именно это и есть причина того, что она противится твоим стараниям служить Иегове. Будь терпелив. Твое любящее внимание со временем может помочь жене присоединиться к истинному поклонению (1 Петра 3:8, 9; Колоссянам 3:12—14).
Муж, как глава семьи, должен учитывать и уважать мнение  супруги, а не подавлять ее. Поскольку речь идет о муже, который  только изучал Библию, то понятно, что он понять и научиться применять этот принцип сразу он не мог. Вторая претензия Зверевой – “замена приоритета семьи на интересы их общины. Приоритета общения и взаимной поддержки в семье – на общение и поддержку т.н. «братьев и сестёр».”   Что она здесь имеет ввиду не вполне ясно. Возможно имеется ввиду, то что муж стал посещать собрания и у него расширился круг знакомств. Зверева обвиняет его в игнорировании своих эмоциональных и физических потребностей. Но конкретных примеров не приводит. Очевидно, что формулировка обвинений, грубое, даже циничное искажение взглядов свидетелей Иеговы, отсутствие фактов указывают на фирменный стиль Станислава Ковтуна.

Поскольку муж Зверевой  предприниматель, то возможно он помогал своим советующим. Это вместе  с расширением круга общения могло вызвать элементарную ревность со стороны жены, которая считала, что все внимание мужа должно принадлежать ей, все ее желания должны выполнятся и т. д. А тут вдруг муж решил вести себя иначе, стал общаться в обществе где довольно много женщин, стал помогать другим, да еще посмел указывать, что в семье главный он. К сожалению, Зверева не понимает одной простой вещи – за все что происходит в семье  ответственны оба супруга. Попытка переложить вину с себя на третью сторону, всегда указывает на желание избежать ответственности за свои поступки. Общение с отступниками только укрепило и развило это склонность Зверевой и подвело семью к краху. Очевидно, мужу  не очень нравилось общение с женой, которая не уважала его взглядов и он решил ограничить общение с ней в личной и профессиональной сфере (Зверевы были совладельцами предприятия). Возможно у него были и другие мотивы, никак  не связанные со свидетелями Иеговы.

Далее заявлении Зверевой  идет пространное описание конфликта связанного с разделом имущества. Поскольку факты  известны только с одной стороны и нет никакой возможности их проверить, я не вижу необходимости комментировать эту часть заявления.
Я вполне могу допустить, что и действия  Зверева по отношению к жене были не всегда верными. Человек не может измениться сразу, на это нужно время. Только познакомившись с библейскими принципами, человек не имеет опыта их применять, “старая личность” будет  проявлять себя.  Все эти негативные  проявления окружающие часто связывают с тем что человек общается  со свидетелями Иеговы, и реагируют негативно. Но проходит время – и они начинают замечать, что человек меняется в лучшую сторону. Если в семье  не было особых проблем то это период хотя и неприятный  но заканчивается вполне благополучно. Если проблемы есть, а решать их желает только одна сторона – благоприятный исход маловероятен. Муж Зверевой стал свидетелем Иеговы только в июле 2014. Возможно, этим и объясняется появление ее заявления только сейчас.

Что же Зверева хочет от прокуратуры? Проверки “«бесплатного изучения Библии», в результате которого, происходит обучение такому «главенству мужа», которое лишает жену всяких прав на общение, на пользование совместным имуществом, всяких материальных и не материальных прав.”  Обучают ли свидетели Иеговы такому? Вот цитаты  из публикаций свидетелей Иеговы, которые  используются при обучении:

*** lv гл. 11 с. 125—126, абз. 12 «Брак у всех да чтится» ***Стоит помнить, что то, как ты говоришь в семье, влияет на твои отношения с Иеговой. В Библии сказано: «Если кто-то думает, что поклоняется Богу правильно, но не обуздывает свой язык, он обманывает свое сердце и его поклонение бесполезно» (Иакова 1:26). Твоя речь тесно связана с поклонением Богу. В Библии не одобряется такое мнение: пока ты служишь Богу, не так важно, что происходит дома. Но, пожалуйста, не обманывайся. Это серьезный вопрос (1 Петра 3:7). Возможно, у тебя есть способности и ты ревностно служишь Богу, но если ты намеренно ранишь мужа или жену словами, то бесчестишь свой брак и Бог может посчитать твое поклонение бесполезным.

*** fy гл. 13 с. 156, абз. 9 Если брак на грани распада ***9 Когда муж и жена расходятся во мнениях, каждый из них должен быть «скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иакова 1:19). Внимательно выслушав друг друга, оба супруга могут понять, что должны извиниться (Иакова 5:16). Чтобы произнести искренние слова: «Прости, что причинил тебе боль», нужны смирение и мужество. Но супругам очень полезно улаживать разногласия именно так; это поможет им не только разрешать проблемы, но и развивать сердечные и тесные отношения, которые позволят им находить больше удовольствия в общении друг с другом.

 “Провести проверку основополагающих доктрин и догматов самого учения, основанного на патологической лжи руководителей ОСБ, и лицемерии его распространителей.  А так же проверку методов, при помощи которых оно насаждается.”  Данное  требование явно написано под влиянием отступников, и выглядит просто нелепым. Проверка доктрин религиозной организации  выходит за пределы компетенции прокуратуры. Этим занимается экспертный совет  при Минюсте, и свидетели Иеговы проходили такую проверку неоднократно при регистрации централизованной религиозной организации. Само требование многое говорит о личности Зверевой, и  источнике ее предубеждений по отношению к свидетелям Иеговы.

“Разъяснить, каким образом возможно существование семьи под контролем «брата» Виталия или любых других «братьев» ОСБ. И какие методы использует руководство ОСБ для обучения этому контролю старейшин и надзирателей, по  отсеиванию «несогласных» с таким контролем. “   Старейшины свидетелей Иеговы не имеют права вмешиваться в  семейные отношения заинтересованных и даже возвещателей собраний. И они действительно этого не делают. Все что они могут, это дать совет, если человек сам его попросит, предложить варианты решения проблемы. Но они не вправе указывать человеку как поступать в той или иной ситуации. Совет  как  правило выглядит так: принцип – библейские стихи на котором он основан  - выбор человека как этот принцип применить в его ситуации. В отношении ситуаций  с раздельным жительством, или разводом четко указано, что решение по таким вопросам принимает только человек которого это касается, никто не имеет права его склонять к разводу, или отговаривать от него.

Далее в заявлении Зверева прямо, или намеками высказывает основные  обвинения со стороны отступников – корректировка Библии под себя, коррекция учений, запрет на знакомство с критикой, высшее образование. Все это не имеет никакого отношения к ситуации в ее семье. Отступники  просто используют  таких недовольных свидетелями Иеговы людей для трансляции своих идей и привлечения  внимания правоохранительных органов. Тем нужен только повод для продолжения преследования свидетелей Иеговы в России. Судя по комментарию Ковтуна к  заявлению, им движет отнюдь не желание  помочь сохранить религиозно разделенные семьи. Отступники вроде него действительно могут  оказать поддержку в ненависти, неприязни, предвзятости к свидетелям Иеговы. Но кому такие чувства  помогли жить счастливо и сохранить семью?

вторник, 11 ноября 2014 г.

Используют ли свидетели Иеговы средства не по назначению?



Характерная особенность критики свидетелей Иеговы – это создание сенсаций из ничего. Очень странно и горько видеть, как бывшие братья морально деградируют  высасывая из пальца липовые  обвинения.  Иногда такие обвинения касаются финансовой деятельности свидетелей Иеговы. Как всегда помешанные на конспирологии личности, заявляют, что “Общество Сторожевой Башни”, что-то скрывают от общественности.  Вот одно из последних таких обвиненений: И вот одно из последних известий, когда Watchtower Bible & Tract Society of New York, была замечена на рынке сельскохозяйственных инвестиций.  Таким образом, очевидно, что Организация не только использует предоставленные ей средства не по их прямому назначению, но еще и поддерживает этот "мир сатаны", вкладывая пожертвованное на "дело Царства" в его развитие”

Действительно на сайте “Global AgInvesting” действительно есть сведения о финансовых вложениях “Общества Сторожевой Башни”. Поскольку эти данные общедоступные, возникает вопрос к  конспирологам, зачем Обществу, которое, якобы что-то скрывает сотрудничать с организациями, которые могут публиковать информацию о их финансовых вложениях? Поскольку приверженность к  конспирологии, это явно признак психического расстройства, то адекватного ответа на этот риторический вопрос от них не будет.

Теперь рассмотрим вопрос с другой стороны – нарушает ли финансирование сельского хозяйства этические  принципы свидетелей Иеговы? Для любого здравомыслящего человека ясно что нет. Является ли такое финансирование использованием пожертвований  не по назначению? “Общество Сторожевой Башни” может использовать финансы с целью получения прибыли которая будет  потрачена на дело всемирной проповеди, помощь пострадавшим от стихийных бедствий и т. д В этом нет ничего противозаконного и неэтичного, так как финансы остаются в в организации, а не в карманах руководителях. Есть еще один нюанс. Пожертвование свидетели Иеговы могут принимать в разной форме, в том числе в виде акций и облигаций: 

*** w92 1/12 с. 27 Не торговцы Словом Бога ***АКЦИИ И ОБЛИГАЦИИ: В Общество Сторожевой Башни могут быть пожертвованы акции и облигации в качестве дара или при условии, что доход будет оплачиваться жертвователю и в дальнейшем.

Если Общество имеет в собственности акции сельскохозяйственных компаний, то понятно что оно будет фигурировать как инвестор в отчетах соответствующих организаций. Свидетели Иеговы не являются  миротвергающей религией. Они отвергают только сотрудничество в политической сфере. Но понятно, что они вынуждены вести экономическую деятельность – покупка материалов и оборудования для  печати, производства разных информационных материалов, строительства и т. д означает  финансирование компаний-производителей. В случае с инвестированием сельского хозяйства, то это можно рассматривать даже как  гуманитарную акцию, а не как финансирование “мира Сатаны”.

воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Свидетели Иеговы и общество. Ответ на статьи Вениамина Яковлева.



Как свидетели Иеговы  относятся к обществу, и как  общество относится к ним? Эти вопросы  рассматривал в своей статье блогер Вениамин Яковлев. На мой взгляд,  его критика свидетелей Иеговы очень напоминает советскую пропаганду, и  то что подобная риторика до сих пор находит отклик у  россиян  мне кажется очень тревожным признаком. Большинство критиков свидетелей Иеговы и относятся к свидетелям Иеговы весьма  предвзято из-за дезинформации. Вот Вениамин Яковлев описывает отношение свидетелей Иеговы к обществу следующими словами“
"Кроме того, Свидетелям внушается отношение к обычным людям - на уровне недоверия, потому что они "мирские", не-Свидетели, и отношение к ним часто недоверчиво-настороженное-презрительное-высокомерное-сочувственное. То есть взгляд обычно такой: "Эти люди - не Свидетели, они не разделяют наших убеждений, не ведут жизнь в согласии с нашими учениями, поэтому они беспринципные, лживые, от них можно ожидать чего угодно, кроме того Бог их не любит так, как любит нас, Христос отдал жизнь только за тех, кто будет слушаться Бога и нашу Организацию, а не за всех подряд. Кроме того, эти люди живут в "мире сатаны", сатана на них воздействует, этот мир "во власти сатаны", потому доверять этим людям, все равно, что доверять сатане. Рано или поздно обязательно обманут".”
Откуда такие выводы у Вениамина, мне не известно. Возможно, у кого-то из свидетелей Иеговы  есть такое отношение к другим. Но есть ли основание  говорить, что такое отношение характерно для всех свидетелей Иеговы?  Поощряет  ли сама религиозная организация отношение к другим людям? Часто люди обвиняют других в мыслях и намерениях, которые имеют сами. Мне кажется здесь именно такой случай. Презрительно-высокомерное отношение к другим людям свидетели Иеговы явно не одобряют. Сочувственные отношение вполне нормально для религиозного человека, и в частности для христианина. Насчет недоверчивости и насторожённости, то такое отношение зависит от качеств человека, а не просто от того что он не свидетель Иеговы. Свидетели Иеговы  отнюдь не считают, что все кто не разделяет их взглядов беспринципны и лживы. Если так  относится к людям, то проповедь не принесет никаких результатов. На оборот, участие  в проповеди приучает свидетелей Иеговы искать общее,, хорошее в человеке, а не судить его. Вениамин не до конца понимает  взгляды свидетелей Иеговы – Христос отдал жизнь за всех, но его жертва применима только к тем, кто желает быть послушным Богу. Каждый человек свободен выбирать, и свидетели Иеговы уважают эту свободу. Если люди находятся во власти Сатаны, то им нужна помощь, и свидетели Иеговы  готовы ее предоставить. В общении с другими свидетели Иеговы  придерживаются разумной  осторожности, но не считают, что доверять мирскому человеку, это все равно доверять Сатане. Если вместо свидетели Иеговы в этом отрывке поставить православные, а вместо “мирские” – “сектанты”, “американцы” и т. д, то получите  куда более правдоподобную картину.

Довольно интересен анализ Вениамином Яковлевым общественных связей свидетелей Иеговы. Говоря о деловых связях он отмечает, что: “ Если Свидетели жестко следуют быть "честными" до умопомрачения, то в большинстве случаев у других людей создается о них впечатление неадекватных взглядов,”. Боюсь, что только в некоторых странах честность будет воспринята как неадекватность. Нельзя быть честным до “умопомрачения”, можно быть честным, или нет.

Утверждение  о родственных связях свидетелей Иеговы: “Если родственники не разделяют религию Свидетелей, то либо попадают в разряд "врагов", либо в разряд "мирских" (что часто почти синонимы. "Враги" - это лишь "враждебно настроенные мирские"). Крайне редко бывает, что родственные связи сохраняются близкими и теплыми, если у Свидетеля родственники не-Свидетели.”” в большинстве случаев не соответствует  действительности. Если родственники  уважительно относятся к  взглядам свидетелей Иеговы отношения будут сохранены, никто не будет считать их врагами и т . д. Даже если с начала родственники категорически против свидетелей Иеговы, со временем такое отношение изменяется на более терпимое. нейтральнее и даже вполне позитивное. Свидетели Иеговы рекомендуют оказывать уважение и уделять внимание  родственникам, даже если они не разделяют взгляды свидетелей Иеговы. Я лично видел такие  примеры, и могу с уверенностью утверждать , что большинство свидетелей Иеговы  заботятся  о своих родственниках, даже если те не разделяют их взглядов.

Вениамин прав, что “что данная религия учит смотреть на всех вокруг, как на возможных, потенциальных Свидетелей”, но это обычно для всех христианских конфессий.  Свидетелей Иеговы учат учитывать и  понимать точку зрения собеседника но при этом придерживаться  своей. Поэтому нельзя сказать что в проповеди не происходит обмена мнениями. Так же свидетели  не навязывают свою точку зрения – они действуют методами рационального убеждения, используя стандартные  риторические и педагогические приемы.

Вениамин Яковлев считает, что “Иметь для Свидетеля "мирских" друзей - это моветон (дурной тон). Во всяком случае так относятся к этому в социуме Свидетелей, именно так учат их идеологи-руководители, стараясь замкнуть их исключительно на социуме в своей Организации.” Для начала стоит разобраться,  что такое дружба - личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Для свидетеля Иеговы  его вера занимает исключительно важное место в жизни. Можно ли в таком случае говорить о дружеских отношениях свидетеля иеговы с человеком. который имеет  другие  взгляды и интересы? Таки отношения  могут быть приятельскими, уважительными но вряд ли стоит называть это дружбой. Тесные взаимоотношения  с людьми других взглядов, с другими ценностями будут так или иначе влиять на человека. поэтому свидетели Иеговы будут сознательно избегать тесного общения и соответственно влияния людей с другими убеждениями. в конце концов  это совершенно естественно – мы ищем друзей среди тех кто имеет общие взгляды и ценности с нами. “Именно поэтому часто эту Организацию именуют "сектой". Именно в сектах существуют исключительно замкнутый социум, остальных людей стараются выдать за врагов, даже если они родственники, если они не разделяют учения секты или, тем более, выступают против них, даже из самых лучших побуждений.” Слово “секта”  это не более чем оскорбительный  ярлык, который применяется избирательно. Одна из главнейших функции  религии – интегративно-дезинтегративная -  функция объединения людей со схожими взглядами и отделения их от других. Дружеские отношения с представителями других религий прямо запрещены  в иудаизме и исламе. И евреи и мусульмане формируют замкнутые этно-религиозные сообщества, но при этом их никто не называет “сектами”. Свидетели Иеговы не стараются отгородиться от общества, создать собственные  коммуны, поселения  и т. ., как  поступали ранее амиши, меннониты, гуттериты и  русские  старообрядцы. Они живут и работают в обществе и в действительности открыты для всех – посетить собрания, получить религиозную литературу может каждый. В этом существенную помощь оказывает и интернет-сайт свидетелей Иеговы jw.org. Еще недавно свидетелей Иеговы обвиняли, что на их официальном ресурсе watchtower.org очень мало литературы. Теперь ситуация изменилась, и на сайте  представлены практически все издания свидетелей Иеговы включая внутренний бюллетень “Наше царственное служение” . И  пять критика и опять презрительное отношение и название свидетелей Иеговы “людьми jw.org”.

По мнению Вениамина Яковлева,  отношения между свидетелями Иеговы “можно рассматривать как... ДЕЛОВЫЕ, а не как  религиозно-родственно-личные”.  Объяснение  для такого вывода Вениамин приводит следующее: “Есть некая организация, можно сказать "религиозная корпорация", внутри неё устанавливаются и действуют некие корпоративные правила, законы, инструкции, негласные (полуофициальные) правила, существует система корпоративного поощрения и наказания, существует корпоративная иерархия (как бы Свидетели это не отрицали)”. Но ведь описанное характерно для всех без исключения  религиозных организаций. Здесь мы видим типичную особенность современных критиков свидетелей Иеговы из числа агностиков и атеистов. Идейные пропагандисты атеизма, поступали гораздо честнее критиков типа  Вениамина Яковлева – они критиковали все  религии без исключения. То что пишет Яковлев, носит все признаки дискриминации – свидетелей Иеговы он обвиняет в том, что является общим для всех религий, и по существу вполне естественным и нормальным. Например превалирование религиозных отношений и интересов, над личными, дружескими и родственными отношениями прямо поощряется и даже предписывается в Библии. Закон предписывал истребить грешника из народа, не взирая на то что он мог быть другом или родственником. По сути древние евреи уже имели зачатки правового общества – существовала диктатура закона, одинакового для всех, исполнение которого не зависело от предвзятости и личных предпочтений. Для России, где такого не было ни в 19, ни в 20 веке группа которая живет по четким правилам, одинаковым для всех будет выглядеть упреком и вызывать отторжение.

Вениамин не дает  определения  религиозных и деловых отношений. По сути он смешивает эти два понятия. Совместное участие в религиозной деятельности являются именно религиозными отношениями, хотя в них могут присутствовать и личные отношения, хотя далеко не всегда это уместно и поощряется. Например, воз вещателей  побуждают быть в служении с разными людьми, не взирая на возраст, опыт и  т. д. Но конечно, личные отношения сказываются  на том с кем возвещатель будет в служение чаще.

Установление личных отношений с теми кому  проповедуешь, или изучаешь, необходимо. И такой интерес должен быть искренним. Иначе не стоит надеется на успех. Но личные отношения не всегда означают близкие  отношения – разумная дистанция вполне уместна.
Вениамину, очевидно, не понятно, что религия выполняет в обществе важнейшую роль – регулятивную. Она регулирует те сферы личной жизни, которые нельзя, или невозможно регулировать законами государства. По этому  не стоит обвинять свидетелей Иеговы в том, что их религия влияет на все сферы  их жизни. Если человек действительно верующий, то религия будет влиять на его жизнь.

Вениамин пишет, что “Свидетеля учат так, чтобы вся его жизнь вращалась вокруг религии”,  но такой  подход характерен для всех религий. Так же Вениамин считает, что “как правило, у большинства Свидетелей нет никаких хобби и увлечений. Как правило они серьезно не занимаются спортом.”. Интересно, а много ли свидетелей Иеговы он знает? Среди моих знакомых есть свидетели Иеговы  которые занимаются фотографией, пишут стихи рисуют  и т. д. “Отдых в их социуме обычно довольно однообразен и скушен, за редким исключением”. Интересно, а за многими ли вечеринками свидетелей Иеговы  наблюдал Вениамин Яковлев? Очевидно. что нет. Так за чем же писать о том, о чем не имеешь ни малейшего представления? Свидетели Иеговы не отмечают праздники не для того что бы ограничить общение с другими, и не для того что бы вытравить личную индивидуальность. Как правило представители одной религии не празднуют праздники другой, тем более если  ети праздники  подчеркивают чуждые  идеалы и обычаи. Свидетели Иеговы  дарят  подарки друг-другу, и и это гораздо больше подчеркивает индивидуальность и личную значимость человека, чем подарки по стандартным поводам, потому что так  принято.

Критические статьи в адрес свидетелей Иеговы никогда не обходятся без явных ляпов. Например Вениамин пишет. что свидетели Иеговы  крестят "во имя Отца, сына и Организации"ели Иеговы крестят "во имя Отца, сына и Организации". Откуда он это взял не известно. Можете поискать подобное словосочетание в Библиотеке свидетелей Иеговы на официальном сайте, что бы убедиться что его нет в обиходе свидетелей Иеговы.

У Вениамина есть явные трудности с пониманием религии, что не удивительно для человека знакомого с ней  только по курсу научного атеизма. Ряд понятий поэтому для него оказываются недоступными. Например  понятие  “совести”. Словосочетание “обученная совесть” для него выглядит новоязом, для него “совесть” у человека есть. либо ее нет. Что ж обратимся к  словарю. Совесть -  способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков. Совесть это не врожденное свойство личности, а качество формирующиеся в процессе воспитания. Нравственные ценности в разных культурах и религиях разные.  Отсюда и  совесть у носителей этих культур и религий будет  разной. Для народов  живущих на уровне родо-племенного строя, убить человека из другого племени совершенно нормально. Потому что он для них не воспринимается как человек, как  равный – он другой, чужой. Для христианина – любое убийство недопустимая вещь. Для мусульманина иметь несколько жен нормально, для христианина – это совершенно недопустимо. Вот вам и примеры  по разному обученной совести. Конечно, принимая взгляды свидетелей Иеговы, человек должен принять и  их нравственные идеалы и изменить свое  отношение и нравственную оценку многих вещей, это и является воспитанием совести. Почему-то Вениамин считает что нельзя изменять учения, но в действительности нет ни одной религии в которой не происходили бы те или иные изменения в догматике. Основные взгляды свидетелей Иеговы  оставались неизменными. Обвинение  в нечестности и обмане, тут совершенно не уместно – свидетели Иеговы  единственная деноминация, которая признает, изменение в понимании Библии и второстепенных вопросов догматики. Большинство традиционных христианских конфессий  отрицают историю догматов – догматы  были известны со времен апостолов и с того времени не менялись. Любой историк скажет вам, что это было далеко не так.

Вениамин пытается показать разницу между  “организацией-социумом” и “организацией-руководством”. Такое разделение было бы справедливо для большинства церквей, где есть четкое различие между клиром и мирянами. У свидетелей Иеговы этого нет – какое  бы положение не занимал человек в  организации он обязан посещать местное собрание свидетелей Иеговы, участвовать в проповедническом служении и  т. д. Даже  те, хто входят в Руководящий совет, выполняют так же обязанности старейшин в обычных собраниях и должны прислушиваться к советам, которые  дают им другие старейшины. Они не рассматривают свидетелей Иеговы как свою собственность – на оборот, они действуют как часть этого общества на равне со всеми. У меня создалось впечатление, что Вениамин Яковлев считает, что свидетели Иеговы могут существовать сами по себе, без руководителей. Но ведь именно это руководство  прилагало огромные усилия для воспитание и образование верующих. И здесь конечно, важны  так же усилия каждого отдельного свидетеля Иеговы, что бы религиозная организация к которой он принадлежит. И естественно, что все это невозможно само по себе без руководства Бога. Если руководство свидетелей Иеговы и вводит какие-то правила и дает инструкции  то они являются общими для всех. Если вводится  новый метод проповеди – первыми его опробуют именно руководители. Нет  так же доказательств  что руководство свидетелей Иеговы обогащается за счет верующих. Условия  жизни в Вефилях, питание, условия  работы  приблизительно одинаковы для всех.  Никаких сведений  о дорогих автомобилях, яхтах, виллах принадлежащих отдельным членам Руководящего совета нет  -все что у них есть это комната в Вефиле. Да они живут в комфортных условиях, которое далеки от роскошных по меркам стран. Но с другой стороны, этот комфорт необходим для эффективной  и  плодотворной работы.

Вениамин плохо знаком с реалиями организации свидетелей Иеговы, иначе  не писал бы следующего:“Больше религиозных "профессионалов" хороших и разных! Больше собирателей "пожертвований"! Больше "надзирателей" над "овцами" и желательно с большими ножницами, а то и ножами! И это "некоммерческая религиозная организация", которая постоянно богатеет за счет социума, присваивает себе плоды социального труда и пытается всегда откреститься от реальных затрат на помощь кому-то нуждающемуся, переложив данную помощь на сам социум, обычных людей, которые не могут оставаться равнодушными к чьим-то нуждам?”  У свидетелей Иеговы крайне малая часть религиозных служителей живет за счет религиозной организации – это работники Вефилей, районные надзиратели, миссионеры и спецпионеры. В последнее время наметилась тенденция по сокращению числа Вефилей и соответственно их сотрудников. Ни один из религиозных служителей, находящийся  на содержании у религиозной организации, не получает от этого дохода – ему только компенсируются  затраты на проезд, предоставляется жилье и пропитание. Да  религиозная организация  имеет значительные средства, которые тратит на религиозную деятельность, но если учесть масштабы деятельности то средства не кажутся столь уж значительными. При всем желании 8 000 000  религиозная организация   не может решить все проблемы 6 000 000 000 человечества. Поэтому  гуманитарная помощь направляется туда где она нужна более всего. И да христиане обязаны оказывать друг другу посильную помощь, и только в случае если это невозможно помощь оказывает религиозная организация. Скорее всего, Вениамину вообще не понятно, что такое “некоммерческая организация”. Что ж советую взять словарь и прочитать.
Интересны претензии Вениамина к практике исключения из собрания. В любом социуме есть лидеры,  которые собственно и устанавливают правила участия в данной конкретной группе. В случае со свидетелями Иеговы, то правил придуманы не руководством, а взяты из Библии. Нет ничего нового и удивительного в том, что человек, будет подвергнут определенным санкциям, если его поведения, нормы и ценности, будут противоречить принятых в группе. Никто ведь не возмущается, если преступника изолируют от общества в тюрьме. Вы сами не захотите общаться с человеком, чье поведение полностью противоречит нравственным ценностям, которых придерживаетесь вы сами. Так почему же возникают претензии к практики исключения из собраний? Она ведь отнюдь не нова. Евреи в эллинистический  период, не могли исполнять смертные приговоры за нарушение Закона, и грешников стали изгонять из общин. С  ними нельзя было общаться, но их обеспечивали всем необходимым для жизни. Подобная норма  перешла и в христианские  собрания и существовала довольно долго. Со временем, в  традиционном христианстве эта норма подверглась изменениям – изгонять из церквей, или отлучать от церкви стали  преимущественно за взгляды, по политическим мотивам, а не за аморальные поступки.  В иудаизме, некоторых христианских группах вроде меннонитов, амишей, гуттеритов  исключение  из общин и запрет на общение с бывшими членами общины практикуется до сих пор, не вызывая особой критики. Почему же столько вопросов к свидетелям Иеговы по этому  поводу, да еще в совокупности с искажениями их взглядов? Вот пример, свидетелей Иеговы  обвиняют в том, что  в случае исключения из собрания, они запрещают  общаться даже с родственниками. В действительности, запрещено общаться только на религиозные темы, никто не призывает выгонять исключенных родственников из дома  и т. д. Если  же человек сам решает уйти из семьи, то это его выбор, но и  это не значит что с ним не будут обсуждаться семейные вопросы которые его касаются.

Каждый кто стает свидетелем Иеговы, знает эти нормы и согласен с ними, они промаются человеком осознанно и добровольно. Можно ли в таком случае считать человека рабом  руководства организации? Нет, поскольку руководство подчинено тем же самым нормам. Если человек с эти не согласен и хочет уйти это его дело. Насильно удерживать и шантажировать его никто не будет, но вполне естественно, что и отношения  с другими свидетелями Иеговы прежними уже не будут. Кстати,  свидетели Иеговы не скрывают практику  исключения  из собрания, от общественности. Вопросы связанные с исключением из собрания рассматриваются в общедоступной печатной литературе свидетелей Иеговы так и в материалах доступных на официальном сайте. То что  свидетели Иеговы не общаются  с исключенными из собрания, не означает что они их не любят. Исключение кого-то, неприятное и болезненное событие  для всего собрания.  Исключение – это в первую очередь исправительная мера, которая должна показать человеку отношение собрания к его поведению и поступку. Прекратить общение с человеком могут, даже в том случае, если его поведение, манеры и взгляды, противоречат библейским принципам, хоть и  не тянут на правовой комитет. По сути это сигнал, что человеку нужно что-то менять, что бы восстановить отношение. Это мало отличается от того, что происходит в быту, хотя  нормы, критерии и принципы другие.

Вениамин неправ, считая, что “как только ты перестанешь быть "сотрудником" данной корпорации, то ты мгновенно  выпадешь из "делового поля"”. Напомню, что Вениамин путает “деловые” и “религиозные” отношения, по этому игнорирует тот факт, что исключенный может посещать собрания, может  общаться со старейшинами собрания, обращаться к ним за помощью. Более того, старейшины обязаны посещать исключенных, если только те сами не выразят протест против таких посещений. До сих пор ни одно развитое государство не смогло найти  противоречий  между этой  практикой и законодательством демократических стран.  
Если  быть объективным, то приходиться признать, что изменение  религиозных или жизненных взглядов, не может не сказываться на дружеских, родственных и других социальных связях. Изменение мировоззрения. влечет за собой изменение круга общения, поведения  и т. д. Это вполне нормальные и естественные процессы и не понятно, почему их пытаются выдать за опасные в случае со свидетелями Иеговы.  Вениамин Яковлев  описывая взаимоотношения свидетелей Иеговы и ставит все с ног на голову. Не свидетели Иеговы  относятся ко всем остальным с подозрением, считают врагами, беспринципными, повальными лжецами и  т. д. Такой  подход характерен как раз для их оппонентов .  Ведь именно государство постоянно говорит об опасности сект, особо выделяя свидетелей Иеговы. В сектоведении, в частности православном, существует основной постулат: “все секты лгут”. Если государство и  церковь, воспитывают в людях жуткую средневековою ксенофобию, то ка же будут сохранятся социальные связи с людьми, которые будут иметь смелость и мужество избрать другие взгляды? Они станут отщепенцами, их загонят в подполье, перекроют бути к руководящим должностям, образованию и  т. д. Все это в истории России уже было, кстати, именно со свидетелями Иеговы. Вениамин, предлагает свидетелям Иеговы отказаться от “вредных учений”, иначе общество вынудит государство их запретить, но такое предложение просто оскорбительно для верующих людей. Да и не общество требует от государства запрета свидетелей Иеговы, а  наоборот, само навязывают обществу абсолютно неверные представления о религиозных меньшинствах. Свидетелей Иеговы запрещали во многих странах, пробивали даже физически уничтожить. В таких условиях свидетели Иеговы существовали и развивались десятилетиями. Так что напугать преследованиями свидетелей Иеговы вряд ли удастся, они к ним готовы и в России имеют не малый опыт противостояния властям. Преследование свидетелей Иеговы, разжигание ксенофобии и религиозной ненависти повредит больше государству, чем самим свидетелям Иеговы, как уже не однократно случалось в истории.